ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-44/2014 от 27.01.2014 Удорского районного суда (Республика Коми)

 Дело № 2-44/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Удорский районный суд Республики Коми

 в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

 при секретаре Шамра А.Л.,

 с участием прокурора Колесникова И.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 27 января 2014 года гражданское дело по иску Косланского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ КП-45 ОИУ ОУХД ГУФСИН России по Республики Коми о признании деятельности незаконной и возложении обязанности по совершению определенных действий по соблюдению законодательства,

 установил:

 Косланский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику о признании незаконной деятельности по тушению пожаров без соответствующей лицензии, и о возложении на ответчика обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по направлению в лицензирующий орган необходимых для получения лицензии документов.

 Участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал, уточнив срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ. Утверждал, что поскольку деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию, то осуществление такой деятельности без лицензии, является незаконной. Ранее поданные ответчиком в лицензирующий орган документы были возвращены и до настоящего времени вновь не направлены. Поскольку ответчик заинтересован в осуществлении деятельности по тушению пожаров, просит обязать ответчика совершить действия по направлению в лицензирующий орган необходимых для получения лицензии документов.

 Представители ответчиков по доверенности Зырянова Н.В. и Барулев С.С. исковые требования в целом признали, подтвердив заинтересованность учреждения в осуществлении деятельности по тушению пожаров на подведомственных объектах. Пояснили, что необходимый пакет документ для получения лицензии уже направлялся в лицензирующий орган, однако был возвращен, и до настоящего времени вновь не направлен.

 Представитель третьего лица на стороне истца – отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Коми ФИО9 исковые требования прокурора поддержал, утверждая, что деятельность по тушению пожаров на производственных объектах исправительного учреждения, подлежит лицензированию.

 Третьи лица на стороне ответчика – Федеральная служба исполнения наказаний и Главное управление ФСИН по Республике Коми, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли, своих представителей не направили. В письменном отзыве представитель ФСИН и ГУФСИН по Республике Коми с иском не согласен, просит в иске отказать, полагая, что для его удовлетворения нет законных оснований.

 Заслушав объяснения и доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

 Судом установлено, что ФКУ ОИК-44 ГУФСИН России по Республике Коми, согласно Уставу, утвержденному приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями), являлось исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на правах самостоятельного юридического лица с местом дислокации: <адрес> В состав этого учреждения без права юридического лица входила колония-поселение № 45 (КП-45).

 На основании приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № (приложение № 4) правопреемником ФКУ ОИК-44 ГУФСИН России по Республики Коми стало ФКУ ОИУ ОУХД-1 ГУФСИН России по Республике Коми, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Учреждение поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения. В структуру указанного юридического лица входило КП-45, которое юридическим лицом не являлось, но являлось исправительным учреждением, самостоятельно в силу уголовно-исполнительного законодательства, осуществлявшим функции исполнения и отбывания наказаний осужденных к лишению свободы.

 Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № ФКУ ОИУ ОУХД-1 ГУФСИН России по Республике Коми переименовано в ФКУ КП-45 ОИУ ОУХД ГУФСИН России по Республике Коми, стало самостоятельным юридическим лицом, о чем соответствующие изменения внесены в Устав учреждения.

 Согласно Уставу ФКУ КП-45 учредителем учреждения является Федеральная служба исполнения наказаний, которым осуществляется утверждение сметы доходов и расходов учреждения; ФКУ КП-45 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, имеет гражданские права и несет обязанности. Уставом предусмотрено, что учреждение обеспечивает безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.

 В соответствии с пунктами 5 и 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 ФСИН осуществляет финансирование расходов на содержание центрального аппарата, ее территориальных органов, учреждений исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. ФСИН осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. ФСИН является получателем бюджетных средств, связанных с исполнением возложенных на него функций и полномочий.

 Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения.

 Статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, организации, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности является, в том числе, лицензирование деятельности в области пожарной безопасности.

 Согласно пункту 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию.

 В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

 Порядок получения лицензии регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров».

 Порядок представления соискателем лицензии заявления перечень документов, необходимых для получения лицензии по тушению пожаров, который соискатель лицензии должен направить или представить в лицензирующий орган, предусмотрены статьей 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ и пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 N 69.

 Судом установлено, что ответчиком ранее направлялся в лицензирующий орган - Северо-Западный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий, расположенный в г. Санкт-Петербург, необходимый для получения лицензии по тушению пожаров пакет документов (исходящих номер отсутствует в связи с не регистрацией отправления, а входящий № от ДД.ММ.ГГГГ).

 В связи с имеющимися недостатками документы были возвращены (сопроводительное письмо Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №).

 До настоящего времени ответчиком новый пакет документов с учетом ранее допущенных недостатков в лицензирующий орган не предоставлено.

 Согласно выписке из штатного расписания ФКУ КП-45, утвержденного приказом ГУФСИН России по РК от ДД.ММ.ГГГГ №, в учреждении сформирована пожарная часть 1 разряда, на штатные должности в которую приняты должностные лица из числа лиц, проходящих службу в системе ФСИН и имеющих специальные звания.

