ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-44/2021 от 20.01.2021 Пучежского районного суда (Ивановская область)

Дело №2-44/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пос.Пестяки 20 января 2021 года

Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Павлова В.В.,

при секретаре Копкиной А.Н.,

с участием представителя истца - Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области Лапкина А.В.,

представителя ответчика: руководителя фонда Гордеевой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 января 2021 года исковое заявление Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области к Муниципальному фонду поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района о ликвидации юридического лица - Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

УСТАНОВИЛ:

Администрация Пестяковского муниципального района Ивановской области обратилась в суд с иском к Муниципальному фонду поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района о ликвидации некоммерческой организации.

Свои требования мотивирует тем, что решение о создании юридического лица -Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района (далее - Фонд) принято на основании постановления Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 22.08.2003 года №366 «Об учреждении Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района». 03.11.2003 года юридическое лицо зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц. Согласно Уставу Фонда его учредителем является Администрация Пестяковского муниципального района. Основные цели деятельности фонда: развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории района; финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; содействие установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого предпринимательства.

В настоящее время данное юридическое лицо не может осуществлять указанные цели в силу следующего. Достижение указанных целей предполагалось осуществлять за счет имущества ответчика, источниками формирования которого, согласно Устава Фонда должны быть - добровольные имущественные взносы от учредителей (участников), средства бюджетов различных уровней, других юридических и физических лиц, поступающие на реализацию целевых программ поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского муниципального района.

Однако, ввиду отсутствия необходимых финансовых средств для поддержки Фонда, Администрация района, будучи его учредителем, не имеет возможности осуществлять какое-либо финансирование Фонда, добровольных имущественных пожертвований и взносов в адрес Фонда не поступало, своего имущества у ответчика нет.

Указанное подтверждается отсутствием в расходной части бюджета Пестяковского муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов средств (муниципальных гарантий) для поддержки муниципального фонда (решение Совета Пестяковского муниципального района от 24.12.2019 г. ). Отсутствие у муниципального фонда своего имущества, достаточных финансовых средств подтверждается бухгалтерским балансом на 01.11.2020 года.

По состоянию на 25.11.2020 года муниципальный фонд не имеет задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, что подтверждается справкой Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области от 25.11.2020 года №106236.

Отсутствие имущества и необходимого финансирования не позволяет фонду осуществлять свою деятельность, в связи с чем, цели фонда, для которых он создан, не могут быть достигнуты и их достижение в дальнейшем нереально.

Для выдачи льготных займов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов по действующему законодательству необходимо иметь статус микрофинансовой организации. Фонд ввиду отсутствия собственных средств и ликвидности не относится к микрофинансовым организациям, в реестр микрофинансовых организаций не включен.

Фонд не является кредитной организацией в связи с чем, осуществлять один из основных видов деятельности, закрепленный в Уставе организации, оказание финансовой поддержки в форме предоставления займов, не имеет правовых оснований. Поэтому основная цель муниципального фонда не может быть достигнута, а необходимые изменения его целей не могут быть произведены.

В связи с создавшейся экономической ситуацией, недостаточностью имущества фонда для осуществления его уставных целей, ради которых он был создан и бесперспективностью дальнейшей деятельности, истец просит суд ликвидировать и исключить некоммерческую организацию «Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района», зарегистрированную 03.11.2003 года, регистрационный номер , из Единого государственного реестра юридических лиц; назначить ликвидатором руководителя Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района Гордееву Е.Б., установить срок ликвидации некоммерческой организации «Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и сельского развития <адрес>» - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В предварительном судебном заседании 29.12.2020 года от истца поступило заявление об уточнении исковых требований (в порядке ст.39 ГПК РФ), в которых истец просил обязанность по осуществлению процедуры ликвидации юридического лица - Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложить на руководителя Гордееву Е.Б. и главного бухгалтера Корягину И.В..

В судебном заседании представитель истца - администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области - Лапкин А.В. заявленные исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика - Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района - Гордеева Е.Б. исковые требования признала, согласна с тем, что фонд не имеет возможности исполнять функции микрофинансовой организации.

Третье лицо Варнаков И.В. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просит рассмотреть дело в его отсутствие, вынесение решения оставляет на усмотрение суда.

В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что постановлением Главы администрации Пестяковского района Ивановской области от 22.08.2003года №366 учрежден Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района, утвержден Устав Фонда (л.д.14).

