ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4506/2021 от 17.12.2021 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-4506/2021

50RS0<№ обезличен>-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2021 г. г.о. Химки <адрес>

Химкинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Демидова В.Ю.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.о. Химки <адрес> к ФИО1, ФИО2 о признании объекта недвижимости самовольной постройкой и сносе самовольной постройки, по встречному иску ФИО1, ФИО2 к Администрации г.о. Химки <адрес> о перераспределении земельных участков и признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г.о. Химки предъявила к ФИО1 и ФИО2 иск о признании о признании самовольной постройкой и сносе объекта площадью 216,4 кв.м., возведенного без разрешения на строительство и расположенного частично за пределами принадлежащего ответчикам земельного участка 50:10:0020802:18 по адресу: <адрес>, р-н Химкинский, в пойме реки д. Клязьма, имеющего вид разрешенного использования «для развития подсобного хозяйства, для иных целей».

ФИО1 и ФИО2 предъявили встречный иск к Администрации г.о. Химки о перераспределении земельного участка 50:10:0020802:18 площадью 828 кв.м. и земель неразграниченной государственной собственности площадью 403 кв.м. с образованием земельного участка площадью 1 231 кв.м. в координатах согласно схеме расположения с регистрацией их права долевой собственности на образованный земельный участок, а также о признании их права собственности на самовольную постройку.

В обоснование указали, что самовольная постройка используется в качестве гаража; поскольку частичное расположение постройки на землях неразграниченной государственной собственности не нарушает прав частных землепользователей, то в интересах ее сохранения обратились в администрацию за перераспределением земельного участка, однако получили необоснованный отказ.

Представитель администрации г.о. Химки в судебном заседании требования поддержала, против встречных требований возражала.

Представитель ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании требования поддержал, против встречных требований возражал.

Третьи лица Главгосстройнадзор <адрес>, Министерство жилищной политики <адрес>, Министерство имущественных отношений <адрес> в судебное заседание представителей не направили, о судебном заседании извещены, письменных возражений по заявленным требованиям не представили.

Исследовав по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в деле доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска и об удовлетворении встречного иска.

Согласно выписке из ЕГРН истцам принадлежит земельный участок 50:10:0020802:18, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Химкинский, в пойме реки д. Клязьма, вид разрешенного использования «для развития подсобного хозяйства, для иных целей».

Из акта проверки Главгосстройнадзора <адрес> следует, что на земельном участке возведена постройка площадью 216,4 кв.м. без разрешения на строительство и при этом частично застроена смежная земля неразграниченной государственной собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям.

По сведениям РГИС <адрес> земельный участок пересекает зону планируемого размещения объектов автомобильного транспорта (площадь пересечения 1 кв.м. или 0,1% площади участка), приаэродромную территорию 6 подзона и сектор 3.3 (828 кв.м. или 100% соответственно), водоохранную зону реки Клязьма (828 кв.м. или 100% соответственно).

В силу ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 Закона Российской Федерации «О недрах»).

Таким образом, возведение гаража для хранения транспортного средства с твердым покрытием допустимо в границе водоохранной зоны.

Федеральным законом от <дата> № 135-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны.

Согласно ст. 4 Закона до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти не позднее чем в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего закона обязаны разместить на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" описание местоположения границ приаэродромных территорий, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости до <дата>, в целях согласования размещения в границах приаэродромных территорий объектов, указанных в ч.3 настоящей статьи, без внесения сведений о границах приаэродромных территорий в ЕГРН (ч.1).

До дня вступления в силу настоящего закона уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в случае отсутствия на <дата> указанного в ч.1 описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости обязаны утвердить имеющиеся на день официального опубликования настоящего закона карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации, аэродромах государственной авиации, аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов, а также разместить указанные карты (схемы) на сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях согласования размещения в таких границах объектов, указанных в ч.3 настоящей статьи, без внесения сведений о таких границах в ЕГРН (ч.2).

Таким образом, публикация границ полос воздушных подходов аэродромов и согласование нового строительства в указанных границах осуществлялось лишь в переходный период до установления приаэродромных территорий.

Приаэродромная территория аэродрома Москва (Шереметьево) установлена приказом Росавиации от <дата> № 395-П уже после завершения самовольного строительства.

Из рис. 7 графического описания решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Шереметьево) усматривается, что земельный участок истца расположен в шестой подзоне приаэродромной территории.

Согласно разделу III «Перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности» в пределах шестой подзоны приаэродромной территории запрещается размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов).

Таким образом, в пределах шестой подзоны приаэродромной территории размещение объектов индивидуального жилищного строительства и хозяйственных построек, в т.ч. гаражей, не запрещено.

Из заключения судебной строительно-технической экспертизы (ООО «СК-Эксперт») следует, что самовольная постройка используется в качестве гаража, частично расположена за пределами земельного участка; в случае запрошенного перераспределения участка и земель неразграниченной собственности самовольная постройка будет полностью расположена на образованном участке; соответствует санитарно-гигиеническим по освещенности и инсоляции и объемно-планировочным строительно-техническим требованиям и правилам, соответствует санитарно-бытовым правилам по расстоянию до соседних участков; находится в удовлетворительном техническом состоянии, не имеет выраженных нарушений геометрий и отклонений от вертикали, не имеет визуальных дефектов, прогибов, кренов и деформаций, отсутствуют признаки аварийности возведенных элементов, не выявлено факторов, способствующих ухудшению состояния конструкций, в связи с чем соответствует требованиям механической безопасности, угрозу жизни и здоровья граждан не создает.

