ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-450/15 от 18.11.2015 Алагирского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2015 года г.Алагир

Дело № 2-450/15

Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:

председательствующего судьи – Томаева К.П.,

при секретаре – Макеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главы Администрации местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания о признании незаконными распоряжение о проведении внеплановой (документарной) проверки и предписание об устранении нарушений земельного законодательства, отмене распоряжение о проведении внеплановой (документарной) проверки и предписание об устранении нарушений земельного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Глава АМС Алагирского района РСО-Алания обратился в Алагирский районный суд РСО-Алания с требованиями о признании незаконными распоряжения о проведении внеплановой (документарной) проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписания об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, отмене распоряжения о проведении внеплановой (документарной) проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписания об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель - представитель АМС Алагирского района РСО-Алания ФИО6, действующий на основании постоянной доверенности ФИО2 поддержал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес АМС района поступило письмо к которому были приложены: предписание об устранении нарушений земельного законодательства от и акт проверки. Из указанного письма стало известно, что в отношении АМС <адрес> на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая (документарная) проверка. Дата начала проверки – ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания проверки – ДД.ММ.ГГГГ год. Согласно названному предписанию, АМС <адрес> предписано до ДД.ММ.ГГГГ выполнить ФИО2 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ, на основании пяти заявлений ФИО8, в отношении каждого требуемого земельного участка в заявлениях ФИО8, а именно подготовить схемы расположения земельных участков в границах каждой территории и принять по каждому требуемому земельному участку в заявлениях ФИО8 решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ. Цель проведения проверки – исполнение ранее выданного предписания Управления Росреестра по РСО-Алания (от 24.07.2015г. ). Указанные предписание от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ год считают незаконными, так как согласно подп.1 п.3.10. Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 318 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения земельного законодательства. Согласно определению Алагирского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ действие предписания об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено до вступления в законную силу решения суда. О том, что действие предписания от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено заинтересованное лицо было извещено письмами АМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом (ч.4 ст.71 ЗК РФ). Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст.2 ФЗ от 26.12.2008г. №294-ФЗ). Согласно ч.1 ст.20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Согласно п.п.1,2 ч.2 ст.20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона. Согласно ч.11 ст.71 ЗК РФ, Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно п.12 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Согласно п.3.16. Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 318 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», о проведении внеплановой проверки, за исключением внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, основания проведения которой указаны в п. 2 ч.2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. В соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ проверка начата с ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Алагирского района о проведении внеплановой проверки не уведомлена не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Просил требования удовлетворить в полном объеме.

Заинтересованные лица заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель <данные изъяты>ФИО7, представитель Управления Росреестра по РСО-Алания, а также ФИО8 в суд не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», до этого времени действовало Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками, предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Согласно п. 6 в рамках государственного земельного надзора осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее - плановые и внеплановые проверки), систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и ФЗ № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством РФ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении АМС Алагирского района РСО-Алания. Цель проведения проверки – исполнение ранее выданного предписания Управления Росреестра по РСО-Алания. Задачами проверки указаны устранение и пресечение нарушений ЗК РФ. Лицом, уполномоченным на проведение проверки указан заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель <данные изъяты> районам ФИО7 (далее по тексту – Должностное лицо), к проведению проверки приступить ДД.ММ.ГГГГ, проверку окончить не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из копии указанного распоряжения.

Как усматривается из копии предписания от ДД.ММ.ГГГГ в порядке осуществления государственного земельного надзора Должностное лицо провело проверку соблюдения земельного законодательства органом местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания. В результате указанной проверки выявлено неисполнение АМС Алагирского района РСО-Алания требований п.1, ст. 39.14 ЗК РФ. В связи с этим АМС Алагирского района РСО-Алания было предписано до ДД.ММ.ГГГГ выполнить требования пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ, на основании пяти заявлений ФИО8, в отношении каждого требуемого земельного участка в заявлениях ФИО8, а именно подготовить схемы расположения земельных участков в границах каждой территории и принять по каждому требуемому земельному участку в заявлениях ФИО8 решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ.

Не согласившись с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ АМС Алагирского района РСО-Алания подала жалобу на это предписание в Алагирский районный суд, которым (судом) определением от ДД.ММ.ГГГГ исполнение указанного предписания приостановлено до вступление в законную силу решения суда. О приостановлении действия предписания от ДД.ММ.ГГГГ главный государственный инспектора по использованию и охране земель <данные изъяты>ФИО7 был проинформирован в рамках рассматриваемого Алагирским районным судом дела , а также письмом АМС Алагирского района РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, направленным заказным письмом (почтовая квитанция от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление о вручении).

Само распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано незаконным, ввиду того, что принято до приостановления действия предписания от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение пункта 3.47. Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 318 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Административный регламент), согласно которому в течение пятнадцати дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием об устранении нарушения земельного законодательства, проводится внеплановая проверка устранения ранее выявленного нарушения.

Согласно пункту 3.35. Административного регламента, по результатам проверки составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства. Согласно пункту 3.36. Административного регламента, подготовка результатов проверки соблюдения земельного законодательства осуществляется на основании материалов, полученных в результате проверки. Согласно пункту 3.18. Административного регламента, предметом документарной проверки являются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими предписаний об устранении нарушения земельного законодательства.

Должностным лицом, осуществляющим проверку, составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено неисполнение АМС Алагирского района РСО-Алания предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное обстоятельство установлено без основательно, поскольку должностным лицом небыли истребованы, запрошены материалы документы и(или) иные сведения АМС Алагирского района РСО-Алания, подтверждающие исполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ или причины неисполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Не учтено Должностным лицом также то обстоятельство, что действие оспариваемого предписания приостановлено ДД.ММ.ГГГГ до вступления решения суда в законную силу, что порождает правовые последствия, исключающие бездействие АМС Алагирского района РСО-Алания в части неисполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что проверка произведена также с нарушением законодательства.

Согласно ч.1 ст.20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно п.п.1,2 ч.2 ст.20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона.

Правовым основанием для проведения проверки в оспариваемом распоряжении указан Приказ Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Пункт 3.16 вышеуказанного Приказа говорит о том, что о проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Однако, судом также установлено, что АМС Алагирского района РСО-Алания не была уведомлена в предусмотренный законом срок о начале проведения проверки.

Оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства, фактические обстоятельства, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворений требований в части признания предписания об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным и отмене указанного предписания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Главы Администрации местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания удовлетворить частично.

Признать предписание об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Предписание об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, отменить.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания.

Судья Томаев К.П.