ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-450/2013 от 27.08.2013 Калтанского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2–450/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калтан     27 августа 2013 года

Калтанский районный суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи     Богрецовой Т.Е.,

при секретаре     Шаманаевой О.Н.,

рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению Костиной В.Н., Андреевой Л.А., Новгородцевой Л.П. об оспаривании части нормативного правового акта органа местного самоуправления, заинтересованные лица: Совет народных депутатов Калтанского городского округа, Глава Администрации Калтанского городского округа Голдинов Игорь Федорович,

УСТАНОВИЛ:

Костина В.Н., Андреева Л.А., Новгородцева Л.П. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать недействующим пункт 3 приложения № 1, пункт 3 приложения №2, пункт 3 приложения №3, пункт 3 приложения №4 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА от 21.12.2012 г. с момента его принятия.

Свое заявление обосновывают тем, что 21.12.2012 года было принято решение Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 29 июня 2012 года № 37-НПА «О привидении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом». В соответствии с пунктом 3 приложения №1, с пунктом 3 приложения №2, с пунктом 3 приложения №3, с пунктом 3 приложения №4 к данному решению был утвержден размер платы граждан за услуги отопления для всего жилого фонда п. Малиновка Калтанского городского округа за период с 01.02.2011 г. по 01.09.2012 г., данное решение было подписано Главой Администрации Калтанского городского округа Голдиновым И.Ф. Решение опубликовано в официальном издании Калтанского городского округа в газете «Калтанский вестник» от 27.12.12 №52 (790) для всеобщего сведения. Утверждая данное решение, Совет народных депутатов Калтанского городского округа распространил действие данного решения непосредственно на правоотношения между жителями п. Малиновка, пользующихся услугами централизованного отопления, в том числе, и ресурсоснабжающей организацией, которые на момент утверждения обжалуемого решения были окончены (именно в части периода с 01.02.2011 по 01.09.2012.), соответственно данное решение не может их урегулировать, то есть ресурсоснабжающая организация получила денежные средства за предоставленные услуги с собственников и нанимателей помещений п. Малиновка, и к моменту утверждения решения распорядилась ими. Таким образом, Совет народных депутатов Калтанского городского округа пытается «заново» урегулировать правоотношения, обязательства по которым сторонами уже исполнены в полном объеме, что не целесообразно. Более того, в преамбуле обжалуемого решения Совет народных депутатов Калтанского городского округа ссылается на Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22.08.2012 г. № 33-7881, которым был отменен норматив потребления 0,0259 Гкал/кв.м., плата для населения утвержденная в приложении №2 пункта 3 Решения Калтанского городского Совета народных депутатов № 37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» применяется именно для отмененного норматива потребления услуги «отопления». Так как норматив потребления «отопления» был отменен и вместо 0,0259 Гкал/м жителям п. Малиновка производилось начисление по более низкому нормативу потребления 0,022 Гкал/кв.м, однако, в обжалуемом решении и для более низкого норматива утвержден размер платы такой, как и для 0,0259 Гкал/кв.м. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что обжалуемый размер платы не только не соответствует действующему нормативу потребления, но и не имеет какого-либо правового либо экономического основания, так как Калтанский городской Совет народных депутатов не счел необходимым произвести расчет размера платы для населения в части потребленной услуги «отопления», хотя бы уменьшить его пропорционально разнице нормативов потребления. А также в обжалуемом решении Совет народных депутатов Калтанского городского округа не прокомментирована столь значительная разница между размером платы для населения с квадратного метра, например, согласно приложения №1 решения размер платы для Центральной части г. Калтана при ныне действующем нормативе потребления услуги «отопления» составляет в пределах нормы всего 10,23 руб./кв.м, а для п. Малиновка, которая является частью того же муниципального образования Калтанского городского округа, и где у заявителей имеется в собственности жилое помещение, размер платы для населения составляет в пределах нормы 21,20 руб./кв.м., и наличие данной разницы ни чем не обосновано в настоящем решении, что является дискриминацией слоев населения Калтанского городского округа. Возникает вопрос, почему заявители, являясь собственниками жилых помещений, расположенных в п. Малиновка Калтанского городского округа, как и остальные жители п. Малиновка, при едином нормативе потребления услуги «отопления», действующем на территории всего муниципального образования, вносят плату за «отопление» в два раза выше, нежели остальные жители Калтанского городского округа, факт внесения платы по тарифам, указанным в оспариваемом НПА, подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг от 26.04.2013, 27.05.2013, 26.03.2013, 10.02.2012, 23.02.2013, 26.04.2013 г. По мнению заявителей, данное обстоятельство нарушает их права как потребителей коммунальной услуги «отопление». Именно нарушение в той части, что являясь жителями Калтанского городского округа, на заявителей возложена обязанность обжалуемым НПА вносить в завышенном размере плату за услугу «отопление», данный факт подтвержден копиями квитанций, приложенных к заявлению. Согласно расчетов, произведенных каждым из заявителей в отношении оплаты за отопление, находящегося у него в собственности жилого помещения, следует, что заявители в значительной части переплачивают за вышеуказанную услугу, нежели жители центральной части Калтанского городского округа, при всем при этом, данная переплата совершенно не обоснована ни юридически, ни экономически. Обжалуемый нормативно-правовой акт не был опубликован по состоянию на тот период правоотношения, которое он регулирует. С 01.02.2011 по 01.09.2012 г. граждане и ресурсоснабжающая организация при возникших между ними правоотношениях должны были руководствоваться принятым ответчиком НПА, который не был опубликован в официальном источнике, и не доступен для ознакомления субъектам правоотношений, данный факт является прямым нарушением Конституционного права заявителей закрепленного в ч.3 ст. 15 Конституции РФ, диспозиция указанной нормы Конституции содержит запрет на применение не опубликованных НПА затрагивающих права, обязанности и свободы человека. Данным фактом также нарушаются права заявителей. Заявители являются собственниками квартир в многоквартирных домах, что подтверждается соответствующими копиями свидетельств на право собственности, являются потребителями коммунальной услуги «отопление», что подтверждается копиями квитанций на оплату, причем, в силу проживания именно в поселке Малиновка, оплачивают услугу отопление по размеру платы для населения, утвержденного обжалуемыми нормами НПА ответчика. Кроме того, заявители проживают в указанных квартирах, что подтверждается справками о составе зарегистрированных. Таким образом, обжалуемые нормы НПА противоречат ч.3 ст. 15 Конституции РФ, будучи не опубликованными для всеобщего сведения, но обязательными к применению в период с 01.02.11 до даты публикации - 27.12.12, НПА является принятым без каких-либо юридических и экономических оснований. Бланкетные нормы, упомянутые в преамбуле, в своем содержании не наделяли ответчика правом урегулировать правоотношения, установив дискриминационную плату для населения п. Малиновка, при абсолютно одинаковых тарифах и нормативах для всего города (плата, есть величина, рассчитанная на основании тарифов и нормативов), ничем не подтвердив законность и обоснованность данной «цифры», а также незаконно возложив обязанность ее применения в отношении заявителей «задним числом» за период почти 2 года, т.е. в том числе, имеет место со стороны ответчика регулирование, изменение фактически завершенных правоотношений, причем в ущерб заявителям. Руководствуются ст. 249 ГПК РФ. Обжалуемыми нормами НПА нарушаются личные права заявителей на регулирование правоотношений с их участием строго на основании закона, на установление обязанности в отношении них НПА (оплачивать коммунальную услугу отопление по установленному размеру платы) на основании закона (НПА), и в порядке, предусмотренном законом (НПА), в случае делегированного регулирования. Также на заявителей обжалуемыми нормами незаконно возложена обязанность оплачивать услугу отопление по размеру платы, установленному в незаконном порядке (задним числом), и в необоснованном размере (размер платы определяется расчетным путем именно на основе норматива, который признан судом недействительным), который полагают завышен в ущерб правам заявителей (жители того же муниципального образования в таких же домах при равенстве тарифа и норматива платят почти в 2 раза меньше).

