ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4514/18 от 13.08.2018 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2-4514/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2018 года г.Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего - судьи Магомедова И.М., при секретаре Багадуровой Д.А., гражданское дело по иску Чалабовой Ш.А. к Министерству здравоохранения Республики Дагестан, ГБУ РД «Детская поликлиника №2» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Чалабова Ш.А. обратилась в суд с иском к ГБУ Министерству здравоохранения РД, ГБУ РД «Детская поликлиника №2» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным препаратом.

Иск обоснован тем, что Истец, Чалабова Шахризада Алиаскаровна, является бабушкой Исмаиловой Сафии Надыровны, ребенка-инвалида, клинический диагноз: сахарный диабет 1 типа.

Исмаиловой Сафие были назначены в ФГБУ РД «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» Минздрава России лекарственные средства: Новорапид - в год 13 упаковок, тест-полоски (акку-чек перформа) - в год 36 упаковок.

За 2017 год внучкой Чалабовой Шахризады были получены:

1) Новорапид - 35ручек;

2) Левемир - 35ручек;

3) Тест-полоски - 13 пачек;

4) Иглы - 4 пачки.

По назначению лечащего врача Исмаилова Сафия должна была получить за 2017 год:

1) Тест-полоски З6 пачек по 50 штук;

2) Новорапид - 48 ручек;

3) Левемир - 48 ручек;

4) Иглы - 6 пачек.

В соответствии с ч. 5 ст. 81 ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»: «органы государственной власти субъектов РФ устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно».

Согласно Приложению № 1 Постановления Правительства от 30 июля 1994 г. N 890 «О Государственной поддержке развития промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», дети инвалиды в возрасте до 18 лет должны получать бесплатно все лекарственные средства.

В силу ч. 3 ст. 80 Закона №323-Ф3 при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2017 г. N 2323-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год» назначенные истцу лекарственные средства включены в указанный перечень.

ГБУ РД «Детская поликлиника №2» г. Махачкалы (далее Поликлиника) не выдала бесплатный рецепт истцу

До января 2018г. истец неоднократно обращалась в Поликлинику за получением рецепта. А 11 января 2018г. истец обратилась в Поликлинику с письменным заявлением о выдаче бесплатного рецепта для бесплатного получения лекарств в аптеке, назначенных ей врачом. Однако истцу Поликлиникой рецепт на все лекарства выдан не был.

Поликлиника обязана выдавать бесплатный рецепт

Пункт 4 части 2 статьи 73 Закон №323-Ф3 обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.4 ст.34 Порядка выписывания лекарственных препаратов назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником.

Таким образом, Поликлиника не обеспечила истца бесплатным рецептом на все лекарственные средства.

Минздрав РД отказывает в выдаче некоторых назначенных лекарств и не в полном объеме выдает лекарства

Истец не раз обращалась в Минздрав РД для получения необходимых лекарств.

На поданное заявление Минздрав РД требования о выдаче лекарств в полном объеме не удовлетворил. Минздрав РД выдает лекарственные средства нерегулярно и не в полном объеме, что ставит под угрозу состояние здоровья истца. Так как она является инвалидом детства, она должна обеспечиваться всеми лекарственными средствами бесплатно, регулярно и в полном объеме.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства РД от 08.05.2013 N 239 Министерство здравоохранения Республики Дагестан:

• является органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим
проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны
здоровья граждан в Республике Дагестан;

• разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции систему мер по охране
здоровья населения, включая организацию оказание медицинской помощи
населению;

• определяет потребность в лекарственных средствах, в том числе объемах поставок
этой продукции для государственных нужд Республики Дагестан.

Таким образом, Минздрав РД не выполнило возложенных на него законом обязанностей по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

• привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства
коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для
развития медицинской промышленности, и улучшения лекарственного обеспечения
населения.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

Министерство финансов обязано выделить денежные средства для обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Дагестан, утвержденным Постановлением Правительства РД от 30.04.2010 N 115, Министерство финансов Республики Дагестан:

• является органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Республике Дагестан и координирующим деятельность в этой сфере иных органов

исполнительной власти Республики Дагестан;

исполняет в пределах своей компетенции республиканский бюджет Республики

Дагестан.

В судебном заседании представитель Чалабовой Ш.А. – Велибеков А.Г. по доверенности, исковые требования своего доверителя поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель здравоохранения Республики Дагестан Керимханова Д.С. действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых указывает основания, по которым просит суд отказать в удовлетворении иска.

