Дело № 2-449/2024
73RS0001-01-2023-007239-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Анциферовой Н.Л.,
при секретаре Бондарь А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеева Дениса Евгеньевича, Моисеевой Елены Александровны к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, администрации г.Ульяновска о признании недействительным включение в региональную программу капитального ремонта многоквартирного дома, незаконными и аннулировании начислений за капитальный ремонт жилого дома, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Моисеев Д.Е., Моисеева Е.А. обратились в суд с иском к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, администрации г.Ульяновска о признании недействительным включение в региональную программу капитального ремонта многоквартирного дома, незаконными и аннулировании начислений за капитальный ремонт жилого дома, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что они являются собственниками жилого помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>
В личном кабинете ООО «РИЦ-Ульяновск» в справке о начислениях и оплате по лицевому счету жилья за май 2023 года, увидели начисление взносов на капитальный ремонт в размере 18 500,15 руб. В платежке за апрель 2023 года данной услуги не было.
Согласно Региональной программе капитального ремонта, размещенного на сайте Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, их дома до октября 2023 года не было. В строке 775 региональной программы капитального ремонта был дом с указанием адреса: <адрес>
Адрес дома: <адрес> и до октября 2023 года данного дома в программе не было.
В октябре 2019 года Фонд выставлял собственникам их дома к оплате платеж за капитальный ремонт. После письменного обращения через официальный сайт Фонда на электронную почту Моисеевой Е.А. был направлен ответ, что многоквартирный <адрес> включенный в Программу не является их домом. Вследствие чего все начисления в октябре 2019 года были сняты.
Но, несмотря на данный в октябре 2019 года ответ Фонд в мае 2023 года выставляет собственникам дома задолженность за период с октября 2019 г. по май 2023 г. по истечении пяти лет, введя собственников помещений в долги.
Кроме того, в ноябре 2023 года Фонд подал исковое заявление о взыскании данной задолженности и пеней за период с октября 2019 года в общей сумме 24 028 руб. 65 коп., а также госпошлины в размере 920 руб. 86 коп.
Из ответа прокуратуры Заволжского района г. Ульяновска 06.08.2023 на обращение следует, что <адрес> включен в Программу без наименования пос. Ленинский.
Внесение указанных сведений стало возможным в виду предоставления недостоверных сведений органом местного самоуправления.
В этой связи Главе города было внесено представление.
По результатам рассмотрения прокурорского реагирования постановлением правительства Ульяновской области от 27.10.2023 № 554-п в Программу внесены сведения об адресе многоквартирного дома <адрес> с указанием населенного пункта <адрес>
Согласно Письму ФНС России от 31.12.2019 № ГД-4-14/27333 «Об отдельных опросах, связанных с размещением сведений об адресах в Государственном адресном Реестре» обязательными адресообразующими элементами при присвоении адресов объекта является наименование страны, наименование города федерального значения, вид и Наименование внутригородской территории, города федерального значения тип и Наименование населенного пункта (в случае, если наименование населенного пункта отличается от наименования самого города федерального значения), тип и наименование элемента планировочной структуры, тип и наименование улично-дорожной сети, тип(ы) и Номерная часть(и) объекта адресации.
Населенный пункт является обязательным адресообразующим элементом при присвоении (изменении, аннулировании) наименований элементам планировочной структуры или элементам улично-дорожной сети, за исключением адресообразующих элементов, расположенных вне границ населенного пункта (пункты 5 и 42 Правил Присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221).
Так как <адрес> расположена в двух районах города (в Ленинском и Заволжском), и почти в каждом поселке Ульяновской области, то разъяснения Фонда о том, что их дом был включен в Программу с 2019 года без указания пос. Ленинский считают несостоятельным.
Возникает вопрос, почему Фонд на протяжении 5 лет имея информацию о том, что дом должен быть внесен с указанием населенного пункта - пос. Ленинский, не предпринимал никаких действий, не вносил изменения в адрес дома, не начислял платежи за взносы на капитальный ремонт.
До мая 2023 года Фонд не присылал квитанций на уплату взносов на капитальный ремонт дома.
