ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-450/20 от 25.06.2020 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-450/2020

65RS0005-02-2020-000446-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2020 года г.Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Макеевой Я.Н.,

при секретаре судебного заседания Аникиной Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» к ФИО1 о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств,

установил:

Государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки Сахалинской области» (далее – ГКУ ЦСПСО) обратилось с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной социальной выплаты одиноким матерям, имеющим детей, в размере 447 485 рублей.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является матерью несовершеннолетних детей: Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании поданных ответчиком заявлений последней на основании ряда решений отделения по Корсаковскому району ГКУ ЦСПСО назначены: - ежемесячные пособия на детей: Б. – в размере 574 рубля на период с 01.06.2017 по 31.05.2030 г.; В. – в размере 2288 рублей на период с 01.06.2017 г. по 31.05.2035 г.;

- ежемесячные денежные выплаты многодетной семье на каждого ребенка: Б., В. и Г.- в размере 2551 рубль на период с 01.05.2018 по 31.05.2022 г.;

- ежемесячная выплата многодетной семье со среднедушевым денежным доходом ниже среднедушевого денежного дохода населения в размере 14 235 рублей на период с 01.05.2018 г. по 31.12.2020 г.

При обращении в отделение социальной защиты ФИО1 предоставила пакет документов, в том числе, справки о месте проживания детей, из которых следовало, что все ее дети проживают совместно с матерью. 21.11.2019 истцу стало известно о том, что несовершеннолетний Б. с 2016 года проживает с его отцом Д., о чем последний представил заявление с приложением подтверждающих документов. В результате проведенной проверки, истцом установлено проживание Б. со своим отцом Д. по адресу: <адрес>. Таким образом, в результате неверно поданных ответчиком данных в отделение социальной защиты, произошла переплата социальных выплат в общей сумме 447 485 рублей, о чем ФИО1 была уведомлена, однако до настоящего времени указанная сумма последней возвращена не была.

Представитель истца по доверенности Е. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Закон Сахалинской области от 06.12.2010 № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области» (далее - Закон Сахалинской области) устанавливает систему мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в связи с рождением, обучением и воспитанием детей.

На основании пунктов 1,2 статьи 2 Закона Сахалинской области социальная поддержка предоставляется:

1) семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, определенной в соответствии с Законом Сахалинской области от 29 июня 2011 года № 56-ЗО «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Сахалинской области» (далее - Закон области «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Сахалинской области») (далее - малоимущие семьи), на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство), в приемную семью, проживающего в семье ребенка до достижения им возраста восемнадцати лет;

2) семьям, проживающим на территории Сахалинской области, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных или принятых под опеку (попечительство), в приемную семью и воспитывающим их до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (далее - многодетные семьи).

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Сахалинской области малоимущим семьям предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка в размере 410 рублей.

Многодетным семьям предоставляется социальная поддержка в том числе в виде следующих денежных выплат:

1) ежемесячная денежная выплата в размере 1986 рублей на каждого ребенка, совместно проживающего с родителями (одним из родителей), опекунами (опекуном), попечителями (попечителем), приемными родителями (приемным родителем), на детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, не проживающих совместно с родителями (одним из родителей), опекунами (опекуном), попечителями (попечителем), приемными родителями (приемным родителем), - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;

2) ежемесячная денежная выплата в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей (усыновления третьего ребенка или последующих детей, рожденных после 31 декабря 2012 года) в семьях со среднедушевым денежным доходом ниже среднедушевого денежного дохода населения, установленного Правительством Сахалинской области за год, предшествующий году обращения за выплатой, в размере величины прожиточного минимума детей, установленной постановлением Правительства Сахалинской области в соответствии с Законом Сахалинской области от 24 июня 1998 года N 67 "О прожиточном минимуме в Сахалинской области" (пункты 1,4 части 1 статьи 4 Закона Сахалинской области).

