ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4502/18 от 29.10.2018 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Гражданское дело № 2-4502/2018

УИД: 66RS0001-01-2018-004355-10

Мотивированное решение

изготовлено 29.10.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2018 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области,

в составе председательствующего судьи Илюшкиной Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Гаджикурбановой М.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга об обязании ликвидировать размещение отходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц об обязании ликвидировать размещение отходов, в обоснование которого указал следующее.

Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка об организации несанкционированной свалки отходов производства и потребления.

Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением главного специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области 25.05.2018 проведено обследование территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

В результате обследования территории, расположенной вдоль технологической лесной грунтовой дороги, идущей вблизи берега пруда, образованного на р. Светлая, выявлены места несанкционированного складирования следующих коммунальных отходов:

1) отходы из жилищ крупногабаритные (код Федерального классификационного каталога отходов (далее также ФККО) 73111002215) в виде мебели; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724), отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код ФККО 43411002295); лом железобетонных изделий (код ФККО 82230101215), бой стекла (код ФККО 34190101205).

Общая площадь захламления составляет 77,0-80,0 кв. м, общий объем несанкционированно размещенных отходов – 52,0-55,0 куб. м.

Географические координаты участка складирования отходов:

56.83458 с.ш. 60.37838 в.д.

2) отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (код ФККО 15211001215); отходов из жилищ крупногабаритных в виде оконных рам (код ФККО 73111002215); древесные отходы от сноса и разборки зданий (код ФККО 81210101724).

Площадь захламления составляет 40,0-45,0 кв. м, объем несанкционированно размещенных отходов – 30,0-35,0 куб. м.

Географические координаты участка складирования отходов:

56.83464 с.ш. 60.37904 в.д.;

56.83365 с.ш. 60.37205 в.д.;

56.83388 с.ш. 60.37354 в.д.

3) на перекрестке автодороги, ведущей на Палкинский торфяник, и технической грунтовой дороги выявлено несанкционированное размещение отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 89000001724); отходы корчевания пней (код ФККО 15211002215); отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 73111002215) в виде мебели.

Складирование осуществляется по обе стороны грунтовой дороги.

Общая площадь захламления составляет 25,0 кв. м, общий объем несанкционированно размещенных отходов – 10,0-12,0 куб. м.

Географические координаты участка складирования отходов:

56.83504 с.ш. 60.38217 в.д.

При осуществлении нанесения вышеуказанных координат на публичную кадастровую карту установлено, что складирование отходов осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0307048:3 в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга.

При этом согласно информации Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о переходе прав на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером 66:41:0307048:3.

Согласно п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения.

В силу п.п. 15, 26 ст. 6 Положения «Об администрации района города Екатеринбурга», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6, администрация района осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения на территории района в пределах предоставленных полномочий, в том числе участвует в организации мероприятий по охране окружающей среды на территории района; участвует в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов.

Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 31.10.2016 № 2164 утверждена Муниципальная программа «Экология и охрана окружающей среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017-2020 годы».

Пунктом 12 Раздела 3 Программы предусмотрено, что Администрации районов г. Екатеринбурга проводят мероприятия по предотвращению образования несанкционированных свалок и их ликвидации на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования «город Екатеринбург», либо на бесхозяйных земельных участках, расположенных в границах муниципального образования «город Екатеринбург».

Таким образом, на Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга возложена обязанность по предотвращению образования и ликвидации несанкционированных свалок, находящихся в собственности муниципального образования «город Екатеринбург», либо на бесхозяйных земельных участках, расположенных в границах Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

Указав данные фактические обстоятельства и правовое обоснование, истец просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Боровских Н.Н. заявленные исковые требования поддержала по предмету и основаниям, основываясь на приведенных в иске доводах.

Представитель ответчика Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга ФИО1, действующая на основании доверенности (л.д. 30), заявленные исковые требования не признала, поддержала доводы отзыва на исковое заявление (л.д. 31, 32), указав, что свалка находится на участке, собственность на который не разграничена; обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области возложена на регионального оператора – ЕМУП «Спецавтобаза».