Сведения о государственной регистрации данной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 03.11.2003 года за основным государственным регистрационным номером 1033700711330, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 03.11.2020 года № ЮЭ (л.д.9-13).

Организация действует на основании Устава Фонда в новой редакции, утвержденного правлением Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района, протокол от 21.12.2012 года N 3 (л.д.15-25).

Администрация Пестяковского муниципального района Ивановской области является единственным учредителем Фонда.

В соответствии с п.3.1 Устава, основными целями деятельности Фонда являются: развитие и развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории района; финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; содействие установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого предпринимательства.

Согласно общероссийскому классификатору, в Единый государственный реестр юридических лиц внесены следующие виды деятельности Фонда: деятельность по финансовой аренде (лизингу/сублизингу); предоставление займов и прочих видов кредита; деятельность коммерческих и предпринимательских членских организаций; деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки.

В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно п.2 ст.123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с п.п.5 п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В силу положений ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п.5 ст.61 ГК РФ).

Согласно п.9.3 Устава решение о ликвидации Фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

В судебном заседании бесспорно установлено, что какую-либо деятельность, указанную в Уставе организации, Фонд не осуществляет.

Администрация Пестяковского муниципального района, будучи учредителем Фонда, не имеет возможности осуществлять какое-либо финансирование фонда, в виду отсутствия необходимых финансовых средств для поддержки Фонда. Добровольных имущественных пожертвований и взносов в адрес Фонда не поступало, что подтверждается отсутствием в расходной части бюджета Пестяковского муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы средств (муниципальных гарантий) для поддержки Фонда (решение Совета Пестяковского муниципального района о бюджете от 24.12.2019 г №160)(л.д.29-31).

У Фонда отсутствуют: материальные и внеоборотные активы, нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы, денежные средства и денежные эквиваленты, финансовые и другие оборотные активы, отсутствуют целевые средства; у Фонда нулевой фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества; отсутствуют долгосрочные и краткосрочные заемные средства; отсутствует выручка, кредиторская задолженность, расходы по обычной деятельности; нулевые уставный, добавочный, резервный капиталы.

Данные обстоятельства подтверждаются: бухгалтерским балансом на 01 ноября 2020 года (л.д.26-27); справкой N 106236 МИФНС России N 3 по Ивановской области от 25.11.2020 года об отсутствии каких-либо неисполненных обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (л.д.28).

При таких обстоятельствах, учитывая, что целями Фонда являлось привлечение добровольных имущественных взносов для содействия развитию муниципального образования - Пестяковский район, однако, какого-либо финансирования Фонд последние годы не получает, и какой-либо деятельностью в соответствии с Уставом не занимается, суд полагает, что цели Фонда не могут быть достигнуты, в связи с чем, он подлежит ликвидации.

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2016 г. №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Например, ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (пункт 2 статьи 18 Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20 ГК РФ).

Исходя из содержания п.5.2.1 и п.5.2.2 Устава Фонда Директор Фонда осуществляет текущее руководство его деятельностью, действует от имени Фонда без доверенности, подотчетен Правлению Фонда.

Истец является заинтересованным лицом в ликвидации Фонда, поскольку является учредителем Фонда, что подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д.10).

Таким образом, требования истца являются законными и обоснованными.

Принимая во внимание вышеуказанное, суд полагает, что исковые требования администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о ликвидации Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района подлежат удовлетворению.

Поскольку судом принято решение о ликвидации Фонда, суд в соответствии со ст.62 ГК РФ, ст.18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» возлагает обязанность по осуществлению ликвидации некоммерческой организации - Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района на ее руководителя Гордееву Е.Б. и главного бухгалтера Корягину И..В. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Пестяковского муниципального района кМуниципальному фонду поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района о ликвидации некоммерческой организации удовлетворить.

Ликвидировать Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района , адрес: 155650 Ивановская область, пос.Пестяки, ул.Карла Маркса, д.6, с внесением сведений о его ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Возложить обязанность по осуществлению ликвидации Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района на руководителя фонда Гордееву Е.Б. и главного бухгалтера Корягину И.В..

Определить шестимесячный срок ликвидации фонда со дня вступления в законную силу решения суда.

После завершения ликвидации юридического лица - муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития Пестяковского района - внести изменения в единый государственный реестр юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Павлов В.В.

Решение изготовлено в окончательной форме 21 января 2021 года