Промышленный районный суд г. Смоленска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Промышленный районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
г. Смоленск Дело № 2-45/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2011 года
Промышленный районный суд города Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Родионова В.А.
при секретаре Бучкиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО5 ФИО6, ФИО7 к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации г. Смоленска о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, об оспаривании действий органов местного самоуправления и устранении препятствий в предоставлении в собственность земельного участка,
У с т а н о в и л :
ФИО4, уточнив требования, обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность земельного участка, указав в обоснование иска, что является ветераном труда и имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Смоленской области «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» от 10.06.2003г. №23-з. 17.12.2009 г. она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно как ветерану труда земельного участка, расположенного в районе дома , для индивидуального жилищного строительства. 25.12.2009 года ответчик отказал истцу в удовлетворении ее заявления, мотивировав тем, что в настоящее время Департаментом рассматривается вопрос о формировании и предоставлении спорного участка третьему лицу на основании заявления от 09.07.2007 г. С данным отказом истец не согласна, считает его незаконным, поскольку, являясь ветераном труда, ранее подобной льготой не пользовалась, в установленном порядке обратилась за предоставлением в собственность земельного участка, при этом срок рассмотрения письма от третьего лица, поданного в 2007 году, давно истек. Просит суд обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области предоставить ей бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, подготовленной ИП ФИО1 (т. 1 л.д. 87).
Истец ФИО6 обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации города Смоленска о признании права собственности на земельный участок. В обосновании иска указала, что 16.12.2009 г. обратились в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: для индивидуального жилищного строительства. 25.12.2009 г. Департамент предложил ей в срок до 21.06.2010 г. предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденную в установленном порядке в отношении испрашиваемого земельного участка в пределах одной территориальной зоны Ж1, площадью не менее 400 кв.м и не более 800 кв.м. 25 марта 2010 года между ФИО2 действующим в ее интересах, и ООО « был заключен договор № об изготовлении исполнительной съемки и схемы расположения спорного земельного участка. 01.04.2010 года исполнительская съемка была выполнена и нанесена на топографический план г. Смоленска, а также выполнена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако в дальнейшем Администрацией г. Смоленска истцу было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, поскольку испрашиваемый участок, согласно Генеральному плану города Смоленска, попадает в зону делового, общественного, коммерческого назначения, выделение участков для индивидуального жилищного строительства в которой не предусмотрено. С данной позицией органа местного самоуправления истец не согласен, и просит суд признать незаконным отказ Администрации г. Смоленска в согласовании схемы расположения земельного участка по ул. на кадастровом плане. Одновременно истец ФИО6 просит суд признать за ней права собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: с координатами поворотных точек согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО «
Истец ФИО5 обратилась в суд к вышеуказанным ответчикам с аналогичными требованиями и просит суд признать незаконным отказ Администрации г. Смоленска в согласовании схемы расположения земельного участка по ул. на кадастровом плане и признать за ней право собственности на спорный земельный участок по вышеуказанному адресу с координатами поворотных точек , согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО «». В обосновании иска указала, что 16.12.2009 г. обратились в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства. 24.05.2009 г. Департамент предложил ей в срок до 21.09.2010 г. предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденную в установленном порядке в отношении испрашиваемого земельного участка в пределах одной территориальной зоны Ж1, площадью не менее 400 кв.м и не более 800 кв.м. 25 марта 2010 года между ФИО2 действующим в ее интересах, и ООО « был заключен договор № об изготовлении исполнительной съемки и схемы расположения земельных участков по адресу: 01.04.2010 года исполнительская съемка была выполнена и нанесена на топографический план г. Смоленска, а также подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако в дальнейшем Администрацией г. Смоленска истцу было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, поскольку испрашиваемый участок, согласно Генеральному плану города Смоленска, попадает в зону делового, общественного, коммерческого назначения, выделение участков для индивидуального жилищного строительства в которой не предусмотрено. Между тем, данный участок не изъят из оборота, и его дальнейшее использование возможно и не противоречит действующего закону, в связи с чем истец считает, что имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.
