ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-450/22 от 03.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2021-008325-95

Дело № 2-450/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 марта 2022 г. г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.,

при секретаре Поповой А.В.

с участием представителя истца Исламова В.Т.,

представителя ответчика Оплетиной А.Б.

представителя третьего лица

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело иску Медовщикова Р.И. к территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании незаконным отказа, возложении обязанности,

у с т ан о в и л :

Медовщиков Р.И. обратился в суд с иском к территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании незаконным отказа в перечислении денежных средств в размере 110 000 руб., перечисленных ООО «Интайм» по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ за лот , торговая процедура , возложении обязанности по перечислении денежных средств в размере 110 000 руб.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Интайм» произвело на счет территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Пермском крае денежные средства в размере 110 000 руб., для участия Медовщикова Р.И. в аукционе.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Интайм» и Медовщиковым Р.И. заключен договор цессии, в соответствии с которым ООО «Интайм» передаёт Медовщикову Р.И. весь объем прав требований к территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Пермском крае по возврату денежных средств, оплаченных ООО «Интайм» по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ за лот , торговая процедура .

ДД.ММ.ГГГГ договор уступки прав требований направлен в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.

ДД.ММ.ГГГГ Медовщиковым Р.И. направлено заявление о перечислении денежных средств.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано в перечислении денежных средств. Основанием для отказа указано, что возврат денежных средств может быть осуществлен только плательщику ООО «Интайм».

Указанный отказ истец считает незаконным, нарушающим его права.

Истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представитель истца в судебном заседании на доводах и основаниях, изложенных в иске, настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании с доводами, изложенными в иске выразила несогласие, по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно котором территориальное управление не отказывает истцу в перечислении денежных средств, со своей стороны все необходимые документы, для перечисления денежных средств, были направлены Управление федерального казначейства по Пермскому краю, которые последним были возвращены без исполнения, указав, что денежные средства могут быть возвращены только лицам, которые осуществляли платеж.

Представитель третьего лица Управление федерального казначейства по Пермскому краю, привлеченного определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с доводами иска выразила несогласие, по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав представителей сторон, третьего лица, оценив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ, администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

В соответствии с п. 28 Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат сумм поступлений), осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.

Орган Федерального казначейства проверяет обоснованность возврата администратором доходов бюджета излишне или ошибочно уплаченных сумм по платежам, порядок возврата которых не установлен федеральными законами, а также обоснованность возврата государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами (далее - платежи, подлежащие проверке обоснованности возврата).

В случае возврата из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сумм платежей, подлежащих проверке обоснованности возврата, администраторы доходов бюджета в реквизитах документа - основания Заявки на возврат указывают реквизиты распоряжения плательщика (платежного поручения на общую сумму с реестром) или Заявки на возврат, Справки органа Федерального казначейства, сформированных до ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающих перечисление (взыскание) или поступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации в рамках одного счета органа Федерального казначейства (далее соответственно - внутриказначейская операция, документы, подтверждающие факт зачисления платежа).

В случае возврата платежа физического лица, включенного в платежное поручение на общую сумму с реестром, в реквизитах документа-основания Заявки на возврат указываются номер платежного поручения на общую сумму с реестром и номер строки в реестре, разделенные между собой знаком "/".

Орган Федерального казначейства проверяет обоснованность возврата сумм поступлений по указанным платежам по следующим направлениям:

соблюдение сроков возврата платежей, подлежащих проверке обоснованности возврата (при наличии);

наличие в органе Федерального казначейства документов, указанных в реквизитах документа-основания Заявки на возврат, подтверждающих факт зачисления платежа;

соответствие реквизитов плательщика, в том числе плательщика, чья обязанность по уплате государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами, исполняется (далее - плательщик) (ИНН (при его наличии), наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица (далее - ФИО, при совместном упоминании - наименование) из распоряжения плательщика реквизитам получателя платежа (ИНН (при его наличии) и наименование), указанным в реквизитах, предназначенных для указания информации о получателе платежа (далее - реквизиты получателя платежа) Заявки на возврат;

соответствие реквизитов плательщика (ИНН (при его наличии) и наименование), указанных в соответствующих строках реестра, прилагаемого к платежному поручению на общую сумму с реестром, реквизитам получателя (ИНН (при его наличии) и наименование), указанным в реквизитах получателя платежа Заявки на возврат, при условии указания в реквизитах документа-основания Заявки на возврат реквизитов платежного поручения на общую сумму с реестром;

непревышение суммы возврата, указанной в Заявке на возврат, над суммой распоряжения (суммой платежа физического лица, указанной в строке реестра, прилагаемого к платежному поручению на общую сумму с реестром) с учетом ранее исполненных возвратов и уточнений.

соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, устанавливающим ограничения при возврате денежных средств из бюджетной системы Российской Федерации.

В случае отсутствия вышеуказанных обоснований возврата орган Федерального казначейства отказывает в приеме к исполнению Заявки на возврат, с указанием причины отказа.

В случае если Заявка на возврат не принята к исполнению с указанием причины отказа: "Отсутствуют подтверждающие документы", администратор доходов бюджета направляет в орган Федерального казначейства Заявку на возврат с одновременным приложением подтверждающих документов.