Заявители Костина В.Н., Андреева Л.А., Новгородцева Л.П. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлены надлежащим образом, согласно письменных заявлений просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В предварительном судебном заседании 06.08.2013 года заявители Костина В.Н., Андреева Л.А., Новгородцева Л.П. заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержали.

Представитель заявителей Костиной В.Н., Андреевой Л.А., Новгородцевой Л.П. - Миропольцев Д.Д. в судебном заседании заявление о признании недействующим пункта 3 приложения № 1, пункта 3 приложения №2, пункта 3 приложения №3, пункта 3 приложения №4 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА от 21.12.2012 г. с момента его принятия, поддержал, доводы, изложенные в заявлении поддержал, а также поддержал свои письменные объяснения.

Согласно письменных объяснений Миропольцева Д.Д., обжалуемой частью нормативного акта органа местного самоуправления – Решения Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.12.2012 года №56 – НПА нарушены субъективные права заявителей, поскольку на них возложена обязанность нести расходы за отопление в размере, определенном нормативным правовым актом, за период до публикации нормативного правового акта, который является периодом незаконного действия обжалуемых норм, то есть в отношении заявителей нарушена ч.1 ст. 15 Конституции РФ. Такое право заявителей прямо не предусмотрено Конституцией РФ, однако, оно является неотъемлемым правом заявителей в правовом государстве в силу ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, согласно которого граждане имеют право на законность и правомерность нормативных правовых актов, возлагающих на заявителей обязанности, то есть нормативный правовой акт не может просто так возложить на заявителя определенную обязанность, определенную плату, ничем ее размер не обосновав, причем не уполномоченным для такого обоснования органом.

Кроме того, обжалуемой частью нормативного правового акта нарушен принцип равенства вне зависимости от открытого перечня обстоятельств и критериев, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ, поскольку на заявителей, как и на всех жителей поселка Малиновка, без объективных оснований возложена обязанность по несению расходов за оплату услуг отопления в большем размере, чем для жителей остальной части города. Тарифы Региональной Энергетической Комиссии по Кемеровской области единые для всего города, и норматив потребления в части периода также единый, либо вообще отсутствует, что лишает ответчиков вообще права осуществлять ценообразования одним из множителей в формуле которого является норматив. Т.е. с 12.09.2012 года в городе Калтан отсутствует норматив потребления за услуги отопления, поскольку он отменен на основании решения Калтанского районного суда от 04.06.2012 года, вступившего в законную силу 12.09.2012 года. Кроме того, доводы представителей заинтересованных лиц о том, что после признания норматива 0,0259 Гкал/кв.м. недействительным в формуле был использован норматив 0,022 Гкал/кв.м. не соответствуют действительности, и опровергаются математически, так как размер платы за услуги отопления остался прежним, какой был установлен до отмены норматива потребления по теплоэнергии в размере 0,0259 Гкал/кв.м, и какой был установлен в период, когда п.Малиновка относился к г.Осинники.