Истец ФИО7 также просит суд обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области предоставить ей в собственность бесплатно земельный участок, площадью 800 кв.м, расположенный возле дома под индивидуальное жилищное строительство. В обосновании требований истец указала, что она 09.07.2007г. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно спорного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. На обращение истца Департамент уведомил о необходимости предоставления схемы расположения испрашиваемого участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденной в установленном порядке. Во исполнении указанного требования истцом был заключен договор оказания услуг с ИП ФИО3 для оформления проекта границ и проектного обоснования размещения объекта недвижимости на земельном участке. Подготовленный проект границ был предоставлен на согласование в управление земельных отношений Администрации г. Смоленска и управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска. Названными управлениями в согласовании проекта отказано. Одновременно разъяснены требования о необходимости согласования проекта границ с СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры», в связи с тем, что данный участок входит в территорию памятника федерального значения - культурного слоя г. Смоленска и в охраняемую зону объектов культурного наследия федерального значения - ансамбля Соборной горы и церкви Благовещения. СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» отказал в согласовании схемы испрашиваемого земельного участка. Кроме того, 24.02.2010 г. Департаментом Смоленской области по культуре было сообщено о невозможности согласования представленного истцом проекта схемы расположения земельного участка в силу п. 2 ст. 34 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Таким образом, с момента написания заявления о предоставлении в собственность спорного земельного участка в Департамент истцом предпринимались меры по составлению, утверждению и согласованию необходимой документации. Однако в установленный Департаментом срок сделать это не представилось возможным, поэтому истец обращалась с заявлением о необходимости продления срока, которые рассматривались положительно. Между тем 04.02.2010 г. Департамент уведомил истца о нецелесообразности продления сроков и списания её заявления в архив, и в дальнейшем предоставил право на формирование на этом месте двух земельных участков ФИО5 и ФИО6, чем необоснованно умолил ее права. Считает, что действия ответчика по списанию ее заявления в архивное делопроизводство и передаче ее права на приобретение испрашиваемого земельного участка третьим лицам незаконными в виду отсутствия соответствующего основания, установленного какой-нибудь правовой нормой. Непредставление необходимой документации было обусловлено незаконным отказом уполномоченных органов в установленном законом порядке согласовать схему расположения, что в сложившейся ситуации фактически повлекло отказ в предоставлении земельного участка. Однако спорный земельный участок не изъят из хозяйственного оборота, а лишь требует применения специальных мер, соответствующих требованиям охраны памятников и культуры и обеспечивающих сохранение культурного слоя собственником, при его застройке и землепользовании. Пункт 2.4 Закона Смоленской области «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» и п. 4 ст. 28 ЗК РФ устанавливают следующие случаи отказа предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства: изъятие земельных участков из оборота, установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель государственных и муниципальных нужд. Указанный перечень является закрытым, поэтому отказ по иным причинам в реализации прав граждан на земельные участки является необоснованным. Полагает, что ответчик в нарушение закона ограничил истцу сроки возможного предоставления необходимой документации, списал заявление истца в архив в отсутствие на то законных оснований, учитывая противоправность Департамента Смоленской области по культуре и СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» по отказу в согласовании схемы земельного участка имеется достаточно правовых оснований для предоставления спорного земельного участка именно ФИО7 На основании изложенного просит иск удовлетворить.
Представитель истицы ФИО4 - ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно указала, что ФИО4 17.12.2009 г. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: для индивидуального жилищного строительства. Однако получила отказ, поскольку рассматривается возможность формирования указанного земельного участка третьими лицами. Данный отказ является необоснованным, поскольку заявление третьего лица -ФИО7 подано 09.07.07 г. и срок его рассмотрения истек, производство по этому заявлению списано в архив. Кроме того, 16.12.09 г. поданы заявления от ФИО5 и ФИО6 о предоставлении им в собственность земельных участков площадью около 800 кв.м, что не означает, что им разрешено формировать земельный участок площадью точно 800 кв.м, поэтому на спорной территории можно разместить три земельных участка меньшей площадью, реализовав тем самым право каждого из истцов на получение в собственность бесплатно земельного участка как это отражено на представленной суду схеме границ, подготовленной геодезистом ФИО1 обстоятельство, что земельный участок попадает в охранную зону памятника истории и культуры не является основанием для отказа в предоставлении его в собственность.
