ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-450/16 от 18.04.2016 Сретенского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-450/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2016 года г. Сретенск

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Чепцова Ю.Ф.,

при секретаре Судаковой С.А.,

с извещением сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Луговской Е.И. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района, администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности в дальнейшем выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее соответствующих надбавок и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Луговская Е.И. обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что она работает в МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района, и размер ее заработной платы с учетом районного коэффициента, процентной надбавки за стаж работы, других стимулирующих и компенсационных выплат составил в ДД.ММ.ГГГГ 2016 года – <данные изъяты> рубля каждый месяц.

Истец считает, что работодатель неправомерно производит начисление заработной платы в части исчисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, исходя из сумм должностного оклада, в то время как для этих выплат следует учитывать минимальный размер оплаты труда, просит суд взыскать с ответчиков недоначисленную и невыплаченную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ 2016 года в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп., а также компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Кроме того, истец просит обязать ответчика МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района производить начисление заработной платы в соответствии с требованиями законодательства в размере не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Истец Луговская Е.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители ответчиков - МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района, администрации муниципального района «Сретенский район» – в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.

Судом в соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков.

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ 2016 года истец работала в МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района на 0,5 ставки <данные изъяты>.

Размер начисленной и выплаченной ей заработной платы в указанный период без учета компенсационных выплат (районный коэффициент 40% и процентная надбавка за непрерывный стаж работы 30%) был ниже минимального размера оплаты труда, установленного ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», который с 01.01.2016 составил 6 204 рубля в месяц.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В силу ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Таким образом, недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит взысканию с МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района в пользу истца за вычетом НДФЛ.

Исходя из установленного минимального размера заработной платы с 01.01.2016 в сумме 6 204 рубля размер начисленной месячной зарплаты работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, должен составлять за ДД.ММ.ГГГГ 2016 года не менее 10 546 рублей 80 коп. (6 204 + 6 204х40% + 6 204х30% = 10 546,80).

Согласно расчетам из начисленной заработной платы исключаются суммы за совмещение, разовые премии, выплаты по листкам нетрудоспособности и по исполнительным листам, а также отпускные. Расчет производится по должности истца на 0,5 ставки.

Оплата труда истцу Луговской Е.И. производится по 20-часовой рабочей неделе, поэтому в целях расчета недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу суд применяет расчет среднечасовой оплаты труда.

Так, Луговской Е.И. (0,5 ставки) за ДД.ММ.ГГГГ 2016 года начислена заработная плата в сумме <данные изъяты> рубля, за ДД.ММ.ГГГГ 2016 года – <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп.

Сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ, с учетом что ею отработано 60 часов (норма за 0,5 ставки) составляет <данные изъяты> рубль <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>), за ДД.ММ.ГГГГ 2016 года, с учетом того, что ею отработано 80 часов при норме 79,5 часов (0,5 ставки) составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>), всего в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп.

Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ, по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Как следует из устава МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района учредителем учреждения является администрация муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, как и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истцам как работникам образовательного учреждения в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2013 года № 918-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» согласно распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с Законом Забайкальского края от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» на 2014 год, бюджету муниципального района «Сретенский район» выделены субвенции в общем размере <данные изъяты> руб., в том числе для фонда оплаты труда с начислениями - <данные изъяты> руб.

Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.

Кроме того, приказом Министерства финансов РФ от 28.07.2010 № 81 утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Согласно п. 1 Требования устанавливают общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План).

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период (п. 3).

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (п. 11).

План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 22).

Судом установлено, что финансирование на оплату труда истцу производится за счет средств местного бюджета. Из Устава МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района следует, что собственником имущества и учредителем является администрация муниципального района «Сретенский район».

Проанализировав вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального района принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников. Поэтому суд считает, что администрация муниципального района «Сретенский район» несет обязанность по финансированию МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» денежными средствами для выплаты истцу недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности указанных средств у учреждения, в пределах выделяемых на эти цели субвенций.

Поскольку данные спорные отношения носят характер трудовых правоотношений, суд руководствуется требованиями трудового законодательства, а именно, ст. 20 ТК РФ, и полагает необходимым возложить обязанность по финансированию недостающих денежных средств МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района на администрацию МР «Сретенский район», в случае их недостаточности для выплаты истцу Луговской Е.И.

Учитывая, что заработная плата истцу Луговской Е.И. начисляется в размере минимального размера оплаты труда, в который входит районный коэффициент и процентная надбавка за выслугу лет, что не соответствует нормам трудового законодательства и нарушает права истца, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района производить начисление и выплату заработной платы Луговской Е.И. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.

Рассматривая исковые требования о компенсации морального вреда, суд в соответствии со ст. 151, 1101 ГК РФ приходит к убеждению в их обоснованности.

В силу абз. 14 ч. 1 ст. 21, ст. 237 Трудового кодекса РФ суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Суд, исходя из обстоятельств настоящего дела, полагает, что нарушением трудовых прав истца в результате неправомерных действий работодателя истцу были причинены нравственные страдания, поскольку ей выплачивалась заработная плата в размере ниже минимального, установленного законодательством РФ, не обеспечивалось ее право на получение компенсационных выплат, установленных для лиц, работающих в суровых климатических условиях.

При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из конкретных обстоятельств дела, учитывая объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, и считает, что исковые требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ответчика МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой суд, с учетом материального положения МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района, уменьшает до <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Луговской Е.И. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района, администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района в пользу Луговской Е.И. недоначисленную и невыплаченную заработную плату (за вычетом НДФЛ) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп.

Взыскать с МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района в пользу Луговской Е.И. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>) рублей.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Обязать администрацию муниципального района «Сретенский район» в случае недостаточности денежных средств у МДОУ «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района произвести финансирование для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Луговской Е.И. в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп. (за вычетом НДФЛ), в том числе за счет и в пределах средств субвенции краевого бюджета, направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Усть-Карск» Сретенского района начиная с ДД.ММ.ГГГГ производить начисление и выплату заработной платы Луговской Е.И. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия.

Судья Ю.Ф. Чепцов