ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-44/2016 от 03.02.2016 Александровского районного суда (Оренбургская область)

№ 2-44/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2016 г. с. Александровка

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Е.А. Карякина,

при секретаре Спиридоновой Л.А., с участием представителя истца – помощника прокурора Александровского района Трубниковой Е.С., представителей ответчиков - главы муниципального образования Каликинский сельсовет Александровского района Оренбургской области Веретина С.П., главы муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области Глазкова С.Н., главы муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области Мозалова П.П., главы муниципального образования Тукаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области Мурзакаева Р.Р., главы муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области Шамова В.И., представителя администрации муниципального образования Чебоксаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области, муниципального образования Александровский район Оренбургской области, действующего на основании доверенности Захарова В.В., представителя третьего лица МКУ «Отдел образования администрации Александровского района Оренбургской области» действующей на основании доверенности Даниловой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Александровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Каликинский сельсовета Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Чебоксаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Тукаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Александровский район Оренбургской области об обязании оборудовать пункты посадки, вблизи образовательных учреждений а также установить специальные знаки по маршруту движения автобусов, перевозящих обучающихся,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации муниципального образования Каликинский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Чебоксаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Тукаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области а также администрации муниципального образования Александровский район Оренбургской области с исковым заявлениями об обязании установить автобусные остановки вблизи образовательных учреждений, к которым осуществляется подвоз обучающихся школьными автобусами – <данные изъяты>

В обоснование требований указал, что к вопросам местного значения поселений районов отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Создание, размещение, обустройство, контроль содержания и состояния объектов транспортной инфраструктуры и поддержание их в надлежащем состоянии осуществляются органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся указанные объекты. Просил обязать ответчиков установить автобусные остановки вблизи вышеуказанных образовательных учреждений в соответствии с требованиями ОСТ 218.1.002-2003.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Александровского района Трубникова Е.С. исковые требования изменила, просила суд обязать администрации муниципальных образований Каликинский, Чебоксаровский, Тукаевский, Добринский, Ждановский, Александровский сельсоветы Александровского района Оренбургской области оборудовать пункты посадки, высадки обучающихся на расстоянии не более <данные изъяты> метров от зданий <данные изъяты> а также установить специальные знаки по маршруту следования автобусов, с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих школьные перевозки. От ранее заявленных требований к администрации муниципального образования Александровский район Оренбургской области отказалась, просила суд производство по делу в части требований к администрации Александровского района прекратить.

Определением суда от 03.02.2016 г. производство по делу в части требований к администрации Александровского района прекращено.

Участвующие в судебном заседании представители ответчиков - администрации муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области - глава муниципального образования Шамов В.И., администрации муниципального образования Каликинский сельсовет Александровского района Оренбургской области - глава муниципального образования Веретин С.П., администрации муниципального образования Тукаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области - глава муниципального образования Мурзакаев Р.Р., администрации муниципального образования Чебоксаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области – представитель, действующий на основании доверенности Захаров В.В., администрации муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области - глава муниципального образования Глазков С.Н., администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области - глава муниципального образования Мозалов П.П. измененные исковые требования признали полностью, о чем обратились к суду с заявлениями о признании измененных исковых требований, последствия признания иска им ясны.

Участвующий в судебном заседании представитель на основании доверенности третьего лица, привлеченного к участию в деле по инициативе суда - МКУ «Отдел образования администрации Александровского района Оренбургской области» Данилова В.А. не возражала против принятия судом признания иска ответчиками.

Огласив исковое заявление, заявление об уточнении исковых требований, выслушав представителя истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. В соответствии с ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП снижение тяжести их последствий. В силу положений ст. 2 Закона безопасность дорожного движения — есть состояние процесса, отражающее степень защищенности участников дорожного движения о дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Согласно ст. 6 Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и субъектов федерации решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ч. 1 ст. 24 закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из положений, изложенных в части 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 г.
"Об организации местного самоуправления в Оренбургской области"
(принят Законодательным Собранием Оренбургской области от 21 февраля 1996 г.) за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7??, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 36, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Следовательно, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, действующим законодательством отнесена к полномочиям муниципальных образований – поселений.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007г.) к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 13 данного Федерального закона Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;

3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

7) определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;

8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ст. 15 указанного Федерального закона Российской Федерации осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.).