Представитель истцов ФИО5 и ФИО6 - ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно указала, что 16.12.09 г. ФИО5 и ФИО6 обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о формировании земельного участка рядом с домом . Департамент дал им соответствующее разрешение, поскольку испрашиваемые в собственность земельные участки находились в территориальной зоне, предназначенной для индивидуального жилищного строительства - Ж1. Однако Администрация г. Смоленска не согласовала им схему расположения границ земельного участка, поскольку назначение данной зоны с жилой было изменено на общественно-деловую. Отказ Администрации г. Смоленска по этим основаниям является незаконным, так как правоотношения по поводу предоставления в собственность земельных участков возникли до внесения поправок в Правила землепользования и застройки, изменивших разрешённый вид использования земельных участков. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установления федеральным законом установления запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Данная норма является диспозитивной и предусмотренных этой нормой оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков не имеется. Администрация г. Смоленска своим незаконным отказом в согласовании схемы расположения границ земельного участка создает препятствия к осуществлению истцами их законных прав.
Представители истицы ФИО7 - ФИО10 и ФИО11 в судебном заседании исковые требования поддержали, дополнительно указали, что 15.06.07 г. ФИО7 обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о формировании земельного участка рядом с домом . Ей было дано разрешение на формирование земельного участка и предложено предоставить схему границ. С августа 2007 года ФИО7 производила действия, направленные на подготовку проекта границ земельного участка, но данный проект не был согласован Департаментом Смоленской области по культуре земельный участок находится в зоне охраны объектов культурного наследия. В связи с чем истица до 26.02.10 г. принимала меры по согласованию проекта границ земельного участка, о чём неоднократно уведомляла Департамент имущественных и земельных отношений, и по ее заявлению ей продлялся срок предоставления схемы границ. 26.02.10г. ФИО7 получила отказ Департамента в продлении срока формирования земельного участка. О том, что ее дело списано в архив, она узнала в судебном заседании при рассмотрении настоящего гражданского дела. Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области не имел право принимать заявления от ФИО5 и ФИО6, поскольку на то время на рассмотрении находилось заявление ФИО7 Полагают, что индивидуальное жилищное строительство возможно в охранной зоне памятника истории и культуры, но с учётом соблюдения мер регенерации.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - ФИО12 иск не признал, суду пояснил, что Департамент может предоставить истцам земельные участки в собственность, если они смогут их сформировать и поставить на кадастровый учёт в соответствии с действующим градостроительным и земельным законодательством. Поскольку компетентные органы отказывают истцам в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, то у ответчика нет правовых оснований предоставить эти земельные участки им в собственность.
Администрация г. Смоленска, извещённая надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, явку в суд своего представителя не обеспечила, представила письменный отзыв на иск (т. 2 л.д. 105-110).
На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, привлечённый к участию в деле на стороне ответчика, - Департамента Смоленской области по культуре ФИО13 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований и суду пояснил, что в соответствии с проектом охранных зон и регулирования застройки памятников истории и культуры города Смоленска, утвержденным решением Смоленского облисполкома от 03.09.1982 года № 528, и историко-архитектурным и историко-археологическим опорным планом г. Смоленска, утвержденным решением Смоленской областной Думы от 31.10.1996г. № 171, спорный земельный участок входит в территорию распространения памятника федерального значения - культурного слоя г. Смоленска, принятого на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624, а также в охранную зону объектов культурного наследия федерального и регионального значения - ансамбля Соборной горы и церкви Благовещения. Согласно части 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», на территории охранной зоны устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Учитывая, что земельный участок около дома , расположен в пределах охраняемой зоны, то строительство на нем запрещено. В настоящее время специальных мер направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объектов культурного наследия, в охранной зоне которых находится земельный участок, а также необходимость применения таких мер нормативно-правовыми актами и иными документами не предусмотрено. Таким образом, предоставление истцам в собственность земельного участка по вышеуказанному адресу для индивидуального жилищного строительства, противоречит нормам Федерального законодательства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, привлечённый к участию в деле на стороне ответчика, - Центральная религиозная организация «Смоленская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ФИО14 с исковыми требованиями не согласна, в судебном заседании пояснила, что испрашиваемые земельные участки расположены в непосредственной близости от Благовещенской церкви, которая используется в соответствии со своим функциональным назначением как храм. В соответствии с п. 10 Устава Епархия осуществляет богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, крестные ходы и церемонии в храмах, часовнях и других культовых зданиях и сооружениях. Вследствие этого, расположение жилых домов рядом с храмом и алтарем будет препятствовать совершению крестных ходов, а также будет являться кощунственным по отношению к таинствам церкви и оскорблять чувства верующих граждан. Проживание в жилом доме предполагает ведение подсобного хозяйства и отправление естественных нужд, что является осквернением святого места. Кроме того, Благовещенская церковь входит в архитектурный ансамбль зданий Соборной горы, реставрация которого включена в план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 150-летия основания г. Смоленска, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 16 января 2010 г № 11-р. Строительство индивидуальных жилых домов будет портить весь облик Соборной горы, что отрицательно скажется на историческом, культурном наследии города Смоленска.