Представитель третьего лица Администрации г. Екатеринбурга ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д. 36), просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, поддержал доводы отзыва на исковое заявление (л.д. 33-35), указав, что свалка находится на участке, собственность на который не разграничена; реализация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок возложена на регионального оператора – ЕМУП «Спецавтобаза»; действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению только одного вида отходов - твердых коммунальных отходов. Морфологический состав отходов, указанный в исковом заявлении, не позволяет сделать вывод об образовании отходов в результате жизнедеятельности населения, а следовательно, не позволяет отнести обнаруженные отходы к твердым коммунальным отходам.

Представитель третьего лица ЕМУП «Спецавтобаза» ФИО3, действующая на основании доверенности (л.д. 114), указала на обоснованность исковых требований, поддержала позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление (л.д. 125-127), дополнениях к возражениям на исковое заявление, указав, что Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 12.01.2018 региональный оператор обязался обеспечить начало обращения с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года. Согласно подп. 5 п. 8.4. Соглашения в перечне обязательств регионального оператора указано обеспечение обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в Приложении № 3 к Соглашению. Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0307048:3 в Приложении № 3 Соглашения отсутствует. Кроме того, на указанном земельном участке по большей части обнаружены отходы, не относящиеся к отходам коммунального происхождения с кодом ФККО, начинающимся с цифр 73.

Представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, будучи извещенным о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно экспертному заключению от 25.05.2017 № 14 (л.д. 7-11), составленному специалистом ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля», в результате обследования территории, расположенной вдоль технологической лесной грунтовой дороги, идущей вблизи берега пруда, образованного на р. Светлая, выявлены следующие места несанкционированного складирования отходов:

1) отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 73111002215) в виде оконных рам со стеклом. Рамы размещены по обе стороны грунтовой дороги на двух участках, на расстоянии 35-40 метров.

Географические координаты участков складирования оконных рам:

56.83365 с.ш. 60.37205 в.д.;

56.83388 с.ш. 60.37354 в.д.

Общая площадь несанкционированного складирования оконных рам составляет 80 кв. м, общий объем размещенных отходов 75,0-80,0 кв. м.

2) отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код ФККО 43411002295); отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 73111002215) в виде мебели; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724); лом железобетонных изделий (код ФККО 82230101215); бой стекла (код ФККО 34190101205). Отходы размещены по обе стороны дороги.

Общая площадь захламления составляет 77,0-80,0 кв. м, общий объем несанкционированно размещенных отходов – 52,0-55,0 куб. м.

Географические координаты участка складирования отходов 56.83458 с.ш. 60.37838 в.д.

3) отходы из жилищ крупногабаритные в виде оконных рам (код ФККО 73111002215); отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (код ФККО 15211001215); древесные отходы от сноса и разборки зданий (код ФККО 81210101724).

Площадь захламления составляет 40,0-45,0 кв. м, объем несанкционированно размещенных отходов – 30,0-35,0 куб. м.

Географические координаты участка складирования отходов:

56.83464 с.ш. 60.37904 в.д.;

4) на перекрестке автодороги, ведущей на Палкинский торфяник, и технической грунтовой дороги выявлено несанкционированное размещение отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 89000001724); отходы корчевания пней (код ФККО 15211002215); отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 73111002215) в виде мебели.

Складирование осуществляется по обе стороны грунтовой дороги.

Общая площадь захламления составляет 25,0 кв. м, общий объем несанкционированно размещенных отходов – 10,0-12,0 куб. м.

Географические координаты участка складирования отходов:

56.83504 с.ш. 60.38217 в.д.

Территория грунтовой дороги согласно публичной кадастровой карте расположена на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0307048:3.

Судом установлено, что указанный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав недвижимости (л.д. 12-25).

Факт наличия перечисленных в экспертном заключении от 25.05.2017 № 14 (л.д. 7-11) мест несанкционированного размещения отходов подтверждается письменными материалами дела, участвующими в деле лицами не оспаривается, в связи с чем, суд считает установленным.

