ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4503/19 от 01.02.2019 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2019-005151-24 Дело № 2-4503/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2019 года г. Абакан

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Мамаевой Е.А.,

при секретаре Шайдоровой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОМВД России по Алтайскому району, Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия о признании отказа в предоставлении материалов служебных проверок незаконным, компенсации морального вреда,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ОМВД России по Алтайскому району, Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия ( далее - УФК по РХ) о признании отказа в предоставлении материалов служебных проверок незаконным, компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что 01.04.2019 ОМВД России по Алтайскому району необоснованно в нарушение положений Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 и Приказа МВД России № 161-2013 отказало ему в выдаче материалов служебных проверок, поведенных в отношении него как сотрудника МВД. Просит признать незаконным отказ ОМВД России по Алтайскому району в предоставлении материалов служебных проверок по его заявлению от 05.03.2019, взыскать с ответчиков в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что в период службы он не был ознакомлен с результатами служебных проверок, а после увольнения со службы столкнулся с трудностями в трудоустройстве из-за наличия приказов о наказании, которые он в настоящее время решил обжаловать с целью восстановления своей репутации. Доводы ответчика о том, что его обязанность выдать документы прекращается с увольнением сотрудника, несостоятельны и не основаны на Законе. После его обращения в суд с иском об обжаловании приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности ОМВД России по Алтайскому району без всяких заявлений выдал ему все материалы служебных проверок, которые мог выдать по заявлению от 05.03.2019. Неправомерными действиями ответчика, выразившимися в отказе в предоставлении материалов служебных проверок по его заявлению от 05.03.2019 и неправомерными приказами о применении к нему дисциплинарных взысканий, ему причинен моральный вред, так как вследствие этого он испытывал нервные переживания, начал страдать бессонницей, что отрицательно отразилось на его здоровье. Поскольку МВД по РХ относится к государственным органам, то возмещения вреда он вправе требовать за счет казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ОМВД России по Алтайскому району ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала исковые требования, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении на иск, согласно которому спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которому письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органон внутренних дел определен в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 . ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с июля 2005 года, в должности <данные изъяты> ОМВД России по Алтайскому району с марта 2013 года. Приказом ОМВД России по Алтайскому району от 28.12.2018 уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - по выслуге лет, дающей право па получение пенсии. 05.03.2019 ФИО1 обратился в ОМВД России по Алтайскому району с письменным обращением о предоставлении ему информации обо всех служебных проверках в отношении него за период его службы в ОМВД России по Алтайскому району, и ознакомлении с их заключениями. В тот же день данное обращение было зарегистрировано в НДиР ОМВД России по Алтайскому району () и начальником ОМВД России по Алтайскому району подполковником полиции ФИО4 дано поручение о его рассмотрении руководителю группы по работе с личным составом подполковнику внутренней службы ФИО5 11.03.2019 в ОМВД России по Алтайскому району было зарегистрировано аналогичное обращение гражданина ФИО1 (), которое было приобщено к ранее поданному обращению ФИО1 от 05.03.2019 . Проверка по обращениям ФИО1 окончена 01.04.2019, о результатах ФИО1 был уведомлен 01.04.2019 письмом за исх. , которое было получено им 08.04.2019. Содержание ответа соответствует установленным обстоятельствам. Признаков неполноты, немотивированных выводов, формальности ответа на поставленные в обращениях вопросы, из ответа должностного лица не усматривается. Ответ на обращение ФИО1 дан уполномоченным лицом, с соблюдением требований действующего законодательства. За период прохождения службы ФИО1 в ОМВД России по Алтайскому району (с ноября 2012 года по декабрь 2018 года) в отношении него проводилось 3 служебных проверки, из них: 2 - назначены в связи с нарушением служебной дисциплины, 1 - по жалобе административно-арестованного лица, содержащегося в ИВС ОМВД России по <адрес>. По результатам двух служебных проверок приказами ОМВД России по Алтайскому району от 13.11.2013 , от 16.06.2017 ФИО1 был привлечен к дисциплинарной ответственности. В период службы от ФИО1 в ОМВД России по Алтайскому району письменных обращений об ознакомлении с заключениями по результатам служебных проверок, проведенных в отношении него в период службы, не поступало. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ и Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 26.03.2013 № 161, распространяет свое действие только на сотрудников органов внутренних дел. Поскольку на момент обращения с заявлением о выдаче материалов служебных проверок ФИО1 был уволен из органов внутренних дел, правовых оснований для его ознакомления с заключениями по результатам служебных проверок не имелось. Считает, что истцом не доказан факт наступления морального вреда. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. В данном случае в действиях сотрудников ОМВД России по Алтайскому району отсутствует вина. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика УФК по РХ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах невки не сообщил.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика УФК по РХ.