Так же обжалуемой частью нормативного правового акта органа местного самоуправления нарушены нормы права, поскольку применен несуществующий норматив 0,0259 Гкал/кв.м. с 22.08.2012 года, и недействительный норматив 0,022 Гкал/кв.м. с 12.09.2012 года, на основании решений суда. Кроме того, противоречит ст. 15 ч.1 Конституции РФ, поскольку затрагивает права и свободы граждан, возникшие до момента публикации нормативного правового акта, то есть задним числом. У органов местного самоуправления отсутствует вообще право устанавливать размер платы за отопление для граждан произвольно. В соответствии с ч.4 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта, что имеет место в данном случае, поскольку решением суда от 04.06.2012 года, с 12.09.2012 года отменен норматив потребления 0,022 Гкал/кв.м., и признан недействующим норматив потребления 0,0259 Гкал/кв.м. на основании апелляционного определения от 22.08.2012 года. Решение суда не исполнено, изменения в нормативно-правовой акт не внесены, а вновь нарушено законодательство (л.д.148-149).

Дополнительно в суде Миропольцев Д.Д. пояснил, что все жители Калтанского городского округа имеют равные права, однако, жители п. Малиновка платят 80% от тарифа, а жители г. Калтан всего 48%, в связи с чем нарушаются права жителей поселка Малиновка. После присоединения п.Малиновка к г.Калтану городской Совет должен был изменить размеры платы за теплоэнергию, и привести их в соответствие с тарифами и нормативами потребления, установленными для г.Калтан, однако, размеры платы за теплоэнергию изменены не были, остались прежними, то есть такими, какими были установлены для п.Малиновка, когда поселок относился к г.Осинники. Как видно из размера платы, который был установлен ранее и отменен апелляционным определением и тот, который указан в приложении к обжалуемому решению Совета, размер платы оставлен тот же, убрали лишь из приложений строки о нормативе 0,0259, но т.к. размер платы оставлен прежний, то значит не исполнили решение суда и вновь оставили тот же норматив, да еще распространили на прошедший период.

Представитель заявителей Костиной В.Н., Андреевой Л.А., Новгородцевой Л.П. - Михайлов Е.Н. в судебном заседании заявление о признании недействующим пункта 3 приложения № 1, пункта 3 приложения №2, пункта 3 приложения №3, пункта 3 приложения №4 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА от 21.12.2012 г. с момента его принятия и доводы, изложенные в заявлении, поддержал, поддержал также свои письменные объяснения, согласно которых размер платы за «отопление» жителей п. Малиновка существовал в Осинниковском городском округе, где он был законный и обоснованный, откуда следует, что при принятии оспариваемой части нормативного правового акта при установлении размера платы за отопление к п. Малиновка было применено некое число, арифметически похожее на существовавшее на территории Осинниковского городского округа, считая, что тем самым он обоснованно установил размер платы для жителей п. Малиновка. Однако, в оспариваемом решении Калтанский городской Совет Народных Депутатов не ссылается ни на одно из решений Осинниковского городского округа, вместо этого он приводит нормы ст.ст. 34 и 85 ФЗ № 131. Однако, из-за отсутствия бланкетности в обжалуемом решении, размер платы для жителей п. Малиновка был утвержден Калтанским Горсоветом без какого-либо экономического или правового основания. Утверждение о том, что после присоединения п. Малиновка к Калтанскому городскому округу из областного бюджета было выделено для субсидирования столько же денежных средств, сколько выделялось в то время, когда п. Малиновка входил в состав Осинниковского городского округа, следуя логике органов местного самоуправления, при разной стоимости Гкал субсидирование составляет одинаковую сумму. Заявители не утверждают того, что Конституция РФ гарантирует экономическое равенство прав граждан, а ссылаются на то, что Конституцией РФ предусмотрено в обязательном порядке опубликование всех нормативных правовых актов, и если обжалуемое решение распространяет свое действие на завершенные правоотношения, оно тем самым нарушает указанную Конституционную норму. Более того, последний действующий норматив потребления услуги отопления был отменен 12.09.2012 года, размер платы рассчитывается по формуле PП=T*N*1 где N -норматив потребления коммунальной услуги. Размер платы рассчитан органом местного самоуправления на период с 01.02.2011 года по 01.09.2012 года, в этот период все действующие нормативы на территории Калтанского городского округа были отменены судебными решениями, откуда следует, что размер платы за данный период не мог быть рассчитан, ввиду того, что норматив потребления был равен нулю. Органом местного самоуправления при принятии Решения № 56-НПА были нарушены Конституционные права граждан (ч.3 ст. 15 Конституции РФ), применение не опубликованных нормативных правовых актов, а также утверждение размера платы, не имеющего экономического либо правового основания (л.д.150-151).

Представитель заинтересованного лица Главы Администрации Калтанского городского округа Голдинова И.Ф. Шертухов К.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Костиной В.Н., Андреевой Л.А., Новгородцевой Л.П., поддержал свои письменные возражения.