Суд, выслушав доводы и объяснения сторон, и исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В соответствии со статьей 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной в городе Санкт-Петербурге 29 октября 1994 года на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений; обеспечивают потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными.

В силу статьи 6 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20 декабря 1993 года Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельных категорий граждан.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 11 Закона отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

В силу п. 3 ст. 80 Закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Согласно п. 4 ст. 80 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три помощи, и, оказание медиц закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

В соответствии с п. 7 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 года N 2 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относится утверждение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 приведенного Федерального закона, назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Во исполнение предписаний Федерального закона, Приказом Минздрава России N 1175Н от 20.12.2012 года утвержден Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, которым также установлено, что в случае индивидуальной непереносимости и (или) по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии медицинской организации назначение и выписывание лекарственных препаратов, в том числе не входящих в стандарты медицинской помощи, осуществляется по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Чалабова Шахризада Алиаскаровна, является бабушкой Исмаиловой Сафии Надыровны, ребенка-инвалида, клинический диагноз: сахарный диабет 1 типа.

Исмаиловой Сафие были назначены в ФГБУ РД «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» Минздрава России лекарственные средства: Новорапид - в год 13 упаковок, тест-полоски (акку-чек перформа) - в год 36 упаковок.

За 2017 год внучкой Чалабовой Шахризады были получены:

5) Новорапид - 35ручек;

6) Левемир - 35ручек;

7) Тест-полоски - 13 пачек;

8) Иглы - 4 пачки.

По назначению лечащего врача Исмаилова Сафия должна была получить за 2017 год:

5) Тест-полоски Збпачек по 50 штук;

6) Новорапид - 48 ручек;

7) Левемир - 48 ручек;

8) Иглы - 6 пачек.

Распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2017 г. N 2323-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год» назначенный истцу лекарственный препарат включен в указанный перечень.

ГБУ РД «Детская поликлиника № 2» г. Махачкала (далее Поликлиника) не выдала бесплатный рецепт истцу.

До января 2018г. истец неоднократно обращалась в Поликлинику за получением рецепта. А 11 января 2018г. истец обратилась в Поликлинику с письменным заявлением о выдаче бесплатного рецепта для бесплатного получения лекарств в аптеке, назначенных ей врачом. Однако истцу Поликлиникой рецепт на все лекарства выдан не был.

Поликлиника обязана выдавать бесплатный рецепт

Пункт 4 части 2 статьи 73 Закон №323-Ф3 обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.4 ст.34 Порядка выписывания лекарственных препаратов назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником.

Таким образом, Поликлиника не обеспечила истца бесплатным рецептом на все лекарственные средства.2. Минздрав РД отказывает в выдаче некоторых назначенных лекарств и не в полном объеме выдает лекарства

Истец не раз обращалась в Минздрав РД для получения необходимых лекарств.

На поданное заявление Минздрав РД требования о выдаче лекарств не удовлетворил. Минздрав РД выдает лекарственные средства нерегулярно и не в полном объеме, что ставит под угрозу состояние здоровья ребенка истца. Так как она является инвалидом детства, она должна обеспечиваться всеми лекарственными средствами бесплатно, регулярно и в полном объеме.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства РД от 08.05.2013 N 239 Министерство здравоохранения Республики Дагестан:

является органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим

проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны

здоровья граждан в Республике Дагестан;

разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции систему мер по охране

здоровья населения, включая организацию оказание медицинской помощи

населению;

определяет потребность в лекарственных средствах, в том числе объемах поставок

этой продукции для государственных нужд Республики Дагестан.

Таким образом, Минздрав РД не выполнило возложенных на него законом обязанностей по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.

Судом также установлено, что Истец неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения РД для получения необходимых лекарств.

Между тем, Министерством здравоохранения Республики Дагестан требования истца о выдаче лекарств Чалабовой Ш.А. в полном объеме не были удовлетворены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действиями (бездействиями) должностных лиц Министерства здравоохранения Республики Дагестан нарушено Конституционное право Чалабовой Ш.А. закрепленное в статье 41 Конституции РФ, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В результате не выдачи лекарственных средств нерегулярно и не в полном объеме, ответчик ставит под угрозу состояние здоровья внучки Чалабовой Ш.А. – Исмаиловой С.Н., так как она является ребенком-инвалидом и должна обеспечиваться всеми лекарственными средствами бесплатно, регулярно и в полном объеме.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

4) компонентов крови;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, частью 5 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.

При этом действует правило, установленное п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям не подлежат оплате за счет личных средств граждан.

