Дело № 2-44|2024
УИД 75RS0004-01-2023-001136-51
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Щегловой О.Ю.,
при секретаре Москалевой А.В.,
с участием ст.помощника Балейского межрайпрокурораЕркович Д.Я.,
представителя ответчика Администрации ГП «Город Балей» Солдатова Я.С., действующего на основании доверенности от 16.08.2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 30 января 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Балейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения «Город Балей» о возложении обязанности организовать мероприятия по водоснабжению и подвозу воды в микрорайоны «Каменка», «Подхоз», « Отмахово», улиц Западная, Забайкальская г. Балей Забайкальского края,
У С Т А Н О В И Л:
Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что по результатам проведенной проверки исполнения Администрацией городского поселения «Город Балей» законодательства о водоснабжении населения, установлено следующее.
В микрорайонах «Каменка», «Подхоз», «Отмахово» г. Балей Забайкальского края водоснабжение населения питьевой водой осуществляется посредством подвоза воды водовозными автомобилями.
Снабжение населения указанных районов г. Балей питьевой водой организовано ненадлежащим образом. Так, договор на поставку воды населению не заключен, на основании устной договоренности АО «ЗабТЭК» предоставляет 3 автомобиля (с тремя водителями), силами которых и осуществляется водоснабжение населения ГП «Город Балей» питьевой водой. График подвоза воды населению утвержден 18.12.2022 главой городского поселения «Город Балей». При этом, в микрорайонах «Каменка», «Подхоз», «Отмахово» г. Балей имели место неоднократные срывы графика подвоза воды населению в течение 2023 года.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, 30.11.2023 в межрайонную прокуратуру из администрации городского поселения «Город Балей» поступило информационное письмо, из которого следует, что АО «ЗабТЭК» не принимает достаточных мер по снабжению населения питьевой водой, в связи с чем снабжение население питьевой водой в границах городского поселения «Город Балей» находится под угрозой срыва.
При этом, обязанность АО «ЗабТЭК» по снабжению населения питьевой водой путем подвоза ничем не регламентирована, соответствующий договор между администрацией городского поселения «Город Балей» и АО «ЗабТЭК» не заключен, в связи с чем обязанность по организации снабжения населения г. Балей питьевой водой лежит на администрации ГП «Город Балей».
Кроме этого, 20.12.2023 в межрайонную прокуратуру поступило коллективное обращение жителей г. Балей по факту выхода из строя водоналивной будки в районе ул. Западная и Забайкальская г. Балей, в связи с чем население данной части города осталось без питьевой воды. Как установлено в ходе проверки, 17.12.2023 в помещении водоналивной будки произошел пожар, в результате которого пострадало внутреннее помещение, что и препятствует доступу и забору воды населению из указанной водоналивной будки.
Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей реализации своих полномочий администрацией городского поселения «Город Балей» в части снабжения населения питьевой водой.
На основании изложенного, прокурор просит: Обязать Администрацию ГП «Город Балей» организовать мероприятия по водоснабжению и подвозу воды в микрорайонах «Каменка», «Подхоз», «Отмахово», а также в районе ул. Западная и Забайкальская г. Балей Забайкальского края, а именно: организовать нецентрализованное водоснабжение путем использования нецентрализованной системы водоснабжения (установкой водозаборных колонок либо уличных колодцев) или путем подвоза питьевой воды; Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании прокурор Еркович Д.Я. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации городского поселения «Город Балей» Солдатов Я.С., исковые требования не признал, суду пояснил, что обеспечение жителей вышеуказанных микрорайонов и улиц производится за счет подвоза питьевой воды автомашинами. При этом три автомашины Администрацией ГП переданы АО «ЗабТЭК» и подвоз воды по графику осуществляет АО «ЗабТЭК». Одна машина числится за ГП « Город Балей» и подвоз воду осуществляется городской администрацией. Договор на обеспечение населения города питьевой водой, путем подвоза воды, ни с кем не заключен. Если бывает сбой в графике подвоза воды, то вопрос разрешается сразу же, либо свободы машины осуществляют подвод, либо машины которые закончили с подвозом на своем маршруте.
Представитель заинтересованного лица – АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания» в судебное заседание не явился, предварительно ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, исковые требования считали подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из представленных в дело документов, что Балейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере ЖКХ, в ходе которой установлено, чтов микрорайонах «Каменка», «Подхоз», «Отмахово» г. Балей Забайкальского края водоснабжение населения питьевой водой осуществляется посредством подвоза воды водовозными автомобилями.
