Дело № 2-469/2022
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2022 г.
Индустриальный районный суд в составе:
Председательствующего судьи Костаревой Л.М.,
при секретаре Устюговой Г.Н.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ПАО «Т Плюс» ФИО2,
представителя ООО УК «ЭКВО» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека пов интересах потребителя ФИО4 к ПАО «Т Плюс», ООО «УК «ЭКВО» о защите прав потребителя,
у с т а н о в и л:
Центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека пов интересах потребителя ФИО4 обратился в суд с иском к ООО «ПСК», ООО «УК «ЭКВО» о защите прав потребителя.
В обоснование требований указано, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: , ДД.ММ.ГГГГ обратился в Центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора пос заявлением о защите его прав и законных интересов от его имени в судебном порядке по месту его жительства (регистрации), нарушенных ООО «Пермская сетевая компания» (далее – ООО «ПСК») и ООО «УК «ЭКВО». Истец является потребителем коммунальной услуги - теплоснабжения, проживает в . Ежемесячно оплачивает услуги теплоснабжения напрямую в ООО «ПСК». Управляющей организацией является ООО «УК «ЭКВО». Согласно материалам проверки Инспекции государственного жилищного надзора(далее — ИГЖН ПК) в ходе проверок установлено, что ДД.ММ.ГГГГ (Акт проверки ИГЖН ПК №л от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «УК «ЭКВО») в на вводе в дом температура теплоносителя по ОДПУ (общедомовой прибор учета): температура подачи (Т под) составляет 45,6 градусов Цельсия, температура обр. (Т обр.) составляет 37,4 градусов Цельсия, температура наружного воздуха минус 2 градуса Цельсия. Согласно температурному графику 95-70 после ЦТП (независимая схема) на отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ г. температура теплоносителя должна быть Т под – 53 градуса Цельсия, а Т обр. 43 градуса Цельсия. Таким образом, Т под. ниже нормы на 7,4 градуса Цельсия, а Т обр. ниже нормы на 5,6 градусов Цельсия.
В жилой комнате, наибольшей по площади в , температура воздуха составляет 18 градусов Цельсия, температура по поверхности пола 17,4 градусов Цельсия, замеры произведены термометром ТК-5.09 заводской №, что является нарушением требований п. 15 раздела IV Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, которым установлена необходимость обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях не ниже + 20 градусов Цельсия ( в угловых комнатах +22 градуса Цельсия).
Согласно п. 5 Приложения № к Правилам допустимое снижение нормативной температуры воздуха в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3 градусов Цельсия; снижение нормативной температуры воздуха в дневное время суток (от 5.00 до 0.00 часов) - не допускается.
ДД.ММ.ГГГГ (Акт проверки ИГЖН ПК № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ПСК») по результатам проведения внеплановой документарной проверки соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении № многоквартирного по проспекту Декабристов за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что ООО «ПСК» не произвело перерасчет - снижение размера платы за услугу отопления по жилому помещению № многоквартирного , предоставленную ненадлежащего качества за период с ДД.ММ.ГГГГ года, что является нарушением требований пункта 15 Приложения № к Правилам, пункта 101, пункта 42 (1 ) Правил.
Обязанность ООО «ПСК» о перерасчете снижение платы за услугу отопления обоснована тем, что согласно подпункту «в» статьи 111 Правил датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества, является дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые зафиксированы коллективным (общедомовым) прибором учета, или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
При проверке ИГЖН ПК в отношении ООО «ПСК», последним не предоставлялись документы, подтверждающие факт возобновления предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества. ДД.ММ.ГГГГ ИГЖН ПК было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения, а именно произвести изменение размера платы в жилом помещении № за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную ненадлежащего качества за период с января по май 2021 в соответствии с пунктом 15 Приложения № к Правилам, пунктом 101 Правил. Срок исполнения – ДД.ММ.ГГГГ. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ ИГЖН ПК в отношении ООО «ПСК» было внесено Предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что неисполнение ООО «ПСК» обязанности, предусмотренной пунктом 101 Правил: в случае предоставления в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период, уменьшить на размер платы, исчисленной суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. Срок рассмотрении предостережения - ДД.ММ.ГГГГ. На правоотношения между Истцом и Ответчиками распространяет свое действие законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей, согласно преамбуле Закона РФ № «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей).