Никаких уведомлений от органа местного самоуправления собственникам дома с октября 2019 года не поступало.
Фонд обязан ежемесячно подавать отчет в орган жилищного надзора информацию о домах, включенных в Программу, вести учет средств поступивших на счет Фонда, а также данная отчетность подлежит ежегодному аудиту.
Таким образом, до мая 2023 года сведения по дому <адрес> никому не подавались, учет никакой не велся.
Из-за действий Фонда и администрации г.Ульяновска собственникам многоквартирного дома <адрес> незаконно начислена плата по взносам на капитальный ремонт дома с октября 2019 года, а также в октябре 2023 года дом был включен в Программу без соблюдения порядка предусмотренного ЖК РФ и Закона Ульяновской области № 108-ЗО от 05.07.2013 «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области».
А именно, собственники в многоквартирном доме не были проинформированы администрацией г.Ульяновска о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и не было организовано общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Даная обязанность предусмотрена ч. 6 ст. 170 ЖК РФ.
Кроме того, администрация г.Ульяновска самостоятельно приняло решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении их дома на счете регионального оператора и не уведомило собственников помещений о принятом решении, в том числе с использованием системы, так как никаких уведомлений не получали.
Так же никаких платежных документов не получают и по сегодняшний день.
Таким образом, считают, что включение в октябре 2019 года якобы их дома в Программу прошло с нарушением норм жилищного законодательства, а, следовательно, должно быть признано недействительным.
Считают, что действия Фонда и администрации г. Ульяновска нарушили их права и законные интересы, предусмотренные ЖК РФ и Законом Ульяновской области № 108-ЗО от 05.07.2013 «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области».
На каком основании ответчики считают, что можно включить дом в Программу без соблюдения норм жилищного законодательства, поставив не в равные условия собственников одного дома перед другим.
Даже тот факт, что Фонд повесив долг почти в 20 000 руб. через 6 месяцев выходит с иском к ним с начислением пеней за все пять лет, в течение которых платежных документов не получали и никаких начислений по лицевому счету не было.
То есть опять их права по своевременному внесению платежей без начисления пеней и взыскания государственной пошлины были нарушены.
У них никогда за время владения данной квартиры не было задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, считают, что своими действиями Фонд и администрация г.Ульяновка причинили моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, а именно в нарушении их права и законных интересов.
Просят признать недействительным включение в Программу 28.06.2019 многоквартирного дома <адрес> без указания населенного пункта: пос.Ленинский; незаконными действия Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области по начислению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> до 01.10.2023; обязать Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области снять начисление платы взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, с 01.10.2019 по 30.09.2023 в размере 20 897 руб. 55 коп.; администрацию г.Ульяновска проинформировать собственников многоквартирного <адрес> о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта; взыскать с ответчиков в солидарном компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., почтовые издержки.
Истец Моисеева Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что начисления Фонда незаконные. Ей не было известно о том, что дом включен в региональную программу. Только в октябре 2023 года с учетом принятых изменений дом включен в региональную программу. Соответственно, только с октября 2023 года они как собственники оплачивают взносы по капитальному ремонту. До этого момента все начисления незаконные. Кроме того, Фондом при подаче искового заявления в мировой суд не был учтен срок исковой давности.
Истец Моисеев Д.Е. в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области Ильичева Е.П. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 № 51-П была утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы, которая была опубликована в газете «Ульяновская правда» № 26 от 24.02.2014. Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию в 2012 году. Вышеуказанный МКД включен в Программу с 01.10.2019 постановлением Правительства Ульяновской области № 302-П от 28.06.2019, однако, без указания <адрес> В настоящее время администрацией г.Ульяновска внесены соответствующие изменения в региональную программу. Собственниками МКД, расположенного по адресу: <адрес> общее собрание собственников по выбору способа формирования фонда капитального ремонта не проводилось. Начисление по взносам на капитальный ремонт, Фондом производилось и производится на законном основании. Причин для снятия начислений по взносам на капительный ремонт не имеется.