Согласно письменных возражений, размер взимаемого платежа с граждан в п. Малиновка в период его нахождения в Осинниковском городском округе сложился в соответствии с постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2007 N 270 (в различных редакциях) «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Кемеровской области», и с приказами Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 29.10.2010 г. № 36, об индексации размера платежа граждан, и до момента перехода п. Малиновка под юрисдикцию Калтанского городского округа был обоснованным и законным. По мнению заявителей, он стал необоснованным и не законным с момента межмуниципального разграничения территорий. В качестве обоснования приведены нормы Конституции РФ, сделаны ссылки на общие нормы справедливости и указано на бездействие органов местного самоуправления Калтанского городского округа. Однако, Конституция РФ не гарантирует равных экономических прав гражданам, гарантируются только равные политические права. В России в зависимости от места проживания даже в одном регионе, но в разных поселениях уровень доходов и различных платежей, в том числе жилищно- коммунальных, может различаться в разы. В момент присоединения п. Малиновка, они основывались на нормах ч.5 ст. 34 и ч. 10 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления на той территории, которая переходит под юрисдикцию другого муниципального образования (или в случае образования новых муниципальных образований) не прекращают автоматически свое действие, наоборот, в отношении этой территории действуют в части, не противоречащей федеральному законодательству, нормативным правовым актам субъекта РФ, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления нового (принимающего, вновь образованного) муниципального образования (нормативы, размеры платежей, ставки налогов, и т.д.). Действуют до момента, когда новые органы местного самоуправления не примут в отношении вошедшей территории свои правовые акты. На тот переходный период администрация Калтанского городского является правопреемником администрации г. Осинники. Таким образом, после вхождения в Калтанский городской округ п. Малиновка в Калтанском городском округе действовали два размера платежа, один установлен Калтанским городским Советом народных депутатов, а другой в отношении п. Малиновка Осинниковским городским Советом народных депутатов. Заявители по причине отсутствия не приводят нормы, согласно которых при межмуниципальном разграничении территорий все прежние правовые нормы автоматически прекращают свое действие. Размер платежа, установленный в г. Калтане, не противоречит размеру платежа в п. Малиновка, т.к. Калтанский Совет народных депутатов размер платежа в отношении п. Малиновка не принимал. Калтанский Совет народных депутатов не вправе был снизить размер платежа для п. Малиновка по двум обстоятельствам. Во – первых, такое решение противоречило бы Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2007 N 270 (ред. от 04.07.2011) "О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Кемеровской области на 2011 - 2013 годы" (п. 1.2), согласно которому уровень платежей граждан за предоставляемые коммунальные услуги в Калтанском городском округе должен составлять в 2011 г. - 90, в 2012 г. - 90, в 2013 г. - 100 процентов от тарифов (приложение №2 к постановлению). Получая субсидии (субвенции, дотации) из области, Калтанский округ при планировании расходов своего бюджета, обязан руководствоваться решениями Кемеровской области. Во - вторых, согласно ч.3 ст. 74.1 БК РФ, в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Т.е. после передачи п. Малиновка, область передала в Калтан в качестве субсидии (субвенции) для п. Малиновка ровно столько денежных средств, сколько и в г.Осинники, для компенсации затрат прежнего размера платежа. Если г. Калтан уменьшил бы размер платежа, то он должен был изыскать внутренние резервы для компенсации разницы. При высокой степени дотационного Калтанского бюджета такая возможность отсутствовала, как отсутствует и обязанность Калтанского городского Совета народных депутатов привести размер платежа в п. Малиновка в соответствии с размером платежа в г. Калтане.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин вправе подать заявление о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим лишь в случае, когда нарушаются их права и свободы. Решение Калтанского городского Совета народных депутатов № 56-НПА от 21.12.2012 г., каких либо прав или свобод заявителей не нарушает, т.к. не увеличивает размер платежа для жителей п. Малиновка.

Были приняты следующие изменения размера платы за отопление для потребителей пос. Малиновка (в расчете на 1 м.кв.):

- на 01.01.2011 г. PП=T*N*1 = 1278,318*0,0259=33,108 руб./м.кв., где 1278,318 -тариф на тепловую энергию, утв. Постановлением РЭК №283 от 17.12.2010; 0,0259 - норматив потребления для г. Осинники. При этом, решением Совета народных депутатов г. Осинники установлен размер платы для граждан: 21,2 руб./м.кв. (64%) в пределах нормы площади, 26,5 руб./м.кв. (80%) сверх нормы;

- после присоединения пос. Малиновка к Калтанскому городскому округу (на 01.02.2011 г.): РП=1278,318*0,022=28,12 руб./м.кв. При этом, оспариваемым решением Совета народных депутатов г. Калтан установлены аналогичные размеры платы граждан - 21,2 руб./м.кв. (75%) в пределах нормы площади, 26,5 руб./м.кв. (94%) сверх нормы. С учетом Постановления Коллегии №270 размер платы граждан должен быть не менее 25,3 руб./м.кв. (90%), но увеличение с 21,2 до 25,3 (на 19%) не может быть произведено, так как превышает предельный индекс. Принято решение не изменять размер платы за отопление для потребителей пос. Малиновка;

- с 01.08.2011 г. по 30.06.2012 г. РП=1092,18*0,022=24,028 руб./м.кв. При этом, сверх нормы площади установлен размер платы 26,5 руб./м.кв., поэтому принято решение установить размер платы сверх нормы площади в размере 24,03 (100%) с 01.08.2011 г. (в пределах нормы площади не изменялся). Учитывая, что решение принималось задним числом, то есть большинство граждан услуги отопления уже оплатили по размеру платы 26,5 руб./м.кв., данное решение направлено на восстановление законных прав граждан (в результате перерасчета часть излишне выплаченных средств возвращена плательщикам, либо на величину перерасчета уменьшено начисление за текущие периоды);

