ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4511/20 от 13.10.2020 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

УИД Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.10.2020 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Соболевой О.О.,

при секретаре Грязиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области об обязании включить многоквартирный жилой дом в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года ,

УСТАНОВИЛ:

Зимарева О.Н., Ляшенко А.Е., Шутилов В.Н., Мишукова С.С. обратились в суд с иском к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области об обязании включить многоквартирный жилой дом в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года .

В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются жильцами дома, расположенного по адресу: <адрес>. Данный дом является непригодным для проживания, ремонт в доме не производился уже много лет, управляющие компании, обслуживающие дом, периодически меняются, никаким образом не опросив жителей. В данном доме отсутствуют условия для проживания, туалетов в квартире нет, только на улице, газа нет, крыша течет и развалена полностью. Данный жилой дом построен в 1917 году, последняя техническая инвентаризация данного здания производилась в 1980 году, и на момент обследования износ строения составлял 57%. Указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года . 27.01.2020 года собственниками жилого дома подано заявление о расселении в администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области. ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления представлен ответ, из которого следует, что в настоящее время на территории Сергиево-Посадского городского округа Московской области реализуется государственная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2019-2025 года», утвержденная Постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года, в которую включены многоквартирные жилые дома, признанные аварийными до 01.01.2017 года. Собственники жилого дома по адресу: <адрес> не включены в указанную программу. Также в письме ответчик указывает на то, что жилой дом, в котором проживают истцы, признан аварийным, информация о том внесена в АИС «Реформа ЖКХ» Московской области, на основании которой Министерством строительного комплекса Московской области будет сформирована очередная региональная программа. Между тем, постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области Токарева М.Ю. «Об утверждении заключения от 20.07.2018 года межведомственной комиссии «об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требования, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании которого дом признан аварийным, постановлено провести расселение граждан в максимально кратчайшие сроки, но не позднее 31.12.2022 года. Обратившись в суд по изложенным выше основаниям, истцы просят обязать администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области включить в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года , по расселению граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на 2019-2025 годы.

В судебное заседание истцы не явились, извещены, обеспечили явку представителя по доверенности Савчук А.В., которая исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался в порядке, предусмотренном ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ (л.д. 18). Об уважительных причинах неявки представитель ответчика суду не сообщил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении судебного заседания. Возражений на иск не представил. На основании ст. 233 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства, против чего представитель истцов не возражала.

Заслушав представителей истцов, изучив доводы иска, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Зимарева О.Н., Ляшенко А.Е., Шутилов В.Н., Мишукова С.С. являются жильцами дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области Токарева М.Ю. «Об утверждении заключения №1 от 20.07.2018 года межведомственной комиссии «об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требования, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>», указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 2 Постановления).

Согласно пункту 3.1 указанного Постановления, расселение граждан должно быть произведено в максимально кратчайшие сроки, но не позднее 31.12.2022 года (л.д. 38)

Согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилой дом с физическим износом 77,1%, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 39-40).

Таким образом, проживание в указанном жилом доме создает угрозу жизни и здоровью проживающим в нем гражданам.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01.01.2019 года, она утверждается на период до 01.09.2025 года. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.

Проанализировав фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области об обязании включить многоквартирный жилой дом в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года , обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку бездействие органа местного самоуправления по неисполнению положений жилищного законодательства и не обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, признанным в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, не лишает граждан права требовать защиты своих прав, в том числе, путем включения многоквартирного жилого дома в государственную программу по переселению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 15, 32 Жилищного кодекса РФ, ст. 56, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области об обязании включить многоквартирный жилой дом в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года удовлетворить.

Обязать администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в государственную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области», утвержденную постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 года , на 2019-2025 годы.

Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Сергиево-Посадский городской суд Московской области в течение семи дней со дня получения копии данного решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья подпись О.О.Соболева