ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-44/2017 от 10.01.2017 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-44/2017

Решение

Именем Российской Федерации

10 января 2017 года

Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре Хруниной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Фатьяновой О.В. к БУ Омской области «Агентство жилищного строительства», Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности по осуществлению компенсационной выплаты,

Установил:

Фатьянова О.В. обратилась в суд с названным иском указывая, что 01 октября 2012 года между ней и <данные изъяты> заключен договор ипотечного кредитования на сумму <данные изъяты> рублей в целях приобретения квартиры по адресу: <адрес>. После заключения указанного договора и приобретения квартиры, в соответствии с Порядком предоставления медицинским работникам социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании), утвержденным Указом Губернатора Омской области от 25 мая 2012 №50, истец обратилась в БУ Омской области «Агентство жилищного строительства» с заявлением о предоставлении социальной выплаты на оплату первоначального взноса и компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному жилищному кредиту. В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 17 ноября 2010 года № 233-п «О порядке осуществления бюджетным и автономным учреждением Омской области полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме» Бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» осуществляло исполнение публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, путем предоставления медицинским работникам за счет средств областного бюджета социальных выплат при ипотечном кредитовании (заимствовании) в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 25 мая 2012 года № 50 «О порядке предоставления медицинским работникам социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании».

В соответствии с данным Порядком и на основании представленных документов, ответчик принял решение включить истца в список получателей на первоначальный взнос и компенсационные выплаты. Первоначальный взнос в размере 310 153 рубля был перечислен на счет продавца за счет средств бюджета Омской области. Ежемесячно с октября 2012 года по сентябрь 2013 года перечислялись денежные средства (компенсация по уплаченным процентам) на счет, открытый в банке, согласно указу № 50 от 25 мая 2012 года. С сентября 2013 года по февраль 2016 года средства на счет в банке не поступали. По документам (справкам банка), предоставленным с сентября 2013 по февраль 2016 года, сумма начислений составила 96 091,62 рубля. С марта 2016 года Указ Губернатора Омской области от 25 мая 2012 года № 50 «О порядке предоставления медицинским работникам социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании» признан утратившим силу с 01.03.2016.

Денежные средства в сумме 96 091,62 рубля ответчиком выплачены не были.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 309, 310, 382, 334, 363, 809, 811, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и БУ Омской области «Агентство жилищного строительства» обязанность осуществить компенсационную выплату по уплаченным процентам за период с сентября 2013 года по февраль 2016 года в сумме 96 091,62 рубля.

В судебном заседании Фатьянова О.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным выше.

В судебном заседании представитель БУ Омской области «Агентство жилищного строительства» участия не принимал, извещен надлежаще.

В судебном заседании представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Матвеева К.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала указывая на то, что согласно пункту 3 Порядка предоставления медицинским работникам социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании), мера государственной поддержки предоставляется бюджетным учреждением Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на соответствующие цели в текущем финансовом году. В соответствии с федеральным и областным законодательством предоставление указанной меры государственной поддержки не является обязанностью Омской области. Средства областного бюджета на реализацию в 2014,2015 годах Указа Губернатора Омской области № 50 от 25 мая 2012 года Законом Омской области от 24 декабря 2013 года № 1599-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Законом Омской области от 25 декабря 2014 года № 1694-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» не предусмотрены в связи с ограниченными возможностями областного бюджета. Кроме того, с 27 февраля 2016 года Указ признан утратившим силу, в связи с чем отсутствует правовое основание для предоставления меры социальной поддержки в рамках Указа. Представлены письменные возражения в порядке ст. 35 ГПК РФ ( л.д.29,30).

В судебном заседании представитель Правительства Омской области участия не принимала, извещена надлежаще. В представленных письменных возражениях исковые требования считает не подлежащими удовлетворению ( л.д. 32-34,63).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с позиции относимости и допустимости, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета, бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В силу статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Из указанных правовых актов следует, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать своими законами и иными нормативными правовыми актами расходные обязательства по вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, за счет средств собственных бюджетов.

Следовательно, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, изменять условия и порядок предоставления таких мер, а также принимать в установленном порядке решение об отмене нормативного правового акта, предусматривающего такие меры. Установление дополнительных мер социальной поддержки, финансируемых за счет бюджета субъекта Российской Федерации, является правом, а не обязанностью субъекта и осуществляется в пределах выделенного финансирования.

В соответствии со статьей 10 Закона Омской области от 28 декабря 2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» полномочиями по установлению порядка предоставления мер государственной поддержки по обеспечению граждан жилыми помещениями наделен Губернатор Омской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан Указом Губернатора Омской области от 25 мая 2012 года № 50 был утвержден Порядок предоставления медицинским работникам социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании) (далее - Порядок).

Настоящий Порядок регулирует отношения, связанные с предоставлением медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, являющимся гражданами Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании) по ипотечным жилищным кредитам (займам), выданным кредитными и иными организациями, реализующими программы ипотечного жилищного кредитования (заимствования) в Омской области (далее - ипотечные организации).

Для целей настоящего Порядка к медицинским работникам относятся граждане, работающие на должностях, включенных в Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1183н.

В соответствии с настоящим Порядком социальные выплаты предоставляются на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 Порядка, средства на первоначальный взнос предоставляются бюджетным учреждением Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на соответствующие цели в текущем финансовом году.

Судом установлено, что Фатьянова О.В. являлась и является медицинским работником государственных учреждений здравоохранения Омской области, и 01.10.12 года, будучи созаемщиком, заключила кредитный договор с <данные изъяты> по программе «приобретение готового жилья» ( л.д.7-14).