Частью 2 статьи 11 Закона Сахалинской области установлено, что меры социальной поддержки семьям, указанным в пунктах 1, 2, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 3, 4 и 4-2 статьи 2 настоящего Закона, предоставляются при условии совместного проживания несовершеннолетних детей с родителями (одним из родителей), усыновителями (усыновителем), опекунами (опекуном), попечителями (попечителем), приемными родителями (приемным родителем).

В соответствии со статьей 13 указанного Закона Получатели денежных выплат, установленных пунктом 1 части 1 статьи 3, пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 4, частью 1 статьи 4-1, частью 1 статьи 4-2, частью 1 статьи 4-4, пунктами 2 и 3 части 1 статьи 5, пунктом 6 части 1 статьи 6, частью 1 статьи 6-2, пунктом 2 статьи 7, частью 2 статьи 9 настоящего Закона, обязаны не позднее чем в месячный срок извещать в том числе об изменение доходов и состава семьи.

Как следует из материалов дела ФИО1 является матерью несовершеннолетних детей: Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении I-ФС , I-ФС и I-ФС (л.д. 14,16,29).

Согласно справке, выданной МУП «РКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, совместно с нею зарегистрированы: дочь В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (зарегистрирован временно с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ).

На основании заявлений от 08.06.2017 , от 21.05.2018 и ГКУ ЦСПСО ответчику назначены социальные выплаты:

- ежемесячные пособия на детей: Б. – в размере 574 рубля на период с 01.06.2017 по 31.05.2030 г.; В. – в размере 2288 рублей на период с 01.06.2017 г. по 31.05.2035 г.;

- ежемесячные денежные выплаты многодетной семье на каждого ребенка: Б., В. и Г.- в размере 2551 рубль на период с 01.05.2018 по 31.05.2022 г.;

- ежемесячная выплата многодетной семье со среднедушевым денежным доходом ниже среднедушевого денежного дохода населения в размере 14 235 рублей на период с 01.05.2018 г. по 31.12.2020 г. (л.д. 9-11,24-27).

08.06.2017 г. и 21.05.2018 года ФИО1 предупреждена об ответственности за предоставление недостоверной информации, сокрытия всех видов дохода, о чем получила уведомление лично под роспись (л.д. 18, 28).

21.11.2019 г. Д. в ГКУ ЦСПСО было подано заявление о его совместном проживании с сыном Б. с 2016 года с приложением подтверждающих документов (л.д. 37).

Как следует из заявления, заверенного нотариусом Корсаковского нотариального округа Сахалинской области Ж. 02.02.2016 г., ФИО1 отказалась от воспитания сына Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.38). На основании решения мирового судьи судебного участка № 5 Корсаковского района Сахалинской области от 20.06.2016 г. брак между ФИО1 и Д. расторгнут (л.д. 39).

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Корсаковскому району УФССП по Сахалинской области от 30.01.2018 г. в отношении ФИО1 на основании судебного приказа от 15.08.2017 г. возбуждено исполнительное производство о взыскании в пользу Д. алиментов на содержание ребенка в размере <...> доли доходов ежемесячно.

Факт регистрации несовершеннолетнего Б. по адресу: <адрес> подтверждается свидетельством о регистрации по месту жительства от 03.02.2017 г. и адресной справкой отдела по вопросам миграции ОМВД России по Корсаковскому городскому округу, из которых следует, что Б. с 03.02.2017 г. по настоящее время зарегистрирован по вышеуказанному адресу.

Из актов обследования жилищно-бытовых условий, условий проживания гражданина от 16.09.2019 г., 22.11.2019 г., составленных классным руководителем МАОУ «СОШ с. Раздольное» и сотрудниками ГКУ ЦСПСО и проведенных по заявлению Д., следует, что его семья в составе супруги З., сына Б., сына И., дочери И. и сына супруги К. зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>. Б. имеет все необходимое для полноценного проживания, обучения, воспитания. ФИО1 жизнью сына Б. не интересуется, ребенка не навещает, самоустранилась от воспитания (л.д. 45-46).

Согласно ответу на запрос от 02.12.2019 г. .02 отдела опеки и попечительства департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа, несовершеннолетний Б. в семье ФИО1, по адресу: <адрес> не проживает.