На момент рассмотрения дела указанные места размещения отходов на земельном участке не ликвидированы, что подтверждается экспертным заключением от 10.10.2018 № 71, представленным истцом, актами обследования экологического состояния территории от 15.05.2018 № 05/81, от 09.06.2018 № 07/40, от 18.10.2018 № 10/71, представленными ответчиком, не оспаривается участвующими в деле лицами.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу части 3 статьи 8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Частью 2 статьи 13 названного Федерального закона предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 1 Положения «Об администрации района города Екатеринбурга», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6, администрация района города Екатеринбурга образуется в соответствии с Уставом муниципального образования "город Екатеринбург", является территориальным органом Администрации города Екатеринбурга и осуществляет на территории района города Екатеринбурга исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции.

Пунктом 6 указанного положения установлено, что администрация района осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения на территории района в пределах предоставленных полномочий, в том числе участвует в организации мероприятий по охране окружающей среды на территории района, участвует в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, участвует в организации благоустройства и озеленения территории района.

На основании изложенного суд соглашается с доводами представителя истца о том, что Администрация Верх-Исетского района г. Екатеринбурга являясь территориальным органом Администрации г. Екатеринбурга, осуществляет на территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, на которой обнаружено несанкционированное складирование отходов, исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции, следовательно, Администрация Верх-Исетского района г. Екатеринбурга обязана участвовать в организации и контроле сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с территории района.

Отсутствие разграничения на земельный участок не является безусловным основанием для освобождения администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от осуществления действий по организации ликвидации свалки, которая существует на территории этого административного района.

Вместе с тем, сформулировав в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований указанное направление деятельности органов местного самоуправления в виде нормы общего характера (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), законодательство исходит из того, что содержание этой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения данного вопроса местного значения, должно раскрываться на основе Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" во взаимосвязи с соответствующим специальным, отраслевым, в том числе бюджетным, законодательством. Это означает, что при определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения участия в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, твердых коммунальных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления обязанностей, касающихся проведения очистки территории муниципального образования от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.

В настоящее время действующее законодательство предусматривает закрепление за муниципальными образованиями вопросов, связанных только с одним видом отходов - твердыми коммунальными отходами.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, твердые коммунальные отходы включены в тип отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» Блока 7 ФККО (код ФККО 73000000000). То есть, отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам, представлены только в Блоке 7 ФККО. Указанное подтверждается письмом Минприроды России от 15.06.2018 № 12-50/05038-05 (л.д. 38, 39), письмом Минстроя России от 19.06.2018 № 26457-01/06 (л.д. 40, 41), не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.

Согласно представленным истцом экспертным заключениям от 25.05.2017 № 14 (л.д. 7-11), от 10.10.2018 № 71 в ходе обследования специалистом ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» выявлены следующие виды отходов:

- отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 73111002215) в виде оконных рам со стеклом;

- отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код ФККО 43411002295);

- отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 73111002215) в виде мебели;

- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724);

- лом железобетонных изделий (код ФККО 82230101215);

- бой стекла (код ФККО 34190101205);

- отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (код ФККО 15211001215);

- древесные отходы от сноса и разборки зданий (код ФККО 81210101724);

- отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 89000001724);

- отходы корчевания пней (код ФККО 15211002215).

Согласно актам обследования экологического состояния территории от 15.05.2018 № 05/81, от 09.06.2018 № 07/40, от 18.10.2018 № 10/71, представленным ответчиком, в ходе обследования специалистами МБУ «Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга» на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0307048:3 выявлены следующие виды отходов:

- отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (код ФККО 15211001215);

- бой стекла (код ФККО 34190101205);

- отходы упаковочного картона незагрязненные (код по ФККО 40518301605);

- отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код ФККО 43411002295);

- отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 89000001724);

- древесные отходы от сноса и разборки зданий (код ФККО 81210101724);

- лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (код ФККО 82230101215);

- шины пневматические автомобильные отработанные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 92111001504).