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст. 6 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.).

В соответствии с п. 22.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками "Перевозка детей".

Как установлено судом в судебном заседании и не оспаривается ответчиками в целях организации подвоза учащихся в <данные изъяты> организованы маршруты движения автобусов, оборудованных для перевозки детей: <данные изъяты> что подтверждается соответствующими паспортами автобусных маршрутов, утвержденных администрациями муниципальных образований – поселений.

Согласно п.2.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в принятии признания иска ответчиками, так как признание иска ответчиками не противоречит вышеуказанным нормам законодательства и не ведет к нарушению прав иных лиц.

Таким образом, исковые требования прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Каликинский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Чебоксаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Тукаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области об обязании оборудовать пункт посадки, высадки обучающихся на расстоянии не более <данные изъяты> метров от зданий образовательных учреждений и обязании установить специальные знаки по маршруту движения автобуса с указанием времени прохождения автобусов обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять признание иска прокурора Александровского района об обязании оборудовать пункт посадки, высадки обучающихся на расстоянии не более <данные изъяты> метров от зданий образовательных учреждений и обязании установить специальные знаки по маршруту движения автобуса с указанием времени прохождения автобусов ответчиками - администрацией муниципального образования Каликинский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрацией муниципального образования Чебоксаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрацией муниципального образования Тукаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрацией муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрацией муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрацией муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области.

Исковые требования прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Каликинский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Чебоксаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Тукаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области об обязании оборудовать пункт посадки, высадки обучающихся на расстоянии не более <данные изъяты> метров от зданий образовательных учреждений и обязании установить специальные знаки по маршруту движения автобуса с указанием времени прохождения автобусов удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Каликинский сельсовет Александровского района Оренбургской области в течение одной недели со дня вступления в силу настоящего решения оборудовать пункт посадки, высадки обучающихся на расстоянии не более <данные изъяты> метров от здания <данные изъяты> а также установить специальные знаки по маршруту движения автобусов, осуществляющих школьные перевозки с указанием времени прохождения автобуса.

Обязать администрацию муниципального образования Чебоксаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области в течение одной недели со дня вступления в силу настоящего решения оборудовать пункт посадки, высадки обучающихся на расстоянии не более <данные изъяты> метров от здания <данные изъяты> а также установить специальные знаки по маршруту движения автобусов, осуществляющих школьные перевозки с указанием времени прохождения автобуса.

Обязать администрацию муниципального образования Тукаевский сельсовет Александровского района Оренбургской области в течение одной недели со дня вступления в силу настоящего решения оборудовать пункт посадки, высадки обучающихся на расстоянии не более <данные изъяты> метров от здания <данные изъяты><данные изъяты> а также установить специальные знаки по маршруту движения автобусов, осуществляющих школьные перевозки с указанием времени прохождения автобуса.

Обязать администрацию муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области в течение одной недели со дня вступления в силу настоящего решения оборудовать пункт посадки, высадки обучающихся на расстоянии не более <данные изъяты> метров от здания <данные изъяты> а также установить специальные знаки по маршруту движения автобусов, осуществляющих школьные перевозки с указанием времени прохождения автобуса.

Обязать администрацию муниципального образования Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области в течение одной недели со дня вступления в силу настоящего решения оборудовать пункт посадки, высадки обучающихся на расстоянии не более <данные изъяты> метров от здания <данные изъяты> а также установить специальные знаки по маршруту движения автобусов, осуществляющих школьные перевозки с указанием времени прохождения автобуса.

Обязать администрацию муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области в течение одной недели со дня вступления в силу настоящего решения оборудовать пункт посадки, высадки обучающихся на расстоянии не более <данные изъяты> метров от здания <данные изъяты>, а также установить специальные знаки по маршруту движения автобусов, осуществляющих школьные перевозки с указанием времени прохождения автобуса.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Карякин

В окончательной форме решение изготовлено 08 февраля 2016 года.

Судья Е.А. Карякин