Выводы эксперта мотивированы, последовательны, непротиворечивы, бесспорно не опровергнуты сторонами. Уровень образования и квалификации эксперта подтвержден представленными дипломами и свидетельствами, в связи с чем заключение принимается судом в основу решения.

Согласно п. 1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Подача уведомления о планируемом строительстве гаража в ст. 51.1 Кодекса также не предусмотрена.

Таким образом, с учетом заключения экспертизы суд приходит к выводу о том, что спорный гараж частично возведен на принадлежащем ответчикам земельном участке, допускающем такое строительство, соответствует требованиям нормативных технических актов, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Единственным признаком самовольности является частичное расположение на землях неразграниченной государственной собственности.

Согласно п.1 и 3 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного п. 12 ст. 39.29 Кодекса. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 Кодекса.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение допускается в случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков

Согласно п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Исходя из позиции, сформулированной в письме Минэкономразвития России от <дата><адрес> письме Росреестра России от <дата> № 14-09458-ГЕ/18, перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Ответчиками представлена схема расположения подлежащего образованию путем перераспределения исходного участка 50:10:0020802:18 площадью 828 кв.м. с землями неразграниченной государственной собственности испрашиваемого земельного участка площадью 1 231 кв.м., что не более предельного максимального размера, установленного Правилами землепользования и застройки г.о. Химки.

Возражая против перераспределения земельного участка, Администрация г.о. Химки ссылалась на то, что испрашиваемый земельный участок может частично попасть в планируемое расширение дорожного полотна, при этом проект расширения в настоящее время не разработан и не утвержден.

В соответствии с п.п.7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

В п. 12 ст. 85 ЗК РФ и п.8 ст. 28 Федерального закона от <дата> № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

В силу ч.1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ст. 41 Кодекса).

В ст. 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Администрация г.о. Химки и 3-и лица не представили доказательств того, что планируемое расширение дорожного полотна на данной территории утверждено и включено в документацию по планировке территории, что границы зоны реконструкции дорожного полотна утверждены и определены красные линии расширения, что утверждены границы земельных участков, предназначенных для расширения дорожного полотна, и что такие границы пересекают испрашиваемый ответчиками земельный участок.

Таким образом, не доказано наличие обстоятельств, ограничивающих оборот испрашиваемого земельного участка.

В силу п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату.

Исходя из Постановления Правительства <адрес> от <дата> № 364/19 плата (50% кадастровой стоимости) за увеличение размера участка 50:10:0020802:18 площадью 828 кв.м. кадастровой стоимостью 4 798 765,08 руб. до 1 231 кв.м. составит: 4 798 765,08 / 828 х (1231 – 828) х 50% = 1 167 815,42 руб.

В силу абз. 4 ч. 4 ст. 62 БК РФ указанная плата зачисляется в местный бюджет.

В силу ч. 2 ст. 143 ГПК РФ при обеспечении иска о взыскании денежной суммы ответчик взамен принятых судом мер по обеспечению иска вправе внести на счет суда истребуемую истцом сумму.

Указанная сумма предварительно внесена ответчиком на счет Управления Судебного департамента в <адрес> по платежному поручению № 368 от <дата> в обеспечение исполнения решения суда в случае удовлетворения встречного иска.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенный порядок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Решение в части взыскания с ответчиков платы в размере 1 167 815,42 руб. за перераспределение земельного участка подлежит исполнению путем перечисления Управлением Судебного департамента в <адрес> в доход бюджета муниципального образования «<адрес> Химки <адрес>» указанной суммы, предварительно внесенной ФИО2 на счет Управления Судебного департамента по платежному поручению № 368 от <дата>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации г.о. Химки <адрес> к ФИО1, ФИО2 о признании объекта недвижимости самовольной постройкой и сносе самовольной постройки – оставить без удовлетворения.

Исковое заявление ФИО1, ФИО2 – удовлетворить.

Перераспределить земельный участок с кадастровым номером № 50:10:0020802:18 площадью 828 кв.м. и земельный участок неразграниченной государственной собственности площадью 403 кв.м., образовав земельный участок из состава земель населенных пунктов с разрешенным использованием «для развития подсобного хозяйства» по адресу: <адрес>, г.о. Химки, в пойме реки д. Клязьма, площадью 1 231 кв.м. со следующим описанием местоположения характерных точек его границ:

№ точки

Х

Y

н1

н2

н3

Зарегистрировать право долевой собственности ФИО1, ФИО2 по 1/2 доли на образованный земельный участок площадью 1 231 кв.м.

Признать право долевой собственности ФИО1, ФИО2 по 1/2 доли на самовольную постройку – гараж, площадью 220 кв.м., количество этажей 1, расположенный на земельном участке площадью 1 231 кв.м. по адресу: <адрес>, г.о. Химки, в пойме реки д. Клязьма.

Решение суда является основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Взыскать с ФИО1, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 в доход бюджета муниципального образования г.о. Химки <адрес> сумму в размере 1 167 815,42 руб. в качестве платы за увеличение площади земельного участка, в результате перераспределения земельного участка.

Определить способ исполнения решения суда в части взыскания 1 167 815,42 руб., путем перечисления Управлением Судебного департамента Российской Федерации в <адрес> в доход бюджета муниципального образования г.о. Химки <адрес> суммы в размере 1 167 815,42 руб., внесенные ФИО2 (ИНН 771377068907) на счет, открытый Управлению Судебного департамента Российской Федерации в <адрес> (л/с 05481459630 в УФК по <адрес>), по платежному поручению № 368 от <дата> (назначение платежа: депозит по делу № 2-4506/2021 Химкинский городской суд <адрес> в счет платы за увеличение площади земельных участков в целях подачи встречного иска).

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено <дата> г.

Председательствующий В.Ю. Демидов