ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4512/2021 от 23.11.2021 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Гражданское дело № ******

В мотивированном виде решение изготовлено 23.11.2021

УИД 66RS0№ ******-83

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

16 ноября 2021 г Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гурина К.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя истца - заместителя прокурора <адрес>ФИО3, представителя ответчика администрации <адрес>ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с иском к <адрес> о возложении обязанности обеспечить доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения к остановочному пункту общественного наземного транспорта «Психбольница» в <адрес>, в том числе путем монтажа бортиков на пандусе.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки установлено, что на остановочном пункте общественного наземного транспорта «Психбольница», прилегающая территория и пандус, расположенный слева от остановочного комплекса не очищены от снега. Визуальным осмотром установлено, что у пандуса отсутствуют бортики. Заместителем прокурора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ направлено представление в администрацию <адрес> об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты населения. В письменном уведомлении о результатах рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказалась принимать меры по устранению допущенных нарушений, поскольку спорный объект не закреплен за администрацией района постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** «О закреплении за администрациями районов и муниципальными заказчиками объектов улично-дорожной сети и объектов зеленого хозяйства для организации их содержания в 2021 году». В число принципов Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, входит полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность пользования различными объектами инфраструктуры с учетом возможностей их здоровья.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес>ФИО4 в судебном заседании просила установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку для проведения обустройства посадочной площадки для маломобильных групп населения необходима разработка проекта. В связи с окончанием ремонтного периода и необходимостью проведения работ по проектированию, истребуемого прокурором срока будет недостаточно для исполнения обязанностей.

Заслушав заместителя прокурора <адрес>ФИО3, представителя ответчика администрации <адрес>ФИО4, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 1 абз. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ ******- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к представляемым в них услугам.

Аналогичная норма изложена в п. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которому жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно абз. 4 ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Согласно государственной программе Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, одной из основных задач является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.

Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№ ******/пр, пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по поручению прокуратуры <адрес> прокуратурой <адрес> организована и проведена проверка по публикации «Инвалиды пожаловались на проблемную остановку уральской столицы «Психбольница», размещенной на сайте «Уралинформбюро» о возможных нарушениях администрацией <адрес> прав инвалидов.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 5.5.2 Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, п. 8.1.6 Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******/пр на остановочном пункте общественного наземного транспорта «Психбольница», указанном в публикации, посадочная площадка, прилегающая территория и пандус, расположенный слева от остановочного комплекса не очищены от снега. Визуальным осмотром также установлено, что у пандуса отсутствуют бортики.

В число принципов Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, входит полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность пользования различными объектами инфраструктуры с учетом возможностей их здоровья.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда. При этом суд также учитывает, что настоящее решение суда направлено на скорейшее восстановление нарушенных прав инвалидов и других маломобильных групп населения. В этой связи, с учетом сезонности работ по благоустройству остановочного пункта, суд устанавливает срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Возложить на администрации <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения к остановочному пункту общественного наземного транспорта «Психбольница» в <адрес>, в том числе путем монтажа бортиков на пандусе.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий Гурин К.В.