Истец является потребителем коммунальной услуги - теплоснабжения. При этом исполнителем коммунальной услуги является ООО «УК «ЭКВО», вне зависимости от того, что оплата производится напрямую ООО «ПСК». ООО «ПСК» поставляет теплоноситель, является ресурсоснабжающей организацией. Температура теплоносителя на входе в многоквартирный дом – это зона ответственности ООО «ПСК». Температура в жилом помещении у истца – это зона ответственности ООО «УК «ЭКВО». ООО «УК «ЭКВО» допустило оказание Истцу услуги отопления ненадлежащего качества в отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ году, что установлено ИГЖН ПК. ООО «ПСК» не произвело перерасчет платы за услугу отопления с ДД.ММ.ГГГГ года (зимне-весенний сезон), кроме того, температура теплоносителя на входе в дом ниже нормативных значений. В настоящее время в с ДД.ММ.ГГГГ начался осенне-зимний отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ в отношении Истца возобновлено оказание услуги теплоснабжения. Имеется реальная угроза нарушения прав Истца на качественную услугу теплоснабжения и правильное начисление оплаты. ООО «УК «ЭКВО» и ООО «ПСК» нарушают права Истца и создают реальную угрозу нарушения прав истца в будущем. Право на перерасчет (снижение) платы за отопление является следствием оказания услуги ненадлежащего качества, Истец в настоящее время, также заявляет об угрозе нарушения его прав в наступившем - осенне-зимний отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ. Истец является инвали группы - бессрочно. Истец неоднократно пытался решить возникшую проблему с оказанием услуги ненадлежащего качества, а именно: ДД.ММ.ГГГГ обращался с заявлением в «Энергосбыт Т Плюс» заявка № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций; ДД.ММ.ГГГГ – в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройствапо вопросу обеспечения нормативной температуры в жилом помещении и определении размера платы за коммунальную услугу отопления; ДД.ММ.ГГГГ –в ИГЖН ПК; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – к губернатору ФИО5; ДД.ММ.ГГГГ – в ИГЖН ПК; ДД.ММ.ГГГГ – в ИГЖН ПК.
Истец вправе требовать от ответчика выплаты компенсации причиненного морального вреда на основании ст. 15 Закона о защите прав потребителей. Нарушение Ответчиками прав Истца на услугу теплоснабжения надлежащего качества и на правильное начисление платы за эту услугу причинило Истцу моральный вред, который Истец оценивает в размере 50000 рублей. На основании изложенного истец просит возложить на ООО «УК «ЭКВО» обязанность обеспечить оказание ФИО4 услуги теплоснабжения надлежащего качества - нормативную температуру воздуха в жилых помещениях в проспекта Декабристов края; возложить на ООО «ПСК» обязанность осуществлять подачу в многоквартирный жилой края теплоносителя с температурой нормативного значения; возложить на ООО «ПСК» обязанность произвести перерасчет –снижение размера платы за отопление по жилому помещению № за предоставленную услугу теплоснабжения ненадлежащего качества за период с ДД.ММ.ГГГГ года, а также взыскать с ООО «УК «ЭКВО» и ООО «ПСК» в пользу ФИО4 компенсацию причиненного морального вреда в размере по 50000 рублей с каждого ответчика.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией ООО «Пермская сетевая компания» судом произведена ответчика ООО «ПСК» на ПАО «Т Плюс»
Определением суда в связи с отказом истца от части исковых требований к ПАО «Т Плюс» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление производство по делу в данной части иска прекращено.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В заявлении, адресованном суду, просит рассмотреть дело в отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объеме. Просит взыскать компенсацию морального вреда с каждого ответчика по 50 000 руб.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивает в полном объеме, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживает.
Представитель ответчика ООО УК «ЭКВО» ФИО3 в судебном заседании с иском не согласна. Поддерживает доводы возражений, из которых следует, что поставщиком и исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению является непосредственно ПАО «Т-Плюс», договоры на поставку коммунальной услуги у собственников данного многоквартирного дома заключены непосредственно с ПАО «Т-Плюс», которое в свою очередь обязано обеспечивать собственников коммунальными услугами надлежащего качества. Многоквартирный дом оборудован коллективными общедомовыми приборами учета тепловой энергии и приборами учета горячего водоснабжения, согласно показаниям прибора учета ДД.ММ.ГГГГ на вводе в дом температура теплоносителя составляла 45,6 гр. Цельсия при наружной температуре -2 гр. Цельсия, что не соответствует нормативу + 55 гр. Цельсия, данный фактор влияет на температуру воздуха в жилых помещениях . Каких-либо иных возможных факторов несоответствия температуры воздуха в , в которых могло было быть виноватым ООО УК «ЭКВО», не выявлено. При поставке теплоносителя со стороны ПАО «Т-Плюс» надлежащего качества и соответствующего нормативам, в данном многоквартирном доме, и в частности в , температура воздуха в жилых помещениях также соответствует нормативам. Вина ООО УК «ЭКВО» в ненормативной температуре воздуха в помещениях многоквартирного дома по полностью отсутствует (л.д.119-120).
Представитель ответчика ПАО «Т Плюс» ФИО2 в судебном заседании с иском не согласна, поддерживает доводы письменных возражений, из которых следует, что ненадлежащее качество отопления в многоквартирном доме по адресу: связано с неисполнением управляющей компанией обязательств по содержанию общего имущества дома. Отопление многоквартирного дома по адресу: осуществляется от ЦТП-26 по . Для улучшения качества отопления ПАО «Т Плюс» произвело промывку теплообменника отопления, установленного на ЦТП-26. Температуры теплоносителя, подаваемого ПАО «Т Плюс», достаточно для обеспечения потребителей коммунальной услугой по отоплению дома по в соответствии с нормативными требованиями. От действий управляющей компании зависит правильная эксплуатация оборудования внутридомовых распределительных сетей горячего водоснабжения, отопления. При подготовке многоквартирного дома по адресу: к отопительному сезону ООО УК «ЭКВО» не выполнены требования ПТЭТЭУ, а именно не выполнена гидропневматическая промывка внутридомовой системы отопления данного дома. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО УК «ЭКВО» были выданы рекомендации: восстановить систему ГВС и отопления согласно проекту, заложенному при строительстве дома; установить рабочие (исправные) вентиля на стояках и лежанках отопления, демонтировать заглушки в нижних точках стояков отопления. ООО УК «ЭКВО» не были осуществлены все текущие, неотложные, сезонные работы и услуги по содержанию внутридомового имущества, что привело к оказанию коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества. Требования истца о проведении перерасчета в связи с некачественной услугой по отоплению ответчиком добровольно исполнены, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Считает, что оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не имеется, поскольку истцом не доказано, что действиями ПАО «Т Плюс» были нарушены права потребителя. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и негативными последствиями для потребителя. В случае взыскания судом компенсации морального вреда просит снизить ее размер до разумных размеров.
Третье лицо ИГЖНв судебное заседание своего представителя не направило. Ранее в материалы дела представили письменные пояснения, из которых следует, что по результатам проверки в отношении ООО «УК ЭКВО» нарушений не выявлено, нарушение по предоставлению коммунальной услуги по отоплению зафиксировано в зоне эксплуатационной ответственности ООО «ПСК». В отношении ООО «ПСК» Инспекцией составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ и вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ПСК» инициирована внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в части определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ года в жилом помещении № в многоквартирном . В ходе проведенной проверки должностным лицом установлен факт нарушения обязательных требований – при определении размера платы в жилом помещении № за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную ненадлежащего качества, перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ года потребителю (собственнику) помещения не произведен. Сведения о выявленных нарушениях зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении перечисленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Просило рассмотреть дело без участия представителя.
Выслушав представителей истца и ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно п.п "а" п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу п. п. "а" п. 31 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 15 Приложения № Правил предусмотрено, что обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях должно соответствовать не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).
Пункты 105 и 106 Правил основаны на приведенных законоположениях и являются основанием для реализации права потребителя на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Они определяют порядок установления факта неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем, которым в соответствии с пунктом 2 Правил признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п. 111 Правил датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил); дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе, проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил); дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Факт нарушения качества коммунальной услуги, подтвердившийся в ходе проверки, оформляется актом соответствии с п. 15, 109 Правил.
Пунктом 110 Правил предусмотрено разрешение спора, возникшего относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, согласно которому потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.
Согласно п. 110 (1) указанных выше Правил, в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
В силу п.п. 1, 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В соответствии с п.1,2 ст. 40 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - орган государственного надзора).
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей являются:
соблюдение изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов обязательных требований, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей,
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что собственником является ФИО4.
ООО УК «ЭКВО» является компанией по обслуживанию указанного многоквартирного дома, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения спора.
Поставку тепловой энергии для нужд собственников помещений данного многоквартирного дома осуществляет ООО «Пермская сетевая компания» (ДД.ММ.ГГГГ деятельность юридического лица прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ПАО «Т Плюс»).
ДД.ММ.ГГГГ потребитель ФИО4 обратился с заявлением в Управление Роспотребнадзора поо нарушении его прав ответчиком ООО «Пермская сетевая компания» и представлении от его имени интересов в суде с приложением справки об инвалидности первой группы - бессрочно и копиями квитанций об оплате услуг за тепловую энергию (л.д.15,17-18,19,20).
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзораот ДД.ММ.ГГГГ№л в отношении ООО УК «ЭКВО» проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращений от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.90).
Согласно акту проверки ИГЖН№л от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО УК «ЭКВО», в жилой комнате температура воздуха составляет 18 градусов Цельсия, температура на поверхности пола 17,4 градусов Цельсия. Замеры произведены термометром ТК-5.09 завод. №. На вводе в дом температура теплоносителя по ОДПУ составляет (Т под) – 45.6 градусов Цельсия, температура обр. – 37,4 градусов Цельсия. Температура наружного воздуха составляет -2 градусов Цельсия. Согласно температурному графику 95-70 после ЦТП (независимая схема) на отопительный сезон 2020-2021г. температура теплоносителя должна быть Т под – 53 градуса Цельсия, а Т обр. – 43 градусов Цельсия (л.д.23-25).
ДД.ММ.ГГГГ ИГЖНв отношении ООО «Пермская сетевая компания» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ. Административное правонарушение выразилось в нарушении ООО «Пермская сетевая компания» нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, а именно в многоквартирном выявлены следующие нарушения:
- в жилой комнате (наибольшей по площади) , расположенной в подъезде №, температура воздуха составляет 18 градусов Цельсия (при нормативной температуре воздуха не ниже +20 градусов Цельсия ( угловых комнатах - +22 градусов Цельсия), замер произведен термометром ТК-5.09 заводской №), погрешность прибора +/- 0,5 градусов Цельсия,
- на вводе в дом (под подъез) температура теплоносителя составляет +45,6 градусов Цельсия (согласно температурному графику 95-70 после ЦТП (независимая схема) на отопительный сезон 2020-2021г. При температуре наружного воздуха -1 градусов Цельсия температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +52 градусов Цельсия, при температуре наружного воздуха -2 градусов Цельсия температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +53 градусов Цельсия), показания сняты с общедомового прибора учета тепловой энергии ИМ 2300 (заводской номер ДА 165). (л.д.89).
ДД.ММ.ГГГГ ИГЖНв адрес ООО «Пермская сетевая компания» выдано предостережение № о неисполнении ООО «Пермская сетевая компания» обязанности, предусмотренной п.101 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в случае предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества, указано, что размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период, подлежит уменьшению на размер платы, начисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. Срок исполнения предостережения установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32).
Постановлением заместителя начальника ИГЖНот ДД.ММ.ГГГГ ООО «Пермская сетевая компания» привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ, вынесено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
На основании распоряжения заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзораот ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ООО «Пермская сетевая компания» проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов нарушений обязательных требований, изложенных в обращении от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.92).
Согласно акту проверки ИГЖН№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Пермская сетевая компания» установлено, что многоквартирный оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (3 узла учета), что подтверждается актами повторного допуска от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки документы, подтверждающие установление исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, в инспекцию не предоставлены. В жилом помещении № многоквартирного перерасчет снижения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную ненадлежащего качества, за период с ДД.ММ.ГГГГ. потребителю (собственнику) помещения не произведен (л.д.26-29).
ДД.ММ.ГГГГ ИГЖНпо результатам проверки в адрес ООО «Пермская сетевая компания» выдано предписание, согласно которому ООО «Пермская сетевая компания» при определении размера платы в жилом помещении № за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную ненадлежащего качества, перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ г. потребителю (собственнику) помещения не произведен, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-31).
Из материалов дела также следует, что согласно акту-паспорту обследования объекта теплопотребления в период прохождения отопительного сезона от ДД.ММ.ГГГГ, составленному представителем ПАО «Т Плюс» в лице специалиста тепловой инспекции ОАО «Энергосбыт Плюс» и представителем ООО УК «ЭКВО», выявлено следующее: на момент обследования системы теплопотребления объекта, расположенного по адресу: , температура наружного воздуха на момент проверки = -13 градусов Цельсия, температура на выходе с коллекторов источника на момент проверки: ЦТП № Т подающий = 69 градусов Цельсия, Т обратный = 54 градусов Цельсия, теплоснабжение осуществляется ЦТП № Декабристов 33. Указано, что материал трубопровода с металла заменен на полипропилен, подающий трубопровод диаметром 63 мм, циркуляционный трубопровод диаметром 32 мм. Заглушены вентиля на стояках отопления в нижних точках. На стояках отопления имеются вставки из металлопласта, имеются заужения. При подготовке к ОЗП не предъявлялась промывка системы отопления. Все вышеперечисленные изменения могут способствовать снижению качества услуги отопления и ГВС (л.д.100).
По результатам проведения плановой проверки установленных требований в сфере организации теплоснабжения по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ соблюдения требований Законодательства РФ Пермским филиалом ОА «Энергосбыт Плюс» ДД.ММ.ГГГГ выданы рекомендации ООО УК «ЭКВО» о необходимости выполнить следующие мероприятия:
- восстановить систему ГВС и отопление согласно проекту заложенного при строительстве дома;
- установить рабочие (исправные) вентиля на стояках и лежанках отопления, демонтировать заглушки в нижних точках стояков отопления, срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.99).
Также в материалы дела представлен акт проверки режима теплопотребления от ДД.ММ.ГГГГ на объекте: , в соответствии с которым среднесуточная температура наружного воздуха 0 градусов Цельсия, Т1 по графику регулирования – 51 градусов Цельсия, Т2 по графику регулирования -42 градусов Цельсия, ЦТП № по . Перечень нарушений теплового пункта: снижение качества ресурса, причина: реконструкция системы отопления без проектно-механической документации и согласования, тепловая изоляция в неудовлетворительном состоянии отсутствует, запорная арматура в неисправном состоянии, срок ДД.ММ.ГГГГ (л.д.146).
Согласно доводам представителя ответчика ПАО «Т Плюс», в связи с некачественной услугой по отоплению потребителю произведен перерасчет стоимости услуги за период с января по май 2021 года.
В подтверждение своих доводов ответчиком ПАО «Т Плюс» в суд представлены копии квитанций за ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 101, 102, 124, 174).
