ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-44/2021 от 23.03.2021 Санчурского районного суда (Кировская область)

Гр. дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Санчурск 23 марта 2021 года

Санчурский районный суд Кировской области в составе судьи Швецова Н.А.,

при секретаре Левашовой В.П.,

с участием заместителя прокурора Санчурского района Перешеина Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Санчурского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Санчурского муниципального округа Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

установил:

прокурор Санчурского района Кировской области обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Санчурского муниципального округа Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Требование мотивировано тем, что прокуратурой Санчурского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации Санчурского муниципального округа Кировской области. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Санчурский муниципальный округ расположены гидротехнические сооружения (комплексы гидротехнических сооружений): комплекс ГТС ФИО1 пруда; комплекс ГТС ФИО2 пруда; комплекс ГТС Мари Лисинского пруда; комплекс ГТС Позиковского пруда; комплекс ГТС Рассветовского пруда. Указанные сооружения не имеют собственников, вследствие чего являются бесхозяйным недвижимым имуществом. 31.01.2020 прокуратурой района в администрацию Санчурского муниципального округа вносилось представление по факту не постановки на учет указанных гидротехнических сооружений. Из поступившего 12.03.2020 в прокуратуру района ответа следует, что органом местного самоуправления будут приняты меры по оформлению данных объектов в собственность. 04.02.2021 в прокуратуру района из администрации Санчурского муниципального округа поступила информация о том, что в связи с отсутствием в бюджете органа местного самоуправления необходимых средств, гидротехнические сооружения, не оформлены в муниципальную собственность. Поскольку гидротехнические сооружения (комплексы гидротехнических сооружений): комплекс ГТС ФИО1 пруда; комплекс ГТС ФИО2 пруда; комплекс ГТС Мари Лисинского пруда; комплекс ГТС Позиковского пруда; комплекс ГТС Рассветовского пруда расположены в административных границах муниципального образования Санчурский муниципальный округ, необращение данного муниципального образования в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ. Дефицит бюджета муниципального образования не является препятствием для исполнения установленной законом обязанности.

Отсутствие собственника гидротехнических сооружений влечет невозможность обеспечения сохранности данных объектов недвижимости и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. Сложившаяся ситуация может повлечь разрушение указанных гидротехнических сооружений, разрушение автомобильных дорог, расположенных на близлежащей территории, что осложнит работу сотрудникам ГО и ЧС, оперативным службам, правоохранительным органам, а также службе неотложной медицинской помощи, и таким образом, может повлечь нарушения прав граждан на жизнь и здоровье.

На основании изложенного, истец просил обязать муниципальное образование Санчурский муниципальный округ Кировской области в лице администрации Санчурского муниципального округа Кировской области одновременно обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет, а также о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений (комплексы гидротехнических сооружений): комплекс ГТС ФИО1 пруда; комплекс ГТС ФИО2 пруда; комплекс ГТС Мари Лисинского пруда; комплекс ГТС Позиковского пруда; комплекс ГТС Рассветовского пруда.

В судебном заседании заместитель прокурора Санчурского района Кировской области Перешеин Н.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, просил обязать ответчика устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в срок до 01.08.2021 года.

Ответчик представитель администрации Санчурского муниципального округа Кировской области ФИО3 исковые требования признала. Последствия признания заявленных исковых требований, предусмотренные ст. 39, 173 ГПК РФ представителю ответчика разъяснены и понятны.

Изучив материалы дела, заслушав участников судебного разбирательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального округа.

В силу положений статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу, либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Таким образом, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органов местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Согласно абзацу 2 статьи 236 ГК РФ отказ от права собственности не влечет прекращение прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

На основании пунктов 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Согласно п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

В силу п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 Порядка в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В ходе проверки, проведенной прокуратурой района по исполнению требований исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации Санчурского муниципального округа Кировской области, установлено, что на территории муниципального образования Санчурский муниципальный округ расположены гидротехнические сооружения (комплексы гидротехнических сооружений): комплекс ГТС ФИО1 пруда; комплекс ГТС ФИО2 пруда; комплекс ГТС Мари Лисинского пруда; комплекс ГТС Позиковского пруда; комплекс ГТС Рассветовского пруда. Указанные сооружения не имеют собственников, вследствие чего являются бесхозяйным недвижимым имуществом.

31.01.2020 прокуратурой района в администрацию Санчурского муниципального округа вносилось представление по факту не постановки на учет указанных гидротехнических сооружений.

Из поступившего 12.03.2020 в прокуратуру района ответа следует, что органом местного самоуправления будут приняты меры по оформлению данных объектов в собственность.

04.02.2021 в прокуратуру района из администрации Санчурского муниципального округа поступила информация о том, что в связи с отсутствием в бюджете органа местного самоуправления необходимых средств, гидротехнические сооружения, не оформлены в муниципальную собственность.

Поскольку гидротехнические сооружения (комплексы гидротехнических сооружений): комплекс ГТС ФИО1 пруда; комплекс ГТС ФИО2 пруда; комплекс ГТС Мари Лисинского пруда; комплекс ГТС Позиковского пруда; комплекс ГТС Рассветовского пруда расположены в административных границах муниципального образования Санчурский муниципальный округ, необращение данного муниципального образования в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Дефицит бюджета муниципального образования не является препятствием для исполнения установленной законом обязанности.

Отсутствие собственника гидротехнических сооружений влечет невозможность обеспечения сохранности данных объектов недвижимости и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. Сложившаяся ситуация может повлечь разрушение указанных гидротехнических сооружений, разрушение автомобильных дорог, расположенных на близлежащей территории, что осложнит работу сотрудникам ГО и ЧС, оперативным службам, правоохранительным органам, а также службе неотложной медицинской помощи, и таким образом, может повлечь нарушения прав граждан на жизнь и здоровье.

При указанных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Санчурского района Кировской области - удовлетворить.

Обязать муниципальное образование Санчурский муниципальный округ Кировской области в лице администрации Санчурского муниципального округа Кировской области одновременно обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет, а также о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений (комплексы гидротехнических сооружений): комплекс ГТС ФИО1 пруда; комплекс ГТС ФИО2 пруда; комплекс ГТС Мари Лисинского пруда; комплекс ГТС Позиковского пруда; комплекс ГТС Рассветовского пруда в срок до 01.08.2021 года.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Санчурский районный суд.

Мотивированное решение вынесено 23 марта 2021 года.

Судья Н.А. Швецова

Решение01.04.2021