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, на стороне ответчика СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что земельный участок, расположенный в районе дома входит в охранную зону объектов культурного наследия (памятников истории и культуры): федерального значения - «Комплекс зданий и сооружений Соборной горы» («Ансамбль Соборной горы»); регионального значения - «Ансамбль зданий Соборной горы: Благовещенская церковь» (Ансамбль Соборной горы: Церковь Благовещения»). Комплекс зданий и сооружений Соборной горы (Ансамбль Соборной горы) принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Ансамбль зданий Соборной горы: Благовещенская церковь принята на государственную охрану решением Смоленского облисполкома от 11.06.1974 № 358 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны, содержания и реставрации памятников истории и культуры. Охранная зона для вышеуказанных объектов культурного наследия установлена Проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г. Смоленска, утвержденным решением Смоленского облисполкома от 03.09.1982 № 528, и Историко-архитектурным и историко-археологическим опорным планом г. Смоленска, утвержденным решением Смоленской областной Думы от 31.10.1996 № 171. В силу действующего законодательства, охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Кроме того, спорный земельный участок входит в территорию распространения объектов культурного наследия федерального значения - культурного слоя г. Смоленска. Объект культурного наследия федерального значения - «Культурный слой города Смоленска» принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624. Данное постановление определяет местонахождение памятника: территория города в пределах крепостной стены; полоса шириной 200 м по левому берегу р. Днепр между Рачевским и Чуриловским ручьями; по правому берегу р. Днепр в пределах улицы Кашена от льнокомбината до ручья Городянки. Строительство на данной территории запрещено. Строительство на земельных участках не входящих в территорию и охранную зону объекта культурного наследия, и в зону охраняемого природного ландшафта, а расположенных только в пределах распространения культурного слоя, возможно при условии проведения археологических исследований, на основании утвержденного Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Центральному Федеральному округу проекта организации охранных археологических работ (т. 1 л.д. 164).
Представитель третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска в суд не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц - Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска и СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры».
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Истцы ФИО4, ФИО5, ФИО6 иФИО7 являются ветеранами труда и имеют право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с Законом Смоленской области «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» от 10.06.2003г. №23-з (т. 1 л.д. 8, 18, 39, 61). Данное обстоятельство ответчиком не спаривается.
Согласно ст. 1 Закона Смоленской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» от 08.02.2007г. №1-з, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.
Таким органом в настоящее время, в соответствии с п. 1.1 Положения, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 г. N 86, является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Судом установлено, что ФИО7 9 июля 2007 г. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв. м, расположенного возле дома (т. 1 л.д. 15-16).
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в своем ответе от 29.12.2007 г. указал, что испрашиваемый земельный участок входит в охранную территорию распространения памятника федерального значения - культурного слоя города Смоленска и в охранную зону объектов культурного наследия федерального значения -ансамбля Соборной горы и церкви Благовещения. При этом заявителю предложено предоставить в земельное управление Департамента в трехмесячный срок оригинал проекта границ испрашиваемого земельного участка, согласованный со смежными землепользователями и Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия (т. 1 л.д. 27)
Также 18.02.2009 г. Главным земельным управлением Смоленской области ФИО7 на ее заявление от 09.07.2007г. предложено в срок до 16.03.2009 года предоставить в Главное управление утвержденную Администрацией города Смоленска схему расположения земельного участка на кадастровом плане, соответствующей территории в пределах территориальной зоны Ж1 (т. 1 л.д. 25).
Во исполнении выше приведённых требований Департамента по заказу ФИО7 кадастровым инженером ИП ФИО15 был изготовлен проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (т. 1 л.д. 112).
В целях согласования разработанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ФИО7 неоднократно обращалась в СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» и Департамент Смоленской области по культуре (т. 1 л.д. 97, 129).