Проанализировав представленные в материалы дела письменные доказательства, пояснения участвующих в деле лиц, данные в судебном заседании, суд приходит к следующему.

Указанные в экспертном заключении от 25.05.2017 № 14 (л.д. 7-11) отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 73111002215) в виде мебели впоследствии при обследовании земельного участка тем же специалистом в экспертном заключении от 10.10.2018 № 71 не указаны. Приложенные к экспертным заключениям от 25.05.2017 № 14 (л.д. 7-11), от 10.10.2018 № 71 фототаблицы изображений предметов мебели не содержат. В связи с чем, суд приходит к выводу об ошибочном включении вида отходов - отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 73111002215) в виде мебели в перечень обнаруженных на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0307048:3.

В экспертных заключениях от 25.05.2017 № 14 (л.д. 7-11), 10.10.2018 № 71 рамы оконные со стеклом отнесены к отходам из жилищ крупногабаритным (код ФККО 73111002215) в виде оконных рам со стеклом. Суд не может согласиться с данным выводом специалиста.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ(ред. от 29.07.2018) "Об отходах производства и потребления" дано понятие твердых коммунальных отходов. Так, твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Старые демонтированные оконные рамы с остеклением, обнаруженные на земельном участке, с учетом их характеристик, значительного объема (не характерного для проведения текущего ремонта в отдельно взятом жилом помещении в целях удовлетворения личных и бытовых нужд конкретным лицом), а также с учетом характера иных обнаруженных на земельном участке отходов (древесные отходы от сноса и разборки зданий (код ФККО 81210101724), лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (код ФККО 82230101215), исходя из понятия твердых коммунальных отходов, не могут быть к ним отнесены как в целом, так и к их разновидности - отходам из жилищ крупногабаритным - в частности.

В Федеральном классификационном каталоге отходов имеется специальный вид отходов - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 89000001724), к которому и должны быть отнесены обнаруженные в ходе обследования оконные рамы с остеклением.

В связи с чем, суд соглашается с аналогичными выводами специалистов МБУ «Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга», изложенными в актах обследования экологического состояния территории от 15.05.2018 № 05/81, от 09.06.2018 № 07/40, от 18.10.2018 № 10/71.

Фототаблицы заключений специалистов, представленные как ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля», так и МБУ «Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга» не свидетельствуют о наличии на земельном участке отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724). Заключения МБУ «Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга» сведений о наличии на месте отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724) не содержат. В связи с чем, с учетом установленных судом выше недостатков заключений специалиста ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» не находит оснований считать установленным факт обнаружения на месте указанного вида отходов. При этом оснований не доверять актам обследований, проведенных специалистами МБУ «Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга», указавшими по каждому виду отходов их отнесение к конкретному виду в соответствии с ФККО, у суда не имеется.

Более того, сам факт наличия отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724) в морфологическом составе обнаруженных на земельном участке отходов, с учетом преобладания в общей массе отходов, не относящихся к числу твердых коммунальных отходов, не может играть решающее значение в разрешаемом споре.

С учетом изложенного, проанализировав коды обнаруженных отходов, суд приходит к выводу о том, что отходы, обнаруженные на земельном участке, не отнесены по своему виду к отходам коммунального происхождения, то есть к единой группе с кодом 73000000000, определяемой в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

Учитывая изложенное, у Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга не возникла обязанность по организации ликвидации несанкционированного размещения отходов на указанном земельном участке.

В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Свердловского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга об обязании ликвидировать размещение отходов.

При установленных по делу обстоятельствах не имеет правового значения наличие заключенного 12.01.2018 Соглашения «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами» между ЕМУП «Спецавтобаза» и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, на которое ссылались представитель ответчика, представитель третьего лица Администрации г. Екатеринбурга.

Иных требований, равно как требований по иным основаниям сторонами суду не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга об обязании ликвидировать размещение отходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде, путем подачи жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий Е.Н. Илюшкина