Представитель ответчика администрации г.Ульяновска Домаева И.В. в судебное заседание не явилась, извещалась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из письменного отзыва следует, что исковые требования не признает. В соответствии с постановлением Правительства от 06.03.2017 № 94-П утверждён порядок внесения изменений в региональную программу, предусматривающий, что решение о внесении изменений в региональную программу принимается Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск», созданной исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 10.08.2023 на заседании Комиссии рассмотрен вопрос о корректировке адреса многоквартирного дома по адресу: <адрес> с заменой на адрес: <адрес> Данный вопрос решён положительно. Протокол Комиссии № 19 от 10.08.2023 направлен в Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области. 06.09.2023 на заседании Комиссии по принятию решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, принято решение об изменении адреса по многоквартирному дому по адресу: <адрес>. Взносы собственников помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт осуществляется на основании положений действующего федерального законодательства. Взносы на капитальный ремонт являются обязательными для собственников помещений в многоквартирных домах.
Представители третьих лиц ООО «РИЦ-Ульяновск», ООО «Управляющая компания Стройинвест» в судебное заседание не явились, извещались.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Сторонам была разъяснена ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами.
Гражданским законодательством, в частности ст.12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
Как следует из материалов дела, Моисеев Д.Е. и Моисеева Е.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 187-190).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 № 51-П утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы, которая была опубликована в газете «Ульяновская правда» № 26 от 24.02.2014.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию в 2012 году.
Данный многоквартирный дом включен в Программу с 01.10.2019 постановлением Правительства Ульяновской области № 302-П от 28.06.2019, без указания в адресе наименования населенного пункта (пос. Ленинский).
В соответствии с постановлением Правительства от 06.03.2017 № 94-П утверждён порядок внесения изменений в региональную программу, предусматривающий, что решение о внесении изменений в региональную программу принимается Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск», созданной исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
10.08.2023 на заседании Комиссии рассмотрен вопрос о корректировке адреса многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с заменой на адрес: <адрес> Данный вопрос решён положительно.
Протокол Комиссии № 19 от 10.08.2023 направлен в Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.
06.09.2023 на заседании Комиссии по принятию решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, принято решение об изменении адреса по многоквартирному дому по адресу: <адрес>
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.10.2023 № 554-п в региональную программу внесены сведения об адресе МКД № 21 с указанием населенного пункта.
Согласно справке о начислениях и оплате по лицевому счету № № у Моисеевых Д.Е., Е.А. имеется задолженность по оплате услуги капитальный ремонт по состоянии на 15.12.2023 в размере 21 495 руб. 90 коп. (без учета пени) (л.д. 143-144).
Бремя содержания имущества, в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, возложено на собственника такого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно положениям ст. ст. 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что по выбору собственников помещений в многоквартирном доме фонд капитального ремонта формируется одним из двух способов, а именно путем перечисления взносов на капитальный ремонт: на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (в той же редакции) установлено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 указанной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 той же статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 названного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Собственниками МКД, расположенному по адресу: <адрес>, общее собрание по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта не проводилось, в связи с чем начисление по взносам на капитальный ремонт производятся региональным оператор – Фондом модернизации ЖКК Ульяновской области.
На основании ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 названного Кодекса.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, определенного в соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
При этом, согласно положений статьи 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме.
По смыслу приведенных норм, право распоряжаться денежными средствами, находящимися на специальном счете, принадлежит собственникам помещений.
Исходя из положений статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, в функции регионального оператора входит лишь открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в МКД на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.
Обязанности регионального оператора как владельца специального счета применительно к контролю за формированием фонда капитального ремонта определены в статье 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 названного Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 172 Жилищного кодекса).
В силу части 2 статьи 172 Жилищного кодекса региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
Согласно пункту 7 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы», предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств.
Как отметил Конституционный суд РФ в Определении от 25.04.2023 № 8701-О, част 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации выступает элементом правового механизма по формированию фонда капитального ремонта многоквартирного дома в целях обеспечения сохранности как каждого конкретного помещения в нем, так и самого дома в целом. В силу буквального своего значения она не предполагает взимания взносов на капитальный ремонт за один и тот же расчетный период с бывших и нынешних собственников помещения в многоквартирном доме, не вступает в противоречие с требованиями Конституции Российской Федерации.
Доводы истцов о том, что администрацию г.Ульяновска обязана проинформировать собственников многоквартирного <адрес> о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, суд отклоняет.
Постановлением Правительства Ульяновской области № 269-П от 14.06.2018 утверждено Положение о порядке информирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Настоящее Положение определяет порядок информирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (далее также - органы местного самоуправления) собственников помещений в многоквартирных домах (далее также - собственники) о способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее также - фонд капитального ремонта, капитальный ремонт соответственно), о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта.
Информирование собственников по вопросам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется посредством размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт органа местного самоуправления) следующей информации:
- определение понятия «фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме»;
- сведения о сроках наступления у собственников обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, о сроках принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта;
- перечень и описание способов формирования фонда капитального ремонта, сведения об особенностях уплаты взносов на капитальный ремонт, правах, обязанностях, ответственности собственников в зависимости от выбранного ими способа формирования фонда капитального ремонта;
- порядок принятия и реализации собственниками решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта;
- сведения о последствиях непринятия собственниками в установленный срок решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Именно собственники многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством должны принять решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта путем созыва общего собрания собственников МКД.
Доводы Моисеевой Е.А. о том, что Фондом при подаче искового заявления не был учтен срок исковой давности, суд считает необоснованными.
Как следует из материалов дела, Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области обратился к мировому судье судебного участка № 8 Заволжского судебного района г.Ульяновска с исковым заявлением к Моисеевой Е.А., Моисееву Д.Е. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 24 028 руб. 65 коп. за период с 01.10.2019 по 30.09.2023.
Определением мирового судьи судебного участка № 8 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 14.12.2023 исковое заявление Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области оставлено без рассмотрения.
Согласно ч. 1 ст. 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором (часть 2).
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С истечением срока исковой давности субъективное право кредитора не прекращается, но возможность его защиты в судебном порядке будет утрачена, если должник заявит о необходимости применить срок исковой давности. Такой срок может быть применен только по заявлению должников (ответчиков) в рамках предъявленного к ним иска о взыскании задолженности. В отсутствие иска о взыскании образовавшейся задолженности, сроки исковой давности в данном споре неприменимы.
При рассмотрении настоящего дела требований о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт ответчиком заявлено не было, в связи с чем, положения ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации о сроках исковой давности при рассмотрении данного дела применены быть не могут.
Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, не предусмотрена возможность признания задолженности отсутствующей, требования о взыскании которой не были предъявлены в пределах срока исковой давности.
Признание задолженности отсутствующей, по которому истек срок исковой давности, является правом, а не обязанностью кредитора, и списание долга осуществляется кредитором только после принятия всех возможных мер к принудительному взысканию с должника задолженности, в том числе и в судебном порядке, когда эти меры оказались исчерпывающими и безрезультатными, а истечение срока исковой давности само по себе не является обстоятельством, влекущим прекращение обязательства.
Доводы истцов о том, что включение в октябре 2019 года дома в Программу прошло с нарушением норм жилищного законодательства, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании правовых норм.
Таким образом, истцы, как собственники помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязаны нести расходы по содержанию общего имущества, в том числе на капитальный ремонт, а региональный оператор вправе требовать уплаты взносов независимо от наличия или отсутствия договора между собственником и региональным оператором.
При этом обязанность по оплате взносов за капитальный ремонт возникает независимо от факта получения собственниками жилого помещения платежных документов. Отсутствие таких документов не освобождает собственников помещения от исполнения установленной законом обязанности своевременно уплачивать взносы на капитальный ремонт, а имеет юридическое значение лишь для правомерности начисления штрафных санкций.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется, в иске необходимо отказать в полном объеме.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Моисеева Дениса Евгеньевича, Моисеевой Елены Александровны к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, администрации г.Ульяновска о признании недействительным включение в региональную программу капитального ремонта многоквартирного дома, незаконными и аннулировании начислений за капитальный ремонт жилого дома, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л.Анциферова
Мотивированное решение изготовлено 06.02.2024.