Между тем, названными учреждениями заявителю было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: в виду того, что земельный участок входит в охранную зону объектов культурного наследия федерального значения - ансамбля Соборной горы и Церкви Благовещения (т. 1 л.д. 96, 99, 104, 121, 122, 124, 132, 134).
С момента написания заявления о предоставлении в собственность спорного земельного участка в Департамент (09.07.2007г.) истцом предпринимались меры по составлению, утверждению и согласованию необходимой документации и предпринимались попытки согласовать схему земельного участка. Однако в установленный Департаментом срок сделать это не представилось возможным, поэтому истец 18.02.2009 г., 11.03.2009 г., 18.06.2009 г., 11.09.2009 г. обращалась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлениями о продлении установленного срока предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Заявления ФИО7 были удовлетворены и сроки предоставления схемы продлялись до 30.06.2009 года, 15.09.2009 года, 01.02.2010 года (т. 1 л.д. 19-24, 32).
28 января 2010 года ФИО16 вновь обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о продлении срока предоставления схемы расположения земельного участка по адресу: (л.д. 30).
В своем ответе от 04.02.2010 г. Департамент продлил ФИО7 установленный срок до 03.03.2010 года, однако указал о нецелесообразности дальнейшего продления сроков предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, при этом сослался на то, что в случае непредоставления в установленный срок вышеуказанного документа, права на данный участок могут быть оформлены при подаче заявления любым иным лицом, заявление ФИО17 будет списано в архивное делопроизводство (л.д. 31).
05 марта 2010 года Департаментом на имя ФИО7 направлено письмо, в котором сообщается, что в виду не исполнения требований и не предоставления в срок до 03.03.2010 г. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, заявление истца о предоставлении земельного участка списано в архив (л.д. 57).
Судом также установлено, что ФИО5 16 декабря 2009 г. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв. м, расположенного возле дома (т. 1 л.д. 37, 40).
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в своем ответе от 24.03.2010 г. предложил заявителю в срок до 21.09.2010 года предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденную в установленном законом порядке в отношении испрашиваемого земельного участка в пределах одной территориальной зоны Ж1, площадью не менее 400 кв.м и не более 800 кв.м (т. 1 л.д. 55).
Во исполнении выше приведённых требований Департамента по заказу ФИО5 землеустроительной организацией ООО «» изготовлен проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (т. 2 л.д. 12-15, т. 1 л.д. 206), который был передан для согласования в Администрацию города Смоленска.
Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска от 23.08.2010 г. ФИО5 отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: поскольку испрашиваемый земельный участок попадает в зону делового, общественного и коммерческого назначения, выделение участка для индивидуального жилищного строительства в которой не предусмотрено (т. 2 л.д. 16).
В судебном заседании установлено, что ФИО6 16 декабря 2009 г. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв. м, расположенного на пересечении улиц (т. 1 л.д. 58-59).
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в своем ответе от 25.12.2009 г. предложил заявителю в срок до 21.06.2010 года предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденную в установленном законом порядке в отношении испрашиваемого земельного участка в пределах одной территориальной зоны Ж1, площадью не менее 400 кв.м и не более 800 кв.м (т. 1 л.д. 62).
Во исполнении выше приведённых требований Департамента по заказу ФИО6 землеустроительной организацией ООО «» изготовлен проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (т. 1 л.д. 205, т. 2 л.д. 73-77, 48-54), который был передан для согласования в Администрацию города Смоленска.
Как следует из сообщения Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска от 22.09.2010 г. ФИО6 отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: г. , поскольку испрашиваемый земельный участок попадает в зону делового, общественного и коммерческого назначения, выделение участка для индивидуального жилищного строительства в которой не предусмотрено (Т. 2 л.д. 55).
17 декабря 2009 года истица ФИО4 обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв. м, расположенного возле дома (т. 1 л.д. 5-7).
Согласно письма Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 25.12.2009 года № ФИО4 отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, так как в настоящее Департаментом рассматривается возможность формирования данного земельного участка по заявлению третьего лица, поступившему в Департамент 09.07.2007 года (т. 1 л.д. 4).
