ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4500/13 от 05.11.2013 Чертановского районного суда (Город Москва)

 Дело № 2-4500/13

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 05 ноября 2013 года Чертановский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Трушечкиной Е.А., с участием адвоката Сирожидинова Д.В., при секретаре Афониной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Романовой Л.В. о признании незаконными действий и решений Федеральной службы по финансовому мониторингу, компенсации морального вреда.

 УСТАНОВИЛ:

 Романова Л.В. обратилась в суд с указанным заявлением к «Росфинмониторинг», мотивируя свои требования тем, что «Росфинмониторинг» внес ее данные в «Перечень террористов и экстремистов» в связи с чем, ее счета в банках заблокированы, она не может воспользоваться денежными средствами, перечисленными в том числе в качестве пособий как многодетная семья, а также открывать счета в любых банках РФ. Просит признать незаконными действия и решения Федеральной службы по финансовому мониторингу по включению и неисключению ее из «Списка террористов и экстремистов» и наименованию ее «террористом и экстремистом»; признать незаконными действия и решения Федеральной службы по финансовому мониторингу по заблокированию ее счетов в Приват-банке, Сберегательном Банке РФ; признать незаконными действия Федеральной службы по финансовому мониторингу, направленные на формирование правоприменительной практики отказа в открытии ей счетов во всех Банках РФ в любых условиях и обстоятельствах; также просит взыскать с «Росфинмониторинг» компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

 Заявитель Романова Л.В. и адвокат Сирожидинов Д.В. в судебное заседание явились, требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ Романова Л.В. была осуждена по ст. 205 УК РФ, отбыла наказание, назначенное судом, полностью, освобождена ДД.ММ.ГГГГ. В результате деяний Романовой Л.В., за которые она была осуждена, не пострадало ни одного человека, гражданских исков к ней предъявлено не было. ДД.ММ.ГГГГ Европейский суд по правам человека признал нарушение в отношении Романовой Л.В. права на справедливый суд, в связи с чем, приговор от ДД.ММ.ГГГГ отменен ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного суда РФ и уголовное дело возвращено в Московский городской суд для нового разбирательства. Кроме того по решению Европейского суда Российской Федерацией выплачена Романовой Л.В. компенсация за нарушение конвенционных прав в размере <данные изъяты> евро. Сроки давности по привлечению Романовой Л.В. к уголовной ответственности истекли, поэтому оснований для включения ее в Перечень террористов и экстремистов отсутствуют, действиями «Росфинмониторинга» Романовой Л.В. причинен моральный вред в размере <данные изъяты> рублей. Из-за блокировки счетов она не может снять деньги для обеспечения своей семьи самым необходимым.

 Представители «Федеральной службы по финансовому мониторингу» Б.Е.В. и А.И.М. в судебное заседание явились, требования заявителя не признали и пояснили, что «Росфинмониторинг» является органом, осуществляющим внесение организаций и физических лиц в «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» и исключению указанных лиц по основаниям, строго оговоренным в ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Самостоятельно включением или исключением указанных лиц они не занимаются. По заявлению Романовой Л.В. проводилась проверка: направлялся запрос в прокуратуру. В настоящее время законных оснований для исключения Романовой Л.В. из списка – нет.

 Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

 Согласно ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Федеральная служба по финансовому мониторингу («Росфинмониторинг») является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам (Указ Президент РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 03.11.2012) "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" (вместе с "Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу").

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. приговором Московского городского суда Романова Л.В. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 222, п. «а» ч. 2 ст. 205, ч. 5 ст. 33 п.п. «а,б» ч. 2 ст. 205 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, с зачетом предварительного содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-29). Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ приговор от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Романовой Л.В. отменен в части ее осуждения по ст. 33 ч. 5 ст. 205 ч. 2 п.п. «а, б» УК РФ и дело в этой части производством прекращено, за непричастностью к совершению преступления исключен из осуждения эпизод по ст. 222 ч. 2 УК РФ по обвинению в незаконном обороте взрывчатых веществ и взрывных устройств, связанных с взрывом памятника в <адрес>. Окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет 6 месяцев с отбыванием в колонии общего режима, в остальной части приговор оставлен без изменения (л.д. 30). Постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ обвинительный приговор Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ в части оставления без изменения приговора от ДД.ММ.ГГГГ отменены, возобновлено производство по уголовному делу в отношении Романовой Л.В. в виду новых обстоятельств (л.д. 31-32).

 ДД.ММ.ГГГГ Романовой Л.В. подана жалоба в Федеральную службу по финансовому мониторингу с требованием об исключении ее из «Списка террористов и экстремистов», а также о разблокировании счетов в банках (л.д. 81-83).

 ДД.ММ.ГГГГ «Росфинмониторинг» направил Романовой Л.В. ответ на ее обращение с отказом в исключении ее из Перечня, в связи с отсутствием информации о наличии для этого оснований (л.д. 84-87).

 В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации;

 В силу п. 2.2 ст. 6 вышеуказанного закона, основаниями для исключения организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

 1) отмена вступившего в законную силу решения суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму и прекращение производства по делу;

 2) отмена вступившего в законную силу приговора суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, и прекращение производства по уголовному делу в отношении данного лица по основаниям, дающим право на реабилитацию;

 (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 302-ФЗ)

 3) отмена решения Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с привлечением к ответственности за экстремистскую деятельность;

 4) прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

 (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 302-ФЗ)

 5) исключение организации или физического лица из составляемых международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанных Российской Федерацией перечней организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

 6) отмена признаваемых в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоров или решений судов и решений иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность;

 7) наличие документально подтвержденных данных о смерти лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

 8) наличие документально подтвержденных данных о погашении или снятии судимости с лица, осужденного за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 Согласно ответу заместителя прокурора города <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. постановлением Московского городского суда уголовное дело в отношении Романовой Л.В. прекращено <данные изъяты>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в законную силу указанное постановление не вступило в связи с апелляционным обжалованием (л.д.71-72). Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что у Федеральной службы по финансовому мониторингу («Росфинмониторинг») не было законных оснований для исключения Романовой Л.В из «Переченя организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму». В связи с чем, требование Романовой Л.В. удовлетворению не подлежит.

 На основании изложенного, Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", руководствуясь ст.ст.258ч.4, 194-199 ГПК РФ, суд

                  РЕШИЛ:

     В требовании Романовой Л.В. о

 признании незаконными действий и решения Федеральной службы по финансовому мониторингу по включению и неисключению ее из «Списка террористов и экстремистов» и наименованию ее «террористом и экстремистом»;

     признании незаконными действий и решения Федеральной службы по финансовому мониторингу по заблокированию ее счетов в Приват-банке, Сберегательном Банке РФ;

     признании незаконными действий Федеральной службы по финансовому мониторингу, направленных на формирование правоприменительной практики отказа в открытии ей счетов во всех Банках РФ в любых условиях и обстоятельствах;

 компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей – отказать.

 Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

 Судья: