ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-450/19 от 19.09.2019 Светлогорского городского суда (Калининградская область)

Дело № 2-450/19

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Светлогорск 19 сентября 2019 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Аниськова М.В.

при секретаре Егоровой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с названным иском. В исковом заявлении и в заявлениях об уточнении иска (л.д. 61, 62, 75, 76) указывает, что 10.10.2018 г. он обратился в УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Из сообщения от 12.12.2018 г. следует, что в его льготный страховой стаж были зачтены периоды работы всего 11 лет 2 месяца 19 дней. В льготный стаж не засчитаны периоды трудовой деятельности: в войсковой части <№> в должности моториста на судне <Данные изъяты> с 08.07.2002 г. по 13.09.2005 г., с 01.02.2006 г. по 29.08.2007 г. Он категорично не согласен с тем, что период работы на судне <Данные изъяты> не включен в льготный стаж работы. Должность, в которой он работал, относится к плавсоставу. Судно по своим тактико-техническим характеристикам относятся к классу морских судов- судов морского флота. Предназначено для доставки на военные суда, стоящие на якорных стоянках, полигонах и в открытой части Балтийского моря личного состава, продовольствия, горюче-смазочных материалов и других грузов. Во время стрельб на полигонах Балтийского моря судно обеспечивало оградительные мероприятия. Судно использовалось по своему предназначению, а во время стоянки в порту его функциональное назначение не менялось. Свои обязанности он исполнял в течение полного рабочего дня. Судно не выводилось из компании и работа судов в открытом море не предусмотрена в качестве обязательного условия приобретения плавсоставом права на досрочную пенсию. <Дата> он достиг возраста <Данные изъяты> лет. В соответствии с Правилами исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возможно суммирование периодов работ при досрочном назначении трудовой пенсии по старости по различным основаниям. Просит включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды трудовой деятельности: в войсковой части <№> в должности моториста на судне <Данные изъяты> с 08.07.2002 г. по 13.09.2005 г., с 01.02.2006 г. по 29.08.2007 г.; признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 29 октября 2018 года и обязать ответчика назначить ему пенсию с 29.10.2018 года.

В судебном заседании ФИО1 поддержал свои исковые требования по изложенным в иске основаниям. Судно, на котором он работал, не относится к портовым судам и по своим тактико-техническим характеристикам относится к классу морских судов, имеет район плавания с удалением от берега 15 морских миль, максимальная дальность плавания 75 миль, мореходность 5 баллов. Судно доставляло продовольствие и личный состав на корабли. Он работал мотористом полный рабочий день. Подтверждающие документы ему не выданы, т.к. строевые части были сокращены, а документы в отдел кадров не переданы и в настоящее время в отделе кадров нет информации. Полагает, что спорный период может быть засчитан в плавсостав и при суммировании с другими периодами пенсия может быть назначена по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Представитель Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное)- ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска ФИО1 по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Войсковая часть <№> никогда не подавала списки льготников и наблюдательно едело по ней не заводилось. Оценка справки, представленной истцом в судебное заседание, специалистами пенсионного фонда не проводилась (л.д. 26-28).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 о назначении досрочной страховой пенсии по старости подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что ФИО1, <Дата> рождения, после окончания обучения в Минском энергетическом техникуме 23.03.1983 г. был принят на работу техником в <Данные изъяты> на должность техника и 05.08.1983 г. уволен в связи с поступлением в высшее военное училище после окончания которого до 07.03.1996 г. проходил службу в Вооруженных силах. В дальнейшем, с 07.03.1996 г., ФИО1 с перерывами работал в различных организациях на различных должностях. 14 декабря 1999 года ФИО1 был принят на работу в войсковую часть <№> мотористом 1 класса на <Данные изъяты> и уволен с данной должности 31.01.2001 г. 24 апреля 2002 года ФИО1 принят на работу в войсковую часть <№> на должность оператора теплового пункта, а 01.05.2002 г. переведен на должность оператора котельной, откуда уволен 06.07.200 г. 08.07.2002 г. истец вновь принят на работу в войсковую часть <№> на должность моториста 1 класса <Данные изъяты> и уволен с этой должности 13.09.2005 г., после чего с 12.09.2005 г. по 18.11.2005 г. работал водителем в другой организации. 01 февраля 2006 г. ФИО1 принят на работу на должность моториста 1 класса <Данные изъяты> в войсковую часть <№>, уволен с работы 29.08.2007 г. Затем ФИО1 работал в войсковой части <№> с 13.09.2007 г. по 10.01.2008 г. в должности 2-го механика <Данные изъяты>, с 23.12.2008 г. по 16.12.2009 г. в должности сменного механика <Данные изъяты>, с 17.12.2009 г. по 31.01.2016 г. в должности 2-го механика <Данные изъяты>, с 01.02.2016 г. работает в должности старшего механика рейдового катера <Данные изъяты>.

Сведения о периодах работы ФИО1 отражены в трудовой книжке на его имя (л.д. 6-10).

Общая продолжительность страхового стажа ФИО1, согласно записям в его трудовой книжке и расчета стажа, произведенного пенсионным органом по состоянию на 10.10.2018 года превышала 30 лет, что признано ответчиком и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.

Полагая, что у него имеется необходимый трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, ФИО1 10 октября 2018 года обратился в Управление ПФР (в клиентскую службу в Балтийском городском округе) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии (л.д. 29-35).

Пенсионным органом была проведена проверка представленных ФИО1 документов и 12 декабря 2018 года пенсионным органом было принято решение <№> об отказе в установлении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 36), о чем истцу был дан письменный ответ, в котором указывается, что его специальный страховой стаж составляет 9 лет 3 месяца 3 дня, то есть менее требуемых 11 лет 2 месяца 19 дней. В специальный стаж не включены периоды работы в войсковой части <№> в должности моториста на судне <Данные изъяты> с 12.07.2001 г. по 31.07.2002 г.; в должности матроса на судне <Данные изъяты> с 08.07.2002 г. по 13.09.2005 г., с 01.02.2006 г. по 29.08.2007 г., поскольку архивной справкой архива на Балтийском флоте подтверждается разъездной характер судна, что противоречит условию Списка № 2 раздел XXVIII “Транспорт» п. 3 «Морской и речной флот»- машинная команда за исключением служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения. Также не включены в специальный стаж работы периоды нахождения в отпуске без содержания с 11.10.2014 г. по 15.10.2014 г. и с 01.09.2015 г. по 10.09.2015 г. (л.д. 11, 12).

Суд считает, что указанное решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости является не законным и необоснованным.

В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей во время обращения ФИО1 с заявление о назначении пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (абзац первый). В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (абзац второй).

Кроме того, соответствии с пунктом 9 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Аналогичные права были предусмотрены соответственно подпунктом 2 и подпунктом 9 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовавшим до 01 января 2015 года.

Согласно положениям части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).

Исходя из буквального толкования подпункта 9 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пункта 9 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Согласно абзацу второму пункта указаний Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (действовавших во время спорных периодов работы истца) для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности достаточно уточняющей справки предприятия, что данная должность относятся к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 этих же указаний Минсоцзащиты РФ при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до 6 октября 1992 года, когда вступила в действие статья 167 КЗоТ в редакции, исключающей такую возможность), временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 665 от 16.07.2014 г. предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, раздел XXVIII, пункт 3 «Морской и речной флот» предусмотрены должности - плавающий состав: машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих в акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения): мотористы всех наименований.

Как следует из материалов дела, Управлением ПФР была произведена оценка пенсионных прав ФИО1 применительно к пункту 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», а применительно к п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» оценка пенсионных прав ФИО1 не производилась, хотя в своем заявлении в УПФР ФИО1 не указывал по какому конкретно основанию просит назначить досрочно страховую пенсию по старости.

Принимая решение об отказе в установлении страховой пенсии Управление ПФР учитывало, в том числе, содержание архивной справки <№> от 17.04.2017 г., в которой указано, что согласно «Руководства по квалификации кораблей и судов Военно-морского Флота» рейдовый разъездной катер относился к группе катера и рейдовые суда обеспечения (класс- транспортные катера, подкласс- рейдовый разъездной катер) и имел основное предназначение- снабжение кораблей продовольствием и другими материальными средствами (л.д. 13).

Указанное Руководство, а также утвержденный 07.08.1992 г. Перечень рейдовых катеров и судов обеспечения Военно-Морского Флота, приравненных по назначению и выполняемым работам к судам служебно-вспомогательного и портового флота, занятость на которых членам экипажей согласно Списка № 2 дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (л.д. 47, 48), не содержат указания на конкретные суда, в том числе на <Данные изъяты> и их предназначение.

Между тем, из ответа командира в/ч <№> на запрос суда следует, что ФИО1 в периоды с 08.07.2002 г. по 13.09.2005 г., с 01.02.2006 г. по 29.08.2007 года постоянно полный рабочий день работал в плавсоставе на морском судне в должности моториста на морском рейдовом катере <Данные изъяты>. Отпусков без заработной платы, прогулов, простоев, других неоплачиваемых периодов не имелось. Рейдовый катер <Данные изъяты> имел назначение как рейдовое судно обеспечения класс-транспортный катер, был приписан к посту рейдовой службы (ПРС) Балтийской военно-морской базы, имел основное предназначение снабжение кораблей продовольствием и материальными средствами, судно использовалось по своему предназначению в составе дежурных сил в Балтийской военно-морской базе. Сведений о доковых ремонтах, отстое, консервации судна не имеется. Согласно штатному расписанию ФИО1 получал морскую денежную надбавку за работу в плавсоставе. <Данные изъяты> выведен из состава Военно-морского флота и списан, паспорт данного судна не сохранился, но по своему назначению он относился к судам проекта <Данные изъяты> (л.д. 77).

Согласно паспорта судна проекта <Данные изъяты> (разъездной катер) имеет мореходность до пяти баллов включительно, скорость хода 14,5 узлов, дальность плавания при максимальной скорости 75 морских миль (л.д. 14-19).

Таким образом, данное судно, безусловно, относится к классу морских судов и не является портовым судном, акватория военно-морской базы не равнозначно понятию порта.

Каких-либо объективных данных о том, что судно <Данные изъяты> в период работы истца на нем относилось именно к категории служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения (как это указано в разделе XXVIII, пункт 3 «Морской и речной флот» Списка № 2) не имеется.

Сами по себе понятия «служебно-разъездное судно», «пригородного и внутригородского сообщения» принципиально отличаются от понятия находящегося на дежурстве рейдового судна предназначенного для снабжения судов в составе военно-морской базы.

Судно <Данные изъяты> не являлось ни разъездным, ни судном пригородного или внутригородского сообщения.

Данный вывод подтверждается также и показаниями допрошенного судом свидетеля <ФИО>5, который являлся капитаном <Данные изъяты>, и пояснил, что судно было предназначено для доставки на суда, находящиеся на рейде, продовольствия, ГСМ и иногда некоторых членов экипажей. Катер никогда не был разъездным. Он использовался как транспортное судно. Работали посменно с 8 утра до 8 утра. Членам экипажа всегда выплачивалась морская надбавка.

Таким образом, в спорные периоды времени ФИО1 работал в качестве моториста в составе экипажа (в плавсоставе) морского судна по своему назначению являвшегося служебно-вспомогательным рейдовым (портовым) и эти спорные периоды работы должны быть включены в специальный стаж его работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Общая продолжительность указанных спорных периодов работы ФИО1 с 08.07.2002 г. по 13.09.2005 г., с 01.02.2006 г. по 29.08.2007 г. составит 4 года 09 месяцев 05 дней и они подлежат зачёту в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Общая продолжительность специального стажа ФИО1 при суммировании всех указанных спорных периодов его работы с периодами, включенными Управлением ПФР в специальный стаж, превышает 12 лет 6 месяцев, что свидетельствует о наличии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости при достижении возраста 55 лет.

Согласно части 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Следовательно, ответчик обязан был назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления о назначении пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) зачесть в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы:

- в войсковой части <№> в должности моториста на судне <Данные изъяты> с 08.07.2002 г. по 13.09.2005 г., с 01.02.2006 г. по 29.08.2007 года.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с <Дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 26 сентября 2019 года.

Судья М.В. Аниськов

Дело № 2-450/19

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

город Светлогорск 19 сентября 2019 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Аниськова М.В.

при секретаре Егоровой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) зачесть в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы:

- в войсковой части <№> в должности моториста на судне <Данные изъяты> с 08.07.2002 г. по 13.09.2005 г., с 01.02.2006 г. по 29.08.2007 года.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с <Дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Аниськов