Вместе с тем, истец ФИО4 полагает, что на данной территории могут быть сформированы не только земельные участки, испрашиваемые в собственность ФИО5 и ФИО6, но и также третий земельный участок для нее за счет уменьшения площади земельных участков, которые будут передаваться в собственность двум другим истцам. В подтверждении указанных доводов истцом была представлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории по для индивидуального жилищного строительства, которая была выполнена по заказу ФИО4 геодезистом ФИО1 Согласно данной схемы на спорной территории возможно формирование трех земельных участков № площадью 724 кв.м; № площадью 678 кв.м; № площадью 678 кв.м (т. 1 л.д. 87).
Сопоставив проекты схем расположения земельных участков на кадастровом плане, подготовленные кадастровыми инженерами по заказу истцов, суд находит, что испрашиваемые истцами в собственность земельные участки находятся в одном и том же месте - в районе дома и налагаются друг на друга.
Прежде чем решить спор о том, кто из истцов по настоящему делу имеет преимущественное право перед другими истцами получить в собственность спорный земельный участок, суд считает целесообразным вначале разрешить вопрос, возможно ли на указанной территории предоставлять земельные участки для индивидуального строительства.
Общеизвестным и не нуждающимся в доказывании является то обстоятельство, что испрашиваемый в собственность гражданами земельный участок находится в непосредственной близости от Собора Успения Богородицы и Церкви Благовещения.
Согласно постановлению Совмина РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" «Комплекс зданий и сооружений Соборной горы» («Ансамбль Соборной горы») включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения (т. 1 л.д. 167-173, 181-183).
Решением Исполнительного комитета Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 11.06.1974 N 358 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны, содержания и реставрации памятников истории и культуры" Благовещенская церковь, 1773 г., принята на государственную охрану, и соответственно относится к памятникам культуры регионального значения (т. 1 л.д.178-180).
Для вышеуказанных объектов культурного наследия Проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г. Смоленска, утвержденным решением Смоленского облисполкома от 03.09.1982 № 528, и Историко-архитектурным и историко-археологическим опорным планом г. Смоленска, утвержденным решением Смоленской областной Думы от 31.10.1996 № 171, установлена охранная зона (т. 1 л.д. 172, 173, 181-183).
Спорный земельный участок, расположенный в районе дома , входит в охранную зону объектов культурного наследия федерального значения - ансамбля Соборной горы и регионального значения - церкви Благовещения. Указанное обстоятельство сторонами.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 5 названного Федерального закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.
В силу норм ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.02 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. При этом охранной зоной является территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Нормы п. 2 ст. 35 названного выше Закона запрещают проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Исходя из вышеизложенного, земельные участки в пределах территории и охранных зон объекта исторического и культурного наследия федерального значения, не подлежат предоставлению в целях какого-либо строительства, кроме работ по сохранению данного объекта и их территории.
Охранные зоны Ансамбля Соборной горы и Благовещенская церковь, 1773 г., установлены до принятия названного закона. Однако пунктом 5 статьи 63 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.02 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации предусмотрено, что зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, относятся соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
Таким образом, Ансамбль Соборной горы и Благовещенская церковь, 1773 г., как памятники истории и культуры федерального и регионального значения, находятся под государственной охранной. В целях их сохранения в законом порядке установлена охранная зона, в которой располагаются испрашиваемые истцами в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пунктам 8,9 статьи 1, статьям 30, 36 ГрК РФ территориальные зоны устанавливаются в правилах землепользования и застройки, а виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, ограничения в использовании земельных участков и объектов капитального строительства - в градостроительных регламентах, являющихся неотъемлемой частью правил землепользования и застройки.
В силу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 г. № 490 были утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска, которые устанавливают территориальные зоны и градостроительные регламенты на территории города Смоленска.
Согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, которая является неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки города Смоленска, на момент обращения истцов в Департамент спорный земельный участок находился в зоне индивидуальной жилищной застройки (Ж1) (т. 2 л.д. 140-141, 135).
В соответствии со ст. 13 Правил землепользования и застройки города Смоленска жилые зоны предназначены в качестве основной функции для постоянного проживания населения и с этой целью подлежат застройке многоквартирными жилыми домами многоэтажными, малой и средней этажности (до 3 этажей включительно), жилыми домами с приквартирными участками и без таковых, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками. Зона Ж1 (усадебная застройка и застройка блокированными домами с приквартирными участками) предназначена для проживания в сочетании с ведением ограниченного личного подсобного хозяйства (ЛПХ с содержанием мелкого скота и птицы), отдыха или индивидуальной трудовой деятельности.