Стандарты медицинской помощи при лечении заболевания Исмаиловой С.Н. с указанием наименований лекарственных препаратов, частоты назначений, ориентировочной дневной дозы и эквивалентной курсовой дозы в настоящее время в установленном порядке не утверждены, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Из представленного реестра Министерства здравоохранения Республики Дагестан выписанных и отпущенных лекарственных препаратов следует, что Исмаиловой С.Н. в 2018 году отпущены лекарственные «Инсулин» - 10 упак., «Левемир» - 1 упак., «НовоРапид» - 9 упак.

Реестр выписанных и отпущенных рецептов прилагается.

Распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2017 г. N 2323-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год» назначенные истцу лекарственные средства включены в указанный перечень.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Республики Дагестан, согласно Положению Министерства здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства Республики Дагестан от 08 мая 2013 года № 239, к полномочиям Министерства здравоохранения РД отнесены, в частности: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация оказания населению Республики Дагестан первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях РД.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 403 "О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее - Перечень), а также правила ведения Федерального регистра лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями (далее - Федеральный регистр), включенными в Перечень.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне, установлено, что дети первых трех лет жизни и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

Также согласно указанному постановлению Правительства РД за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или к инвалидности, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства РД от 08.05.2013 N 239 Министерство здравоохранения Республики Дагестан:

• является органом исполнительной власти Республики Дагестан,
обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной
политики в сфере охраны здоровья граждан в Республике Дагестан;

• разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции систему мер по охране
здоровья населения, включая организацию оказание медицинской помощи населению;

• определяет потребность в лекарственных средствах, в том числе объемах поставок этой продукции для государственных нужд Республики Дагестан.

• На дату рассмотрения настоящего дела судом установлено, что ответчиком Министерством здравоохранения Республики Дагестан назначенные Исмаиловой С.Н. лекарственные средства не были выданы в полном объеме.

Сам факт недополучения лекарственных препаратов назначенных врачом Исмаиловой С.Н. в полном объеме, не оспаривал в судебном заседании и представитель Минздрава.

В частности представитель Минздрава РД Керимханова Д.С. указала на то, что лекарственное обеспечение Исмаиловой С.Н. в 2018 году будет осуществляться по мере закупки и поступления лекарственных препаратов согласно утвержденным основным заявкам медицинских организаций.

При таких обстоятельствах, суд считает Министерство здравоохранения Республики Дагестан обязано обеспечить больную Исмаилову С.Н. вышеназванными лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями.

Так, согласно Федеральному закону от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 Положения о Министерстве здравоохранения РД утвержденного постановлением Правительства РД от 8 мая 2013 г. № 239 Министерство здравоохранения Республики Дагестан (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в Республике Дагестан.

В соответствии с положением о Министерстве здравоохранения РД утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 8 мая 2013 года № 239 Министерство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- проводит государственную политику в сфере охраны здоровья граждан в
Республике Дагестан;

- определяет потребность в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и санитарном автотранспорте, в том числе объемах поставок этой продукции для государственных нужд Республики Дагестан;

- организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения
заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических
прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению
продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

- ведет региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих
жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными)
заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан
или их инвалидности, и своевременно представляет сведения, содержащиеся в нем,
в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.

В связи с этим непосредственное обеспечение лекарственными препаратами является функцией Министерства здравоохранения РД.

Кроме того, как указано выше, Министерством финансов РД на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами выделены Министерству здравоохранения РД денежные средства размере 164,6 млн. рублей.

Между тем информация расходования или целевого (нецелевого) использования выделенных средств на лекарственные препараты Министерством здравоохранения суду не представлена.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Чалабовой Ш.А. к Минздраву РД.

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ, немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов.

Статьей 212 ГПК РФ закреплено право суда по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Судом установлено, что замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для здоровья внучки истца, поскольку перечисленные лекарственные препараты жизненно необходимы для ребенка-инвалида Исмаиловой С.Н.

Согласно ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Таким образом, суд приходит к выводу об обращении решения суда к немедленному исполнению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чалабовой Ш.А. к Министерству здравоохранения Республики Дагестан, ГБУ РД «Детская поликлиника №2» об обязании обеспечить бесплатным лекарственным препаратом, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан выдавать регулярно в полном объеме лекарственные средства, Тест-полоски 36 пачек по 50 штук; Новорапид - 48 ручек; Левемир - 48 ручек; Иглы - 6 пачек, положенные Исмаиловой Сафие Надыровне, согласно медицинским показаниям.

Обратить решение суда к немедленному исполнению

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Магомедов И.М.