В качестве документов, подтверждающих факт уплаты платежа, администратор доходов бюджета направляет в орган Федерального казначейства копию расчетного документа плательщика (копию распоряжения физического лица и (или) копию письма кредитной организации (ее филиала), организации федеральной почтовой связи, платежного агента, подтверждающего факт включения распоряжения физического лица в платежное поручение на перечисление платежа в бюджетную систему Российской Федерации) (далее - документы, подтверждающие факт уплаты платежа), а также при необходимости подтверждения права плательщика на возврат - документы, подтверждающие право плательщика на возврат денежных средств в случае изменения данных плательщика и (или) документы, подтверждающие начисление платежа (обращение плательщика за совершением юридически значимого действия), и (или) подтверждающие наименование плательщика, чья обязанность исполняется, и (или) подтверждающие право законного представителя несовершеннолетнего гражданина совершать от его имени юридически значимые действия (далее - документы, подтверждающие право плательщика на возврат).

В судебном заседании установлено, что согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Интайм» перечислило на счет территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Пермском крае денежные средства в размере руб, полная оплата за лот , торговая процедура (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Интайм» и Медовщиковым Р.И. заключен договор цессии, в соответствии с которым ООО «Интайм» передаёт Медовщикову Р.И. весь объем прав требований к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае по возврату денежных средств, оплаченных ООО «Интайм» по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ за лот , торговая процедура . (л.д.10-11)

ДД.ММ.ГГГГ Медовщиковым Р.И. направлено заявление о перечислении денежных средств, с приложением договора цессии от ДД.ММ.ГГГГ, копии почтовой квитанции о направлении договора цессии от ДД.ММ.ГГГГ в адрес территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.(л.д.12-13).

ДД.ММ.ГГГГ отдел реализации арестованного, конфискованного и иного имущества территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае направил руководителю Управления Федерального казначейства по Пермскому краю служебную записку с приложением заявления Медовщикова Р.И. и договора уступки прав требований, (л.д.31, 32).

Факт получения вышеуказанных документов, в том числе договора уступки прав требований, третьим лицом не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ Уведомлением Управления Федерального казначейства по Пермскому краю сообщено в ТУ Росимущества в Пермской края, что служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ «О возврате денежных средств» с прилагаемыми документами не приняты к оплате и отражению в учете по причине: денежные средства подлежат возврату лицу, осуществлявшему платеж, а именно ООО «Интайм» (л.д.33).

ДД.ММ.ГГГГ территориальным управлением Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Пермском крае сообщено Медовщикову Р.И. о том, что согласно уведомлению Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о поступлении первичных учетных документов, не соответствующих требованиям законодательства РФ, возврат денежных средств может быть осуществлен только лицам который осуществляли платеж, а именно ООО «Интайм». (л.д.14).

Таким образом, судом установлено, что основанием для направления Медовщикову Р.И. ДД.ММ.ГГГГ ответа по его заявлению о возврате денежных средств в размере рублей, явилось уведомление Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности, в частности, возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона (п. 1).

Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2).

Из положений ст. 384 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты (п. 1).

Право требования по денежному обязательству может перейти к другому лицу в части, если иное не предусмотрено законом (п. 2).

Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора, если основания для таких возражений возникли к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору. Должник в разумный срок после получения указанного уведомления обязан сообщить новому кредитору о возникновении известных ему оснований для возражений и предоставить ему возможность ознакомления с ними. В противном случае должник не вправе ссылаться на такие основания (ст. 386 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 388 Гражданского кодекса Российской Федерации уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору (п. 1).

На основании выше установленных фактических обстоятельств в совокупности с нормами действующего законодательства, отсутствия доказательств признания договора уступки прав требований от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «Интайм» и Медовщиковым Р.И., суд приходит к в выводу, что у Управления Федерального казначейства по Пермскому краю не имелось оснований для не принятия к оплате служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ «О возврате денежных средств» с прилагаемыми документами.

Рассматривая заявленные требования в пределах заявленных, с учетом установленных обстоятельств, в частности, направление ответчиком служебной записки с приложением заявления Медовщикова Р.И., договора уступки прав требований, в адрес Управления федерального казначейства по Пермскому краю, что свидетельствует об обоснованности и необходимости возврата денежных средств в размере рублей, а также наличия не оспоренного уведомления Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, которое явилось основанием для направления истцу оспариваемого ответа и не перечислении денежных средств, суд приходит к выводу, что какими либо действиями либо бездействием ответчика права истца не нарушаются.

Ответчик необходимые действия по заявлению Медовщикова Р.И. о возврате денежных средств, предусмотренные положениями п. 28 Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, выполнил в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Медовщикову Р.И. в удовлетворении исковых требований к территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании незаконным отказа в перечислении денежных средств в размере 110 000 руб., перечисленных ООО «Интайм» по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ за лот 15, торговая процедура , возложении обязанности по перечислении денежных средств в размере 110 000 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий подпись Н.В. Подгайная

Копия верна, судья

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела в Ленинском районном суде города Перми.