ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4510/2015 от 21.12.2015 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-4510/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2015 года г. Новый Уренгой

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи Серовой Т.Е.,

при секретаре Идрисовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации города Новый Уренгой о восстановлении права на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что ФИО1, ФИО2 13 августа 2015 года подали заявление на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы для получения денежной субсидии на покупку или строительство жилья, так как подходит по критериям, согласно Порядку представления социальных выплат на приобретение (строительства) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденный Постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 г. [суммы изъяты]-П. В конце августа 2015г. истцам позвонила сотрудница отдела субсидий, которая сообщила, что пришла справка из Росреестра на ФИО1, судя по которой у него имеется недвижимое имущества в г. Королев и в г. Йошкар-Ола. Сотрудники отдела субсидий настояли на том, чтобы истцы самостоятельно сделали запрос в Росреестр о наличии/отсутствии недвижимого имущества у истца, чтобы опровергнуть данные их запроса. Истцам сказали, что при получении ими справки обязательно учтут ее на комиссии, которая и должна была признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Получив в двухнедельный срок справку из Росреестра об отсутствии прав на недвижимое имущество, истцы поспешили отнести ее в отдел субсидий, чтобы ее прикрепили к учетному делу. Их заверили, что теперь нет никаких сомнений, что их признают нуждающимися и сказали ждать решения комиссии по почте, либо уточнять по телефону в конце сентября - в начале октября. Однако, впоследствии они узнали, что их семья не признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, так как на комиссии была учтена справка из Росреестра по которой у ФИО1 имеется в собственности недвижимое имущество. По словам начальника отдела субсидий, на комиссии были две противоречащие друг другу справки Росреестра, но для принятия решения о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий была учтена справка, полученная по их запросу, и решение комиссии пересмотру подлежит только при обжаловании в судебном порядке. Считают, что при наличии двух противоречащих справок комиссия должна была продублировать свой запрос, во избежание принятия неверного решения. Просят суд признать молодую семью И-вых нуждающейся в улучшении жилищных условий и восстановить право на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с момента подачи заявления (13.08.2015 г.), а также взыскать стоимость государственной пошлины за получение справки с Росреестра о наличии/отсутствия недвижимого имущества в размере 1 500 руб.

В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали, указав, что никогда никто из членов их семьи не имели в собственности жилых помещений ни в одном регионе РФ. Направленная по запросу Администрации справка из Росреестра содержала сведения о наличии недвижимости у полного тезки истца ФИО1. Эту оплошность сотрудников Росреестра Ответчик проверять не стал и отказал им в участии в Программе.

Представитель ответчика Администрации г. Новый Уренгой ФИО3 в судебном заседании требования истца не признала, указав, что у Ответчика были все основания для отказа в признании истцов Участниками программы, т.к. по информации Росреестра у Истца имеется недвижимое имущество, не позволяющее ему быть Участником Жилищной Программы.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено, 13 августа 2015 г. ФИО1 и ФИО2 обратились в Администрацию г. Новый Уренгой о включении молодой семьи И-вых в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л. д. 13-14).

Решением Департамента городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой от 01 сентября 2015 г., утвержденным заместителем Главы Администрации г. Новый Уренгой 01 сентября 2015 г., молодая семья И-вых, проживающая по адресу: г. Новый Уренгой, <адрес>, после проведения экспертизы представленных документов не признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение 1 (строительство) жилья молодым семьям в рамках Федеральной/Окружной подпрограммы, в связи с несоответствием п. 1.3. Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденный Постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 г. № 535-П (отсутствие нуждаемости).

В силу п. п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путём предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей».

Как следует из содержания акта, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям – участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса, создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

В целях реализации указанной подпрограммы Постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 г. № 535-П был утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (Порядок).

В Постановлении Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 г. № 535-П указано, что участницей Федеральной подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая такому условию как признание семьи нуждающейся в жилых помещениях, основаниями нуждаемости указаны случаи, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях являются, в числе прочих: отсутствие оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ (подп. «б» п. 2.6.-1 Порядка).

Так, п. 1.3. Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. № 535-П, установлено, что участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая, кроме прочего, следующему условию: признание семьи нуждающейся в жилых помещениях.

В силу п. 1.5.2 Порядка применительно к настоящему Порядку под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Материалами дела установлено, что в целях установления нуждаемости в жилом помещении молодой семьи И-вых Администрация г. Новый Уренгой запросила в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о наличии у ФИО1 на праве собственности объектов недвижимости.

Так, в ответ на запрос Администрации г. Новый Уренгой 26.08.2015 г. была представлена выписка из ЕГРП, согласно которой ФИО1 принадлежит на праве собственности следующее имущество: 1/2 доли <адрес>; 1/4 доли <адрес> РМЭ; 1/4 доли <адрес> РМЭ (л.д. 9-11).

Как следует из пояснений истца в судебном заседании, вышеуказанными объектами недвижимости истец ФИО1 никогда не владел и никакого отношения к ним не имел.

В силу с. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу п. 1 о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Так, по запросу ФИО1 27.08.2015г. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии выдала истцу справку, согласно которой в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах отдельного лица (ФИО1) на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Оснований не доверять представленной справке у суда не имеется, кроме того она оформлена надлежащим образом – подписана государственным регистратором и заверена печатью. Напротив, справка, предоставленная 26.08.2015 г. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Администрации г. Новый Уренгой не подписана специалистом и не заверена печатью, то есть не оформлена надлежащим образом, в связи с чем доказательственное значение по делу не может иметь.

При этом ошибка государственного регистратора при оформлении выписки из ЕГРП по поводу принадлежащего недвижимого имущества истцу ФИО1 не может быть поставлена в вину истцам, так как своевременное, правильное и надлежащее оформление указанных справок является обязанностью регистрирующего органа.

В судебном заседании установлено, что истцы не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Таким образом, семья И-вых является нуждающейся в жилых помещениях по основаниям нуждаемости указанным в ст. 51 ЖК РФ.

Следовательно, в августе 2015 года на момент принятия решения об отказе в признании молодой семьи И-вых участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение 1 (строительство) жилья молодым семьям в рамках Федеральной/Окружной подпрограммы не было оснований для принятия подобного решения применительно к п. 6.6 Порядка.

Таким образом, исковое заявление И-вых о восстановление права на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы подлежит удовлетворению.

Кроме того, в соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом и договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Как следует из материалов дела, истцы оплатили за услуги по составлению справки с Росреестра о наличии/отсутствии недвижимого имущества 1 500 руб., что подтверждается чеком-ордером от 25.08.2015 г. (л.д. 32).

Учитывая, что указанные расходы были понесены для защиты истцами своего права, данные расходы подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

Признать молодую семью И-вых, в составе ФИО1, ФИО2, проживающую по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, <адрес>, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию города Новый Уренгой восстановить право семьи И-вых, в составе ФИО1, ФИО2, на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с 13 августа 2015 года.

Взыскать с Администрации города Новый Уренгой в пользу ФИО1, ФИО2 убытки в размере 1 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Новоуренгойский городской суд.

Судья: Серова Т.Е.