- с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. РП=1157,72*0,022=25,47 руб./м.кв., поэтому принято решение установить размер платы сверх нормы площади в размере 25,47 (100%), с 01.07.2012 г. (в пределах нормы площади не изменялся). Учитывая, что решение принималось задним числом, то есть большинство граждан услуги отопления уже оплатили по размеру платы 26,5 руб./м.кв., данное решение направлено на восстановление законных прав граждан (в результате перерасчета часть излишне выплаченных средств возвращена плательщикам, либо на величину перерасчета уменьшено начисление за текущие периоды);

- с 01.09.2012 г. по 12.09.2012 г. РП=1193,59*0,022=26,26 руб./м.кв., а с 12.09.2012 г. РП=1193,59*0,024=28,65 руб./м.кв. С учетом п. 2 размер платы граждан должен быть не менее 26,26 руб./м.кв. (100%), а с 12.09.2012 г. не менее 28,65 руб./м.кв., но с учетом п. 3 увеличение с 21,2 до 26,26 (на 23,8%) или до 28,65 (на 35%) не может быть произведено, так как превышает предельный индекс. Принято решение размер платы за отопление для потребителей пос. Малиновка в пределах нормы не изменять, сверх нормы - установить на уровне 26,26 руб./м.кв.

Таким образом, нормы п.3 приложения № 1, п.3 Приложения № 2, п.3 Приложения № 3, п.3 Приложения № 4 к Решению Калтанского городского Совета народных депутатов № 56-НПА от 21.12.2012 г. не только не ухудшают, а наоборот, в ряде случаев улучшают материальные интересы заявителей (л.д.147).

Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Калтанского городского округа Парфенов В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Костиной В.Н., Андреевой Л.А., Новгородцевой Л.П., поддержал письменные возражения представителя К.А.Шертухова, дополнительно пояснил, что права заявителей не нарушены, заявители не представили доказательства, подтверждающие, что их права нарушены, так как они платят за теплоэнергию столько же, сколько и платили.

Фактически спор о размере платы, а не о нормативе, размер платы взят такой, какой был в пос.Малиновка до того, как передали из Осинниковского в Калтанский городской округ, при этом заявители не возражали долгие годы, что плата высокая. В г. Калтан на протяжении 3 лет искусственно сдерживалась цена на услуги ЖКХ, в то время как в г. Осинники она повышалась. Исходя из этого, размер платы за теплоэнергию в г. Калтан ниже, чем в п. Малиновка, но и в г.Калтане он разный, что видно из приложений к решению Совета, в центральной части города плата одна, а в пос.Постоянный и Шушталеп другая. В г.Калтане нельзя повысить значительно, т.к. Законом Кемеровской области установлен индекс повышения, который нельзя превышать. Если в настоящее время снизить размер платы в п. Малиновка, то это будет за счет местного бюджета, дополнительно потребуется 5-6 млн. руб., а в бюджете нет таких средств и нет дотаций для этого из области. После вынесения определения Кемеровским областным судом от 22.08.2012г. для п. Малиновка норматив потребления в размере 0,0259 Гкал/кв.м. был отменен, и они платят по норме 0,022 Гкал/кв.м.

Представитель заинтересованного лица Главы Администрации Калтанского городского округа Голдинова И.Ф. Щуров В.И. в судебном заседании поддержал письменные возражения представителя К.А.Шертухова, дополнительно пояснил, что размер платы за теплоэнергию исчисляется исходя из стоимости услуг ЖКХ, что обусловлено различными обстоятельствами. В г. Калтан тепло подается от ЮК ГРЭС, в п. Малиновка отапливает котельная, в связи с чем себестоимость тепла разная. В п. Малиновка доставить тепло до квартир граждан более затратно, т.к. поселок расположен на горе, требуется дополнительное оборудование, насосы. В случае удовлетворения требований заявителей, уменьшится размер платы за теплоэнергию, однако, для компенсации разницы в бюджете денег нет. Региональная энергетическая компания устанавливает один тариф для ресурсоснабжающей организации, но п. Малиновка и г. Калтан это самостоятельные административные единицы, входящие в Калтанский городской округ. Кроме того, в п. Малиновка, когда они относились к Осинниковскому городскому округу, размер платы за отопление в пределах нормы был 21, 20 руб. за 1 кв.м., он и сейчас тот же, положение граждан не ухудшилось., поэтому права заявителей не нарушены и они не могут обращаться с требованиями об обжаловании нормативно-правового акта.

Прокурор г.Осинники в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом.

Суд, заслушав представителей заявителей, представителей заинтересованных лиц, изучив письменные материалы гражданского дела в их совокупности, считает, что заявление Костиной В.Н., Андреевой Л.А., Новгородцевой Л.П. следует удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 раскрывает понятие местного самоуправления в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения городского округа частью 1 статьи 16 вышеуказанного Закона отнесены в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Закона).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3 статьи 7 Закона).

Статьей 2 названного Закона определено, что муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования. В соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 1 статьи 43 Закона).

Пунктом 1 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

В соответствии с п. 1, 2,3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно ст.8 Устава муниципального образования «Город Калтан» к вопросам местного значения города Калтана относятся: организация в границах города Калтана электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.8 ст. 55 Устава, Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в городской газете "Калтанский вестник". Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа об установлении местных налогов и сборов, их отмене, внесении изменений в порядок их уплаты вступают в силу в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ было установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (до внесения изменений в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ) были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".

