ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-44/2014 от 28.01.2014 Шабалинского районного суда (Кировская область)

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    28 января 2014 г. пгт. Ленинское

 Шабалинский районный суд Кировской области в составе:

 председательствующего судьи Карачевой О.П.

 с участием прокурора Игошина С.Г.

 при секретаре Глушковой Ю.С.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шабалинского района в интересах неопределенного круга лиц к МО «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Черновского сельского поселения о возложении обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1-4 квартал 2012 года и 1-3 квартал 2013 года в издании, определенном решением Черновской сельской Думы №2/24 от 21.11.2005 г.,

у с т а н о в и л :

 Прокурор Шабалинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МО «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Черновского сельского поселения о возложении обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1-4 квартал 2012 года и 1-3 квартал 2013 года в издании, определенном решением Черновской сельской Думы №2/24 от 21.11.2005 г., по тем основаниям, что прокуратурой Шабалинского района Кировской области в ходе проведения проверки соблюдения муниципальным образованием «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области требований Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было выявлено его нарушение, а также нарушение Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции». Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления. Согласно статье 1 вышеуказанного Федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии с частью 1 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (ч.2 ст. 52). При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными законами субъекта Российской Федерации. В статье 36 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных, образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федераций, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Более того, как следует из части 6 статьи 52 указанного выше Федерального закона проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. При этом органы местного самоуправления должны обеспечивать жителям возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. Вместе с тем, муниципальным образованием «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области указанные требования федерального законодательства не выполнены, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений а также фактических затрат на их денежное содержание за 1-4 квартал 2012 года и 1-3 квартал 2013 года официально не опубликованы. В соответствии с решением Черновской сельской Думы Шабалинского района Кировской области № 2/24 от 21.11.2005 г. «Об учреждении и определении издания для официального опубликования нормативно-правовых актов, сообщений и материалов органов местного самоуправления Черновского сельского поселения Шабалинского района Кировской области, печатным средством массовой информации в качестве официального издания является «Сборник нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Черновской сельской Думы». В указанном издании сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 1-4 квартал 2012 года и 1-3 квартал 2013 года не опубликованы. Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупционности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту, прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

 В судебном заседании прокурор Игошин С.Г. исковые требования поддержал по тем же основаниям, что указаны в исковом заявлении, просил их удовлетворить, обязать муниципальное образование «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Черновского сельского поселения в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1-4 квартал 2012 года и 1-3 квартал 2013 года в издании, определенном решением Черновской сельской Думы №2/24 от 21.11.2005 г.

 Представитель ответчика муниципального образования «Черновское сельское поселение» в судебном заседании не присутствует, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.

 Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования, суд находит иск прокурора Шабалинского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

 Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.

 Согласно статье 1 вышеуказанного Федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

 Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 В соответствии с частью 1 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

 Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (ч.2 ст. 52).

 При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными законами субъекта Российской Федерации.

 В статье 36 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных, образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федераций, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

 Как следует из части 6 статьи 52 указанного выше Федерального закона проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

 При этом органы местного самоуправления должны обеспечивать жителям возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

 Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Шабалинского района Кировской области в ходе проведения проверки соблюдения муниципальным образованием «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области требований Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было выявлено его нарушение, а также нарушение Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции». Муниципальным образованием «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области указанные требования федерального законодательства не выполнены, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений а также фактических затрат на их денежное содержание за 1-4 квартал 2012 года и 1-3 квартал 2013 года официально не опубликованы.

 В соответствии с Решением Черновской сельской Думы Шабалинского района Кировской области № 2/24 от 21.11.2005 г. «Об учреждении и определении издания для официального опубликования нормативно-правовых актов, сообщений и материалов органов местного самоуправления Черновского сельского поселения Шабалинского района Кировской области, печатным средством массовой информации в качестве официального издания является «Сборник нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Черновской сельской Думы».

 Как установлено в судебном заседании и в ходе прокурорской проверки, МО «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области в указанном издании сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 1-4 квартал 2012 года и 1-3 квартал 2013 года не опубликованы.

 При таких обстоятельствах, невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупционности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Шабалинского района в интересах неопределенного круга лиц, предъявленное к муниципальному образованию «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Черновского сельского поселения, подлежит удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

 Исковые требования прокурора Шабалинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Черновского сельского поселения удовлетворить.

 Обязать муниципальное образование «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Черновского сельского поселения в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1-4 квартал 2012 года и 1-3 квартал 2013 года в издании, определенном решением Черновской сельской Думы № 2/24 от 21.11.2005 г.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

С у д ь я :