Истцом был установлен факт не проживания ФИО1 с сыном Б. и, как следствие, факт переплаты социальных выплат, произведенных за период с 08.12.2017 г. по 09.11.2019 г. в размере 447 485 рублей, что подтверждается справкой о переплате (л.д. 49) и 02.12.2019 г. вынесено решение о прекращении выплат ежемесячного пособия на сына Л., предоставления ЕДВ и ВПМ многодетной семье с 01.12.2019 г. (л.д. 50-51). Требование о возврате денежных средств социальной поддержки на детей направлено в адрес ответчика 03.12.2019 г. посредством почтовой корреспонденции.

В судебном заседании в качестве свидетеля был опрошен Д., который сообщил, что после расторжении брака с ФИО1, а именно с 2016 года, их совместный ребенок Б. остался проживать с ним, мать воспитанием сына не занимается, не навещает его, инициативы с целью общения с ребенком не проявляет.

Таким образом, судом из представленных в дело доказательств установлен факт совместного проживания несовершеннолетнего Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с его отцом Д. с 2016 года.

Из чего следует, что при подаче заявления в ГКУ ЦСПСО ФИО1 предоставлена недостоверная информация о ее совместном проживании с сыном Б., ввиду чего органами социальной защиты была произведена переплата социальных выплат: ежемесячного пособия на детей, а именно на Б., ежемесячной денежной выплаты многодетной семье на каждого ребенка, ежемесячной выплаты многодетной семье со среднедушевым денежным доходом ниже среднедушевого денежного дохода населения, на общую сумму 447 485 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 части 1,2 статьи 13 Закон Сахалинской области от 06.12.2010 N 112-ЗО "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области" получатели денежных выплат, установленных пунктом 1 части 1 статьи 3, пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 4, частью 1 статьи 4-1, частью 1 статьи 4-2, частью 1 статьи 4-4, пунктами 2 и 3 части 1 статьи 5, пунктом 6 части 1 статьи 6, частью 1 статьи 6-2, пунктом 2 статьи 7, частью 2 статьи 9 настоящего Закона, обязаны не позднее чем в месячный срок извещать в том числе об изменение доходов и состава семьи.

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в частях 1 и 1-1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм денежных выплат лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, возмещают государственному казенному учреждению причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 7 Приказа Министерства социальной защиты Сахалинской области от 21.09.2012 N 147-н "Об утверждении Правил, обеспечивающих реализацию Закона Сахалинской области от 06.12.2010 N 112-ЗО "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области" ответственность за достоверность и полноту представляемых сведений и документов, являющихся основанием для принятия решения об установлении социальной гарантии, возлагается на заявителя.

Таким образом, поскольку вышеуказанные меры социальной поддержки предоставляются при условии совместного проживания несовершеннолетних детей с родителями (родителем) то, в связи с не проживанием одного из детей совместно, ответчик не приобрел право на получение социальной поддержки.

Предоставив заведомо неверные сведения, влияющие на право ответчика в получении мер социальной поддержки, дальнейшее получение денежных средств повлекло за собой его неосновательное обогащение и, как следствие, нарушение прав истца. Доказательства обратного ответчиком суду не представлено. В добровольном порядке денежные средства в сумме переплаты ФИО1 возвращены не были, в связи с чем имеются основания для удовлетворения исковых требований.

В силу пункта 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из требования абз. 4 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины с учетом удовлетворения иска составляет 7 674 рубля 85 копеек. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в местный бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил :

Исковое заявление Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» к ФИО1 о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» подлежащие возврату денежные средства в размере 447 485 (четыреста сорок семь тысяч четыреста восемьдесят пять) рублей.

Взыскать с ФИО1 в местный бюджет государственную пошлину в размере 7 674 (семь тысяч шестьсот семьдесят четыре) рубля 85 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Корсаковского городского суда Я. Н. Макеева

Решение в окончательной форме принято 02 июля 2020 года.