Снабжение населения указанных районов г. Балей питьевой водой организовано ненадлежащим образом. Так, договор на поставку воды населению не заключен, на основании устной договоренности АО «ЗабТЭК» предоставляет 3 автомобиля (с тремя водителями), силами которых и осуществляется водоснабжение населения ГП «Город Балей» питьевой водой. График подвоза воды населению утвержден 18.12.2022 главой городского поселения «Город Балей». При этом, в микрорайонах «Каменка», «Подхоз», «Отмахово» г. Балей имели место неоднократные срывы графика подвоза воды населению в течение 2023 года.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В силу п.4.2 ч.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными ФЗ « О водоснабжении и водоотведении»
В соответствии с ч. 3 ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно п. а.1 ч. 1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п. 13 ст. 2).
Централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29 ст. 2).
Согласно ч. 9 ст. 7 данного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 72 данных Правил органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением N 3 (п. 74 Правил).
В исковом заявлении прокурор просит суд Обязать Администрацию ГП «Город Балей» организовать нецентрализованное водоснабжение путем использования нецентрализованной системы водоснабжения (установкой водозаборных колонок либо уличных колодцев) или путем подвоза питьевой водыв микрорайонах «Каменка», «Подхоз», «Отмахово».
В судебном заседании установлено, чтов микрорайонах «Каменка», «Подхоз», «Отмахово» г. Балей Забайкальского края водоснабжение населения питьевой водой осуществляется посредством подвоза воды водовозными автомобилями.При этом, в указанных микрорайонах имели место неоднократные срывы графика подвоза воды населению в течение 2023 года.
Из пояснений представителя истца следует, что в вышеперечисленных микрорайонах водозаборные колонки, либо уличные колодцы отсутствуют.
Во избежание нарушение прав неопределенного круга лиц, связанных с нарушением графика подвоза питьевой воды, суд считает необходимым возложить на Администрацию ГП обязанностьорганизовать нецентрализованное водоснабжение путем использования нецентрализованной системы водоснабжения (установкой водозаборных колонок либо уличных колодцев) в микрорайоны «Каменка», «Подхоз», « Отмахово» г. Балей, Забайкальского края, в удовлетворении иска в части возложения обязанности организовать водоснабжение населения питьевой водой путем подвоза водыотказать.
Разрешая требования истца в части возложения на Администрацию ГП «Город Балей» обязанности организовать нецентрализованное водоснабжение путем использования нецентрализованной системы водоснабжения (установкой водозаборных колонок либо уличных колодцев) или путем подвоза питьевой водыв районе ул. Западная и Забайкальская г. Балей Забайкальского края, суд принимает во внимание, что исходя из содержания искового заявления и неоспаривалось представителем истца, указанные улицы обеспечивались питьевой водой посредством водозаборной колонки, которая вышла из строя вследствии пожара и внастоящее времяне функционирует. В графике подвоза воды населению от18.12.2022 года, утвержденного главой городского поселения «Город Балей», улицы Западная и Забайкальская не учтены. В связи с чем, принимая во внимание отсутствие на указанных улицах водозаборной колонки либо уличных колодцев, а так же отсутствие указанных улиц в графике подвоза воды, в целях обеспечения прав граждан улиц Западная и Забайкальская на обеспечение питьевой водой, суд считает необходимым возложить на Администрацию ГП «Город Балей» обязанность организовать нецентрализованное водоснабжение путем использования нецентрализованной системы водоснабжения (установкой водозаборных колонок либо уличных колодцев) или путем подвоза питьевой воды улиц Западная, Забайкальская г. Балей Забайкальского края.
Балейский межрайонный прокурор при подаче иска просил суд обратить решение к немедленному исполнению.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению в силу положений ст. 212 ГПК РФ. Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решений суда в установленном порядке, судом не установлено.
Частью 4 статьи 103 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку прокурор государственные органы и органы местного самоуправления освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом необходимо отнести на счет государства.
Устанавливая срок по исполнению заявленных административных исковых требований, суд полагает возможным предоставить срок исполнения решения в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Администрацию ГП «Город Балей» в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по водоснабжению и подвозу воды, а именно:
организовать нецентрализованное водоснабжение путем использования нецентрализованной системы водоснабжения (установкой водозаборных колонок либо уличных колодцев) в микрорайоны «Каменка», «Подхоз», « Отмахово» г. Балей, Забайкальского края.
организовать нецентрализованное водоснабжение путем использования нецентрализованной системы водоснабжения (установкой водозаборных колонок либо уличных колодцев) или путем подвоза питьевой воды улиц Западная, Забайкальская г. Балей Забайкальского края.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано либо принесено апелляционное представление в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательном виде вынесено 02 февраля 2024 года
Судья О.Ю. Щеглова