В исполнение указанных полномочий Решением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 20.03.2008г. № 125 - МНА «Об установлении размера платы граждан за коммунальные услуги, платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в муниципальном образовании «Город Осинники», опубликованным в «Официальном вестнике», были установлены нормативы потребления жилищно -коммунальных услуг, в том числе за отопление на 1 кв.м. общей площади в месяц в размере 0,0259 Гкал, и размер платы с учетом НДС 21,90 рублей в месяц за 1 кв.м (100%). Указанный норматив установлен на территории г. Осинники (л.д. 71-79).

Нормативны потребления в г. Калтане были установлены Калтанским городским Советом народных депутатов на основании решения от 22.11.2006г. № 5-МНА «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», согласно которому норматив потребления теплоснабжения на 1 кв. м. общей площади жилья установлен в размере 0,022 Гкал (л.д. 42-43).

Указанные нормативы в соответствии с системным толкованием указанных выше норм права применяются на территории соответствующего муниципального образования, т.е. на территории г. Осинники (Осинниковского городского округа) и г. Калтана (Калтанского городского округа) соответственно.

Решением Калтанского районного суда от 04.06.2012 года пункт 1 приложения №1 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 года №5-МНА (ред. от 06.11.2007 года) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», принятого городским Советом народных депутатов 22.11.2006 года №18, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 12.09.2012 года на основании апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда (л.д. 44-55).

Указанным решением Калтанского районного суда от 04.06.2012г. нормативный правовой акт, которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу в части установления норматива потребления по теплоснабжению в размере 0,022 Гкал/кв.м. на территории г.Калтан, в связи с нарушением действующего федерального законодательства при его утверждении, а именно, в связи с установлением недифференцированного норматива потребления по теплоснабжению, единого для всех многоквартирных и жилых домов без учета конструктивных и технических параметров, степени благоустройства, без учета материала стен, крыши, объема жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

Согласно Закона Кемеровской области от 03.12.2010г. № 120-ОЗ «О регулировании отношений, связанных с изменением границ муниципальных образований» п. Малиновка и с. Сарбала включены в состав муниципального образования Калтанский городской округ. Со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 апреля 2011 года действовал переходный период для завершения всех организационных, правовых, финансовых, имущественных и иных мероприятий, необходимых для реализации настоящего Закона.

В пункте 4 Решения Калтанского городского Совета народных депутатов от 25.01.2011 года «О приведении размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», утвержденного 25.01.2011г. № 278-МВД, было постановлено осуществлять с 01.02.2011г. расчет размера платы граждан за услуги отопления согласно приложения № 3 к указанному решению. В Приложении № 3 установлено, что размер платы граждан за услуги отопления установлены дифференцированно для центральной части г. Калтана, для поселка Малышев Лог, пос. Постоянный, пос. Шушталеп исходя из норматива потребления в размере 0,022 Гкал на 1кв.м, и для поселка Малиновка, с. Сарбала (раздел 3 таблицы - пункты 3.1 и 3.2), исходя из норматива потребления 0,0259 Гкал на 1 кв.м. (л.д. 56-59).

Решением Калтанского районного суда от 07.06.2012 года в удовлетворении заявления Андреевой Л.А. о признании недействующими пунктов 3.1 и 3.2 приложения №3 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №278-МНА от 25.01.2011 года с момента его принятия, было отказано (л.д. 60-65).

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22.08.2012 года решение Калтанского районного суда от 07.06.2012 года отменено, по делу принято новое решение, в соответствии с которым признаны недействующими со дня принятия п. 3.1 и 3.2 приложения №3 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов от 25.01.2011 года № 278-МНА «О приведении размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами». В качестве основания признания положений нормативного акта недействующими указано, что при утверждении платы за услуги Калтанским городским Советом народных депутатов был применён норматив, отличный от норматива, утвержденного решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006г. № 5-МНА «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг». Правовых оснований для установления иного норматива на территории Калтанского городского округа, чем установлен в решении от 22.11.2006г. № 5-МНА, не имелось. Норматив потребления в размере 0,0259 Гкал на 1 кв.м., утвержденный решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 25.01.2011 года № 278-МНА был установлен на основании ранее утвержденного решения органа местного самоуправления г. Осинники, в составе которого ранее были пос.Малиновка и с. Сарбала, что противоречит принципу действия нормативного акта в пространстве, поскольку нормативный акт органа местного самоуправления действует на территории соответствующего муниципального образования и его действие не может быть распространено на территорию иного муниципального образования (л.д. 66-70).

В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные указанными решением Калтанского районного суда от 04.06.2012 года, вступившим в законную силу 12.09.2012 года, и Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22.08.2012 года не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в редакции федерального закона №237-ФЗ от 27 июля 2010 года), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012г. № 258 «О внесении изменений в правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утверждены изменения, которые вносят в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. №306, вступившие в силу с 1 июля 2012г.

В соответствии с п.3, 4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

Согласно пунктов 11, 13 вышеуказанных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением аналогов либо расчетного метода с использованием формул.

Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 29.06.2012 года «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», утвержденным 29.06.2012г. № 37-НПА, признан утратившим, в том числе, п.3 решения Калтанского городского Совета народных депутатов от 25.11.2011 года № 278 МНА, и решено привести с 01.07.2012 года размер платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным максимальным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, и осуществлять с 01.07.2012 года расчет размера платы граждан за услуги отопления согласно приложения № 2 к решению, и согласно которого для п.Малиновка установлен за услуги отопления норматив потребления 0,0259 Гкал на 1 кв.м. (л.д. 94-98).

Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.12.2012 года № 56 – НПА, опубликованного в «Калтанском вестнике» №52 (790) от 27.12.2012 года, и принятого на основании, в том числе, апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22.08.2012 года, внесены изменения в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 29.06.2012 года №37-НПА, и в соответствии с которым постановлено, что с 01.02.2011, с 01.08.2011, с 01.07.2012, с 01.09.2012 года расчет размера платы граждан за услуги отопления следует осуществлять в соответствии с Приложениями 1, 2, 3, 4 к Решению (Приложение №1 – за период с 01.02.2011 года по 31.07.2011 года размер платы граждан за услуги отопления в п.Малиновка установлен в размере 21,20 рублей на 1 кв.м. в пределах норматива потребления, и в размере 26,50 рублей на 1 кв.м. сверх норматива потребления; Приложение № 2 - за период с 01.08.2011 года по 30.06.2012 года размер платы граждан за услуги отопления в п.Малиновка установлен в размере 21,20 рублей на 1 кв.м. в пределах норматива потребления, и сверх норматива потребления 24,03 рублей за 1 кв.м.; Приложение № 3 - за период с 01.07.2012 года по 31.08.2012 года размер платы граждан за услуги отопления в п.Малиновка установлен в размере 21,20 рублей на 1 кв.м. в пределах норматива потребления, и сверх норматива потребления 25,47 рублей за 1 кв.м.; Приложение № 4 - с 01.09.2012 года размер платы граждан за услуги отопления в п.Малиновка установлен в размере 21,20 рублей на 1 кв.м. в пределах норматива потребления, и сверх норматива потребления 26,26 рублей за 1 кв.м. В указанном решении от 21.12.2012 года № 56-НПА указано, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.02.2011 года (л.д. 8-13, л.д. 140-141).

Таким образом, в суде достоверно установлено, что оспариваемым Костиной В.Н., Андреевой Л.А., Новгородцевой Л.П., решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.12.2012 года №56-НПА внесены изменения в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 29.06.2012 года № 37 - НПА, а именно, установлены размеры платы за услуги отопления для граждан за период с 01.02.2011 года по 01.09.2012 года включительно, без указания на применяемый норматив потребления по теплоснабжению. Решение принято Калтанским городским Советом народных депутатов в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.157 Жилищного кодекса, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования г.Калтан, откуда следует, что решение издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, в нем содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений, и следует признать, что указанное решение является нормативным правовым актом. Решение было опубликовано в издании «Калтанский вестник» №52 (790) от 27.12.2012 года в первоначальной редакции.

Как следует из материалов гражданского дела, в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта Калтанского городского Совета народных депутатов обратились граждане Андреева Л.А., Новгородцева Л.П., Костина В.Н., которые являются собственниками жилых помещений, расположенных в п.Малиновка г.Калтан, и чьи права нарушаются Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.12.2012 года №56-НПА, которым утверждены размеры платы за услуги по теплоснабжению.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права собственности (л.д. 17-19), квитанциями об оплате за коммунальные услуги (л.д. 14-16), расчетами разницы размера платы за услуги отопления (л.д. 20-28), поквартирными карточками (л.д. 29-31).

Как следует из Решения Калтанского городского Совета народных депутатов от 29.06.2012 года № 37-НПА, Решения Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.12.2012 года № 56 – НПА, пояснений Шертухова К.А. по установлению размеров платы граждан за отопление в 2011 – 2013 гг. (л.д. 99-100), размер платы за тепловую энергию за период с 01.01.2011 года по 01.09.2012 года включительно, определялся на территории г.Калтан, включая п.Малиновка, исходя из норматива потребления в размере 0,022 Гкал на 1 кв.м., установленного на территории г.Калтан и тарифов, определяемых Постановлениями Региональной Энергетической Комиссии Кемеровской области № 283 от 17.12.2010 года, №129 от 01.08.2011 года, от 31.12.2011 года (в ред. пост. №9 от 10.12.2012 года) «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО «Гортеплоэнерго» (г.Осинники) на потребительском рынке по узлу теплоснабжения г.Калтан (л.д. 80-93, л.д. 114-132).

Постановлениями Региональной энергетической Комиссии Кемеровской области утверждаются тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО «Гортеплоэнерго» (г.Осинники) на потребительском рынке по узлу теплоснабжения г.Осинники (л.д. 92-93).

Из вышеизложенного следует, что Региональная Энергетическая Комиссия по Кемеровской области устанавливает тарифы на тепловую энергию, в том числе на территории муниципальных образований г.Калтан и г.Осинники, которые различны для указанных муниципальных образований, и исходя из которых рассчитываются размеры платы услуг за теплоэнергию.

Как следует из доводов представителей заинтересованных лиц Совета народных депутатов Калтанского городского округа и Главы Калтанского городского округа, и представленных ими документов, оспариваемой частью нормативного правого акта - Решения Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.12.2012 года № 56 – НПА, для п.Малиновка утверждены размеры платы за теплоэнергию за период с 01.02.2011 года по 01.09.2012 года включительно, исходя из тарифов на тепловую энергию, установленных Постановлениями РЭК «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО «Гортеплоэнерго» (г.Осинники) на потребительском рынке по узлу теплоснабжения г.Калтан, и исходя из норматива потребления в размере 0,022 Гкал на 1 кв.м.