Между тем, пунктом 10 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315, особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны памятников устанавливаются с учетом запрещения строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; ограничения хозяйственной деятельности, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению; обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств.
В связи с вышеприведёнными требованиями федерального законодательства в области государственной охраны памятников истории и культуры в статье 20 Правил землепользования и застройки города Смоленска установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах этих зон устанавливаются и утверждаются на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия. Принятые в Правилах границы зон охраны установлены в соответствии с историко-архитектурным и историко-археологическим планами города Смоленска (утверждены Смоленской областной Думой 31.10.96 N 171). Режимные условия и требования к использованию территории сформулированы в соответствии с указанными в регламентах источниками.
Согласно ст. 20.2 Правил землепользования и застройки города Смоленска территории в пределах охранных зон памятников истории и культуры используются при условии проведения любой хозяйственной и научно-исследовательской деятельности на
территории охранной зоны объекта культурного наследия только в соответствии с документацией, согласованной с органом государственной охраны культурного наследия; строительство отдельных зданий и сооружений, прокладка инженерных
коммуникаций допустимы только для обеспечения функционирования объектов
охраны и сохраняемой застройки; запрещения нового строительства всех видов, не
относящихся к использованию объекта культуры.
Следовательно, данные о территориальных зонах, предназначенных для индивидуальной жилищной застройки (Ж1), которые содержатся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, и положения ст. 13 Правил землепользования и застройки города Смоленска, разрешающей строительство индивидуальных жилых домов в названной зоне, должны применяться в нормативным единстве со статьями 20, 20.2 Правил, запрещающих новое строительство в охранных зонах памятников истории и культуры. В свою очередь статьи 20, 20.2 Правил находятся в системной связи со ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.02 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и ст. 99 ЗК РФ, ограничивающих хозяйственную деятельность и запрещающих строительство в пределах охранных зон памятников истории и культуры.
При таких обстоятельствах ссылку истцов на то обстоятельство, что на испрашиваемых в собственность земельных участках разрешено индивидуальное жилищное строительство, поскольку они находятся в пределах территориальной зоны Ж1, суд признаёт несостоятельной.
Более того, суд считает необходимым отметить, что после возникновения спорных правоотношений по поводу предоставления земельных участков в охранной зоне объектов культурного наследования Решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193, вступившего в законную силу 15.11.2010 года, в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 N 490, были внесены изменения, в результате которых Правила были изданы в новой редакции (т. 2 л.д. 142).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Правил землепользования и застройки города Смоленска (в редакции Решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193) в отношении земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, действует режим использования и застройки земельных участков соответствующей территориальной зоны и соответствующей зоны охраны объектов культурного наследия, принятый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия. При этом более строгие требования, относящиеся к одному и тому же параметру, поглощают более мягкие.
Согласно ст. 53 Правил ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон с особыми условиями использования территории в части зон охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях охраны объектов культурного наследия. Содержание ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон охраны объектов культурного наследия определяется режимами использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Смоленска.
В обосновании своих требований истцы также ссылаются на положения ч. 4 ст. 28 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Между тем п. 2 ст. 260 ГК РФ, ч. 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Включение земельного участка в состав зоны охраны объекта культурно-исторического наследия означает установление особого режима использования земельного участка. В случае предоставления земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в охранной зоне нарушается их целевое использование, а потому данные участки не могут быть предоставлены в целях индивидуального жилищного строительства, что не противоречит требованиям ст. 28 ЗК РФ.
Требований о предоставлении спорных земельных участков для применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной среды объекта культурного наследия, истцами не заявлено.
Судом также проанализированы основания, в соответствии с которыми Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области давались разрешения ФИО7, а в дальнейшем ФИО5 и ФИО6, на формирование земельных участков в охранной зоне объектов культурного наследования.
Как следует из объяснений представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, разрешения на формирование земельных участков выдавалось в виду того, испрашиваемые участки находились в пределах территориальной зоны Ж1, установленной Правилами землепользования и застройки города Смоленска.
В соответствии со ст. 31 ГрК РФ Правила землепользования и застройки должны соответствовать документам территориального планирования, в том числе, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, согласно ч. 9 данной статьи
Согласно представленной выписке из генерального плана города Смоленска, утвержденного решением 32-й сессии Смоленского городского Совета I созыва от 22.09.98 N 260, в редакции действовавшей до внесения в него изменений решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009 N 1347, то есть в период времени, когда истцы обращались в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков, спорный земельный участок находился в зоне рекреационного назначения, которая в дальнейшем стала относится к общественно-деловой зоне (т. 2 л.д. 123).