 ДД.ММ.ГГГГ начальником ФКУ ОИУ ОУХД-1 ГУФСИН России по РК (правопреемником которого стал ответчик) утверждено Положение об объединенной пожарной части КП-45, согласно которому ОПЧ является структурным подразделением учреждения, осуществляющим функции по тушению пожаров на подведомственных объектах. К основным задачам ОПЧ отнесены контроль над соблюдением на объектах учреждения требований пожарной безопасности, профилактика пожаров, организация и тушение пожаров на указанных объектах учреждения.

 В объединенной пожарной части КП-45 организована караульная служба в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами; на должности ОПЧ назначены лица из числа лиц, проходящих службу в системе ФСИН и имеющих специальные звания; в исправительном учреждении заведен журнал учета пожаров (пронумерованный, прошнурованный и опечатанный печатью учреждения), из которого следует, что пожарная часть КП-45 реально задействована на мероприятия по тушению пожаров, были выезды пожарных автомашин; на баланс КП-45 поставлены <данные изъяты> пожарных автомашин, задействованных для тушения пожаров; исправительное учреждение обеспечено всем необходимым для тушения пожаров пожарно-техническим оборудованием и огнетушащими средствами по представленному списку.

 Здание пожарного депо общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное в <адрес>, относящееся к федеральному имуществу, передано ФКУ КП-45 в оперативное управление.

 Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что к дополнительным видам деятельности ФКУ КП-45 отнесена деятельность государственной противопожарной службы.

 По информации ответчика на балансе ФКУ КП-45 находится ряд производственных объектов – пекарня, здание электростанции, лесоцех с сортировочной площадкой, насосная водозабора, цех многооборотной тары, цех пилоправно-пилоточного хозяйства, социальный магазин «Краюшка» и ремонтно-механическая мастерская, которые являются подведомственными КП-45 и подпадают под осуществление функций по тушению пожаров на подведомственных объектах. Поскольку КП-45 является исправительным учреждением, то к объектам, которые также подпадают под осуществление функций по тушению пожаров на подведомственных объектах, относятся объекты, задействованные для исполнения наказания.

 Постановлением Удорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФКУ ОИУ ОУХД-1 ГУФСИН России по РК (по правопреемства ФКУ КП-45 ОИУ ОУХД ГУФСИН России по РК) был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 19.20. частью 1 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), с назначением административного наказания в виде предупреждения.

 Таким образом, исследованными судом документами достоверно и убедительно установлено, что ФКУ КП-45 непосредственно осуществляется деятельность по тушению пожаров на подведомственных объектах, которая, в свою очередь, подлежит обязательному лицензированию. Осуществление такой деятельности без лицензии не соответствует требованиям закона и является незаконной. При этом, поскольку ответчик заинтересован в осуществлении деятельности по тушению пожаров, но конечный результат по получению самой лицензии полностью не зависит от него, ответчика следует обязать совершить действия по направлению в лицензирующий орган необходимых для получения лицензии документов.

 Доводы, изложенные в возражениях представителя ФСИН и ГУФСИН по РК по существу иска, суд находит несостоятельными. В силу вышеприведенных нормативных положений на исправительное учреждение прямо возложена обязанность по тушению пожаров на производственных объектах и объектах инфраструктуры учреждения, а такая деятельность подлежит лицензированию. Доводы о том, что приведенные нормативно-правовые акты не содержат требования о лицензировании деятельности по тушению пожаров, поскольку учреждением осуществляются не добровольно, а в силу возложенных законом обязанностей вынужденно, основано на неверном толковании норм права.

 Прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации, и качестве лица, участвующего в деле, пользуется процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

 Вместе с тем доводы представителя третьих лиц о нецелесообразности указания в решении суда конкретного лицензирующего органа и перечня документов, которые необходимо представить в лицензирующий орган, заслуживают внимания, поскольку требования по перечню документов и в части конкретного лицензирующего органа, могут измениться, что сделает исполнение решения суда затруднительным.

 С учетом обстоятельств дела, запрашиваемый прокурором срок выполнения указанных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ вполне достаточен для их выполнения. Однако в связи с возможностью реализации сторонами права на обжалование судебного решения, указанный срок может быть неактуальным к моменту вступления решения суда в законную силу. Поэтому в установлении конкретного срока выполнения обязанности, с учетом характера рассматриваемых правоотношений, связанных с осуществлением деятельности с нарушением действующего законодательства, необходимости не имеется, а решение суда должно быть исполнено немедленно по вступлению его в законную силу.

 Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Исковое заявление Косланского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ КП-45 ОИУ ОУХД ГУФСИН России по Республики Коми о признании деятельности незаконной и возложении обязанности по совершению определенных действий по соблюдению законодательства, удовлетворить.

 Признать деятельность ФКУ КП-45 ОИУ ОУХД ГУФСИН России по Республики Коми по тушению пожаров без лицензии, незаконной.

 Обязать ФКУ КП-45 ОИУ ОУХД ГУФСИН России по Республики Коми совершить согласно нормам действующего законодательства действия и мероприятия необходимые для получения лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров.

 На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – апелляционное представление, в Верховный Суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Председательствующий

 Мотивированное решение принято 28 января 2014 года в Удорском районном суде.