Однако, как следует из материалов гражданского дела, и установленных судом обстоятельств, норматив потребления по теплоснабжению в размере 0,022 Гкал на 1 кв.м. отменен с 12.09.2012 года, то есть с момента вступления решения Калтанского районного суда от 04.06.2012 года в законную силу. На момент принятия Решения Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.12.2012 года № 56 – НПА новый норматив потребления по теплоснабжению в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. №306 (с учетом изменений внесенных на основании Постановления Правительства РФ от 28.03.2012г. № 258 «О внесении изменений в правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»), установлен не был, в связи с чем правовые основания для применения местным самоуправлением норматива, признанного недействующим, при расчете объема тепловой энергии, постановленной в многоквартирные дома, отсутствовали, что так же подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 года № 16452/11 по делу № А13-14661/2009, согласно которой применение для расчетов за коммунальные ресурсы величин, утвержденных нормативным актом, признанным впоследствии недействующим, является недопустимым.

Так же, как следует из оспариваемой части нормативного акта - Решения Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.12.2012 года № 56 – НПА, для жителей п.Малиновка установлена плата за услуги по теплоснабжению в большем размере, чем для остальных жителей г.Калтан, при одних тарифах за тепловую энергию и одном нормативе потребления, что нарушает конституционные права граждан Калтанского городского округа, проживающих на территории п.Малиновка, в том числе заявителей, поскольку в Конституции РФ ст. 19 указано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, из представленных доказательств, имеющихся в материалах гражданского дела, следует, что после принятия оспариваемой части Решения Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.12.2012 года № 56 – НПА «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 29.06.2012 года № 37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом», размер платы за теплоэнергию для жителей п.Малиновка по сравнению с размером платы за теплоэнергию, утвержденного в п.Малиновка на момент его отнесения к территории муниципального образования – Осинниковского городского округа, не изменился, что противоречит принципу действия нормативного акта в пространстве, в соответствии с которым нормативный акт местного самоуправления действует на территории соответствующего муниципального образования и его действие не может быть распространено на территорию иного муниципального образования, поскольку размеры платы для г.Осинники (п.Малиновка) утверждались нормативными актами местного самоуправления Осинниковского городского округа, на основании установленных для их территории нормативов потребления и тарифами на тепловую энергию.

На основании вышеизложенного, суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц Совета народных депутатов Калтанского городского округа и Главы Калтанского городского округа в том, что размеры платы за услуги по теплоснабжению, утвержденные оспариваемой частью нормативного акта, не нарушают права граждан, проживающих в п.Малиновка Калтанского городского округа, поскольку размеры платы для них не изменились после изменений границ муниципальных образований и присоединения п.Малиновка к Калтанскому городскому округу.

Кроме того, по вышеуказанным обстоятельствам суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц, ссылавшихся на Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2007 года № 270 «О Стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Кемеровской области на 2011 – 2013 годы» (л.д. 133-136), и на Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 21.12.2012 года № 53-НПА «О бюджете Калтанского городского округа на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (л.д. 137-139), и в том, что у муниципального образования Калтанского городского округа отсутствуют денежные средства для компенсации разницы в случае снижения для жителей п.Малиновка размера платы за услуги по теплоснабжению, поскольку это так же нарушает права граждан.

Так же, согласно ст. 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии со ст. 4 ГК РФ Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п.1, п.2, п.7, ст. 5 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РФ Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно п. 17, 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта и принимать во внимание, что в отдельных случаях дата вступления акта в силу должна быть определена с учетом правил, предусмотренных иными нормативными правовыми актами. Если в самом нормативном правовом акте установлена дата вступления его в силу, но в отношении нормативных правовых актов, регулирующих данный вид общественных отношений, предусмотрены специальные правила вступления их в силу (в частности, в отношении актов налогового, таможенного законодательства), следует проверять соблюдение этих правил при определении даты вступления в силу оспариваемого акта.

В оспариваемом нормативном акте – Решении Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.12.2012 года №56-НПА указано, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.02.2011 года. Однако, указанное положение нормативного акта местного самоуправления противоречит положениям Конституции РФ, Гражданского и Жилищного законодательства РФ, поскольку законом прямо не предусмотрено, что нормативные акты, устанавливающие размеры платы граждан за коммунальные услуги, принятые органами местного самоуправления, имеют обратную силу.

В соответствии с ч.3 ст. 246 ГПК РФ и п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

В силу положений части 2 ст. 253 ГПК РФ, и п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить заявление Костиной В.Н., Андреевой Л.А., Новгородцевой Л.П., признать недействующим пункт 3 приложения № 1, пункт 3 приложения №2, пункт 3 приложения №3, пункт 3 приложения №4 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА от 21.12.2012 г., поскольку оспариваемые пункты нормативного акта местного самоуправления противоречат федеральному законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенного, суд считает необходимым признать недействующими пункт 3 приложения № 1, пункт 3 приложения №2, пункт 3 приложения №3, пункт 3 приложения №4 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА от 21.12.2012 г. с момента его принятия, поскольку на основании оспариваемой части нормативного правового акта производился расчет платы за коммунальные услуги населения г.Калтана п.Малиновка, в том числе за период с 01.02.2011 года до 01.09.2012 года включительно, то есть до его принятия и официального опубликования.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Костиной В.Н., Андреевой Л.А., Новгородцевой Л.П. об оспаривании части нормативного правового акта органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать недействующим пункт 3 приложения № 1, пункт 3 приложения №2, пункт 3 приложения №3, пункт 3 приложения №4 к Решению Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА от 21.12.2012 г. «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 29.06.2012 года № 37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом», с момента его принятия.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 30 августа 2013 года.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья    Богрецова Т.Е.