02.10.2012 года между Фатьяновыми и <данные изъяты> заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с п.3.1.1.которого, сумма в размере 310 153 рубля перечисляется с блокированного счета, открытого на имя покупателя ( Фатьяновой О.В.) в <данные изъяты>, на счет продавца (<данные изъяты>), открытого в <данные изъяты>, за счет средств бюджета Омской области, перечисленных бюджетным учреждением Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 25 мая 2012 года № 50 «О порядке предоставления медицинским работникам социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании)» ( л.д.16,17).

16.10.2012 на основании поданного пакета документов, бюджетным учреждением Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» принято решение о включении истца в список получателей социальных выплат на первоначальный взнос и компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечному жилищному кредиту в рамках Указа Губернатора Омской области от 25 мая 2012 года № 50.

30.10.2012 денежные средства в размере 310 153 рубля зачислены на банковский счет для обслуживания целевых программ Фатьяновой О.В. в качестве суммы социальной выплаты на оплату первоначального взноса за приобретаемое жилое помещение ( л.д.47-52).

В судебном заседании сторонами на оспаривалось, что ежемесячно с октября 2012 года по сентябрь 2013 года перечислялись денежные средства (компенсация по уплаченным процентам) на счет истца, открытый в банке, согласно Указу № 50 от 25 мая 2012 года.

25.03.2016 на имя Фатьяновой О.В. бюджетным учреждением Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» дан письменный ответ на заявление о получении сведений по начисленным компенсационным выплатам в рамках Указа Губернатора Омской области от 25 мая 2012 года № 50.

Из текста которого следует, что по документам (справкам банка), предоставленным с сентября 2013 года по февраль 2016 года, сумма начислений составила 96 091,62 рубля. Вместе с тем, Указом Губернатора Омской области от 16 февраля 2016 года № 33 «О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области», Указ № 50 признан утратившим силу с 1 марта 2016 года. Исходя из содержания Указа Губернатора Омской области от 16 февраля 2016 года № 33, с 1 марта 2016 года бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» не является исполнителем данной меры социальной поддержки. Социальные выплаты гражданам в соответствии с Указом № 50 прекращены ( л.д.22).

Как видно из материалов дела, Указом Губернатора Омской области от 16 февраля 2016 года № 33 «О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области», Указ Губернатора Омской области № 50 «О Порядке предоставления медицинским работникам социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании)» признан утратившим силу с 27 февраля 2016 года ( л.д.40,41).

Обратившись в суд с названным иском, Фатьянова О.В. указывает на то, что с сентября 2013 года по февраль 2016 года средства на счет в банке не поступали, сумма начислений составила 96 091,62 рубля, в связи с чем просит о возложении обязанности на ответчиков по осуществлению компенсационной выплаты.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Омской области от 5 декабря 2003 года № 483-03 «О Правительстве Омской области» реализацию полномочий Правительства Омской области обеспечивают органы исполнительной власти Омской области в соответствии со своей компетенцией.

Мероприятия, направленные на государственную поддержку ипотечного жилищного кредитования отдельных категорий граждан, установленных федеральным и областным законодательством, в целях улучшения их жилищных условий, в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 10 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 72, осуществляются Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Законом Омской области от 22 ноября 2011 года № 1403-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на реализацию мероприятия «Предоставление медицинским работникам социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании)» в 2012 году предусматривалось 65800000 руб. (приложение № 7 к Закону) (л.д.66).

Исполнение мероприятия в 2012 году составило 100 процентов на сумму 65800000 руб. (приложение № 3 к Закону Омской области от 11 июля 2013 года № 1564-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2012 год») (л.д.67).

Законом Омской области от 25 декабря 2012 года № 1500-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на реализацию мероприятия «Предоставление медицинским работникам социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании)» в 2013 году предусматривалось 56700000 руб. (приложение № 7 к Закону) (л.д.71).

Исполнение мероприятия в 2013 году составило 100 процентов на сумму 56700000 руб. (приложение № 3 к Закону Омской области от 28 июля 2014 года № 1656-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2013 год») (л.д.74).

Перечисление в 2013 году средств областного бюджета на лицевой счет бюджетного учреждения Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области осуществлено на сумму 51 700 000,00 рублей, Министерством экономики Омской области на сумму 5 000 000,00 рублей.

Судом также установлено, что средства областного бюджета на реализацию в 2014, 2015 годах Указа Законом Омской области от 24 декабря 2013 года № 1599-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Законом Омской области от 25 декабря 2014 года № 1694-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» не предусматривались.

Постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 264-п была утверждена государственная программа Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области» (л.д.68).

Одной из подпрограмм государственной программы является подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования (далее - подпрограмма).

В рамках реализации основного мероприятия подпрограммы «Оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан при ипотечном жилищном кредитовании» учитывалось, в том числе, мероприятие «Предоставление медицинским работникам социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании)».

Реализация мероприятия планировалась в период с 2017 по 2020 годы. Постановлением Правительства Омской области от 5 октября 2015 года № 265-п был изменен срок реализации мероприятия на 2019 - 2020 годы (л.д.76-79).

На основании постановления Правительства Омской области от 6 апреля 2016 года № 87-п структура государственной программы Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области» была изложена в новой редакции, в которой такое мероприятие как «Предоставление медицинским работникам социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании)» отсутствует ( л.д.81,82).

Поскольку, согласно пункту 3 Порядка предоставления медицинским работникам социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании), мера государственной поддержки предоставляется бюджетным учреждением Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на соответствующие цели в текущем финансовом году; предоставление указанной меры государственной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством не является обязанностью субъекта и осуществляется в пределах выделенного финансирования, а также учитывая, что с 27 февраля 2016 года Указ Губернатора Омской области № 50 признан утратившим силу, суд считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Фатьяновой О.В. к БУ Омской области «Агентство жилищного строительства», Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности по осуществлению компенсационной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Л.В. Ямчукова