Выслушав стороны, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, определив обстоятельства, имеющие юридическое значение для постановления законного решения по существу спора, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, вступившим в законную силу решением Абаканского городского суда от 06.05.2019 по гражданскому делу № 2-3118/2019 ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к ОМВД России по Алтайскому району о признании незаконными приказов от 13.11.2013 и от 16.06.2017 о привлечении к дисциплинарной ответственности.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ указанным решением установлено, что ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с июля 2005 гола, в должности <данные изъяты> ОМВД России по Алтайскому району с марта 2013 года.

13.11.2013 ОМВД РФ по Алтайскому району вынесен приказ о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Данный приказ принят на основании заключения по результатам служебной проверки от 08.11.2013, с результатами которой ФИО1 ознакомлен 11.11.2013, что подтверждается его подписью и отметкой о несогласии с выводами служебной проверки. В ходе служебной проверки истцу была предоставлена возможность дать пояснения, что им и было сделано в письменном виде 09.10.2013. С данным приказом ФИО1 ознакомлен 13.11.2013, что подтверждается его подписью на приказе.

16.06.2017 ОМВД РФ по Алтайскому району был издан приказ о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора. По факту нарушения служебной дисциплины ФИО1 в апреле 2017 года проводилась служебная проверка, в ходе которой последний 29.04.2017 давал письменные объяснения. О наложении дисциплинарного взыскания ФИО1 стало известно 17.06.2017, что подтверждается актом об отказе в ознакомлении с приказом ОМВД России по Алтайскому району от 16.06.2017 «О наложении дисциплинарного взыскания».

Приказом ОМВД России по Алтайскому району от 28.12.2018 уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 указывает, что ОМВД России по Алтайскому району незаконно отказал ему в выдаче материалов проводимых в отношении него вышеуказанных проверок, ссылаясь на положения Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ) и Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 26.03.2013 № 161 (далее – Порядок).

Согласно ч. 9 ст. 52 Федерального закона № 342-ФЗ порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с п. 30.15 Порядка сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам в течение пяти рабочих дней с момента обращения.

05.03.2019 ФИО1 обратился к начальнику ОМВД России по Алтайскому району с заявлением, в котором просил предоставить информацию о всех служебных проверках, проводимых в отношении него за период службы в ОМВД России по Алтайскому району и ознакомить его с их заключениями.

В ответ на данное заявление 01.04.2019 начальник ОМВД России по Алтайскому району сообщил ФИО1, что в соответствии с п. 30.15 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.03.2013 № 161, сотрудник, проводящий служебную проверку обязан ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам в течение пяти рабочих дней с момента обращения.

На момент обращения ФИО1 с заявлением об ознакомлении с результатами служебных проверок, он не является сотрудником органов внутренних дел. Будучи сотрудником органов об ознакомлении с результатами служебных проверок не обращался, в то время как в рамках проводимых служебных проверок он давал письменные объяснения, что подтверждается материалами служебных проверок. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ и приказ МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» распространяют своё действие только на сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем правовых оснований для ознакомления его с заключениями по результатам служебных проверок не имеется. Указанный ответ ФИО1 получил посредством почтовой связи 08.04.2019, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Анализируя вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу, что нарушений прав ФИО1 со стороны ОМВД России по г. Абакану не было, поскольку Положения Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26.03.2013 № 161, распространяются только на сотрудников органов внутренних дел, каковым ФИО1 с 28.12.2018 не является. Обращение от 05.03.2019 было рассмотрено ОМВД России по Алтайскому району в порядке, определенном Федеральным законом № 59-ФЗот 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.09.2013 № 707, в установленный 30-дневный срок.

Кроме того, в ходе судебного заседания ФИО1 не отрицал ознакомление с результатами служебных проверок в рамках рассмотрения гражданского дела 2-3118/2019 по его иску к ОМВД России по Алтайскому району о признании незаконными приказов от 13.11.2013 и от 16.06.2017 о привлечении к дисциплинарной ответственности.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании отказа ОМВД России по Алтайскому району в предоставлении материалов служебных проверок незаконным.

Поскольку требование о взыскании компенсации морального вреда производно от основного требования о признании отказа в предоставлении материалов служебных проверок незаконным, в удовлетворении которого истцу отказано, данные исковые требования также удовлетворению не подлежат.

Довод истца о том, что ему причинен моральный вред вынесением в отношении него незаконных приказов о дисциплинарном взыскании, отклоняется судом, поскольку законность приказов ОМВД России по Алтайскому району от 13.11.2013, от 16.06.2017 являлась предметом рассмотрения другого дела, по результатам рассмотрения которого судом вынесено решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований, решение вступило в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к ОМВД России по Алтайскому району, Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия о признании отказа в предоставлении материалов служебных проверок незаконным, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.

Председательствующий Е.А. Мамаева

Мотивированное решение изготовлено и подписано 12.08.2019.

Судья Е.А. Мамаева