В соответствии со ст.ст. 18, 23 ГрК РФ генеральный план города является документом территориального планирования, данным документом установлены функциональные зоны, а именно, определены границы территорий и функциональное назначение.
Кроме того, как это следует из п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ, несоответствие правил землепользования и застройки схеме территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа является основанием для внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что правила землепользования и застройки, являясь в соответствии со ст. 30 ГрК РФ документом градостроительного зонирования, должны соответствовать документам территориального планирования, в том числе генеральному плану.
Анализируя приведенные нормы, у суда есть все основания считать, что спорный земельный участок согласно документам территориального планирования - генерального плана города Смоленска, расположен зоне рекреационного назначения, а потому отнесение данного участка градостроительным регламентом (Правилами землепользования и застройки города Смоленска, в редакции действовавшей до 15.11.2010 года) к зоне Ж1, на основании действующего законодательства не должно иметь правовых последствий.
В соответствии с п. 1, 2, 5 ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Согласно ст. 94 ЗК РФ земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью либо частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Земли рекреационного назначения могут находиться как в государственной, так и частной собственности, без ограничений участия в обороте. В то же время на этих землях запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению, и изменение цели использования указанных земельных участков может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка.
Земельный кодекс РФ не предусматривает выделение земельных участков в общее пользование в отдельные зоны и позволяет включать их в состав различных территориальных зон. Однако, в силу ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не распространяются на земельные участки в границах территорий общего пользования. Это означает, что независимо от того, в какую территориальную зону включен участок общего пользования, к нему не будет применяться градостроительный регламент, установленный для данной зоны. Использование этих участков должно осуществляться исходя из положений документов территориального планирования муниципальных образований и документации по планировке территорий. Такие участки могут находиться лишь в государственной или муниципальной форме собственности и предоставляться лишь в пользование - постоянное (бессрочное), безвозмездное срочное, аренду и субаренду.
В силу ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Вместе с тем, в соответствии с ч. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежат отчуждению земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у Департамента имущественных и земельных отношений не имелось правовых оснований для принятия решения о разрешении ФИО7, ФИО5 и ФИО6 формировать земельные участки для индивидуального жилищного строительства в функциональной зоне, имеющей рекреационное назначение.
Учитывая изложенные требования закона и установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истцов к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в пределах территории охранной зоны объектов культурного наследия ансамбля Соборной горы и регионального значения и церкви Благовещения не имеется, а потому заявленные исковые требования о предоставлении в собственность кого-либо из истцов спорного земельного участка удовлетворению не подлежат.
По выше приведённым основаниям не подлежат удовлетворению требования истцов ФИО5 и ФИО6 о признании незаконным отказа Администрации г. Смоленска в согласовании схем расположения испрашиваемых в собственность земельных участков на кадастровом плане и устранении препятствий в предоставлении в собственность земельного участка. При этом не является юридически значимым то обстоятельство, что в согласовании схем было отказано не потому основанию, что спорный участок находится в охранной зоне объектов культурного наследия, а в связи с изменением территориальной зоны с жилой на общественно-деловую, так как у Администрации отсутствуют другие правовые основания для его согласования. Согласование земельного участка для индивидуального жилищного строительства будет противоречит целям и особому режиму использования этого участка.
В ходе рассмотрения дела истцы настаивали на предоставлении бесплатно в собственность конкретного земельного участка, требований о предоставлении им иного свободного земельного участка не заявляли, а потому у суда нет оснований для разрешения вопроса о признании за ними права на предоставлении им собственность других участков.
В силу ч. 3 ст. 144 ГПК РФ принятые меры по обеспечению иска в виде запрета Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области совершать любые действия по распоряжению земельным участком возле дома № 6 по ул. Металлистов г. Смоленска подлежат отмене с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО5 ФИО6, ФИО7 к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации г. Смоленска о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, об оспаривании действий органов местного самоуправления и устранении препятствий в предоставлении в собственность земельного участка - отказать.
Меры по обеспечению иска в виде запрета Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области совершать любые действия по распоряжению земельным участком возле дома - отменить с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Родионов