Согласно информации, поступившей из ИГЖН, от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Т Плюс» представлен платежный документ за ДД.ММ.ГГГГ года, в котором отражен перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную ненадлежащего качества в графе «перерасчет», что подтверждает устранение выявленных в ходе проведения проверки предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушений.
Согласно акту-паспорту обследования объекта теплопотребления в период прохождения отопительного сезона от ДД.ММ.ГГГГ, составленному представителем ПАО «Т Плюс» в лице специалиста тепловой инспекции ОАО «Энергосбыт Плюс» и представителем ООО УК «ЭКВО», выявлено следующее: Материал трубопроводов ГВС с металла заменен на полипропилен, имеются заужения диаметра. Проекта, согласованного на данную реконструкцию, нет. На стояках и лежанках отопления имеются вставки из металлопласта и полипропилена, имеются заужения диаметров, на стояках и лежанках отопления в нижних точках заглушены вентиля, частично отсутствуют. Также при подготовке к ОЗП ДД.ММ.ГГГГ г. не приняты работы по промывке и опрессовке внутридомовой системы отопления. Все вышеперечисленные изменения могут способствовать снижению качества услуги отопления и ГВС. Ранее выдавались рекомендации об устранении нарушений, которые на данный момент не выполнены. Выданы повторно рекомендации.
В подтверждение своих возражений ответчиком ООО УК «ЭКВО» в материалы дела представлен паспорт готовности жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период ДД.ММ.ГГГГ годов, составленный комиссией в составе директора ООО УК «ЭКВО» ФИО6, инженера ПТО Б.Ю.И.Е, представителя общественности и (или) собственников помещений в здании Н.С. (л.д.148-150), акты от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об измерении температуры в квартирах № и № по , расположенных под квартирой истца ФИО4 и над ней (л.д.182, 183).
Статьей 161 Жилищного кодекса РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3).
Частями 2, 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Замерами внутренней температуры воздуха в жилом помещении № многоквартирного , зафиксированными в актах проверки ИГЖН№л от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «УК «ЭКВО», № от ДД.ММ.ГГГГ и в отношении ООО «Пермская сетевая компания», подтверждается, что коммунальная услуга по отоплению в указанном жилом помещении не отвечает установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах требованиям в части обеспечения оптимальной температуры воздуха в жилых помещениях.
Исходя из анализа вышеприведенных положений, перед потребителями – собственниками жилых помещений в многоквартирных домах за качество коммунальных услуг несут ответственность как исполнитель, отвечающий за приобретение коммунальной услуги и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, так и исполнитель, предоставляющий коммунальные услуги, производящий или приобретающие коммунальные ресурсы.
На основании оценки имеющихся в деле доказательств суд приходит к выводу о доказанности в судебном заседании факта предоставления коммунальной услуги (отопление) ненадлежащего качества, что является основанием для возложения обязанности за указанные действия на ответчиков ООО УК «ЭКВО» и ПАО «Т Плюс», являющихся исполнителями коммунальных услуг.
Таким образом, на ПАО «Т Плюс» подлежит возложению обязанность осуществлять подачу в многоквартирный жилой дом по адресу: , теплоносителя с температурой нормативного значения, на ООО УК «ЭКВО» следует возложить обязанность обеспечить оказание ФИО4 услуги теплоснабжения надлежащего качества – нормативную температуру воздуха в жилых помещениях в квартире по адресу: .
Доводы ПАО «Т Плюс» о том, что температуры теплоносителя достаточно для обеспечения потребителей коммунальной услугой по отоплению в соответствии с нормативными требованиями, выполняются необходимые работы для улучшения качества отопления, причиной ненадлежащего качества отопления является неисполнение управляющей компанией обязательств по содержанию общего имущества многоквартирного дома, невыполнение требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, отсутствует причинно-следственная связь между действиями ПАО «Т Плюс» и негативными последствиями для потребителя, не свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для возложения на данного ответчика обязанности по осуществлению подачи в многоквартирный жилой дом по теплоносителя с температурой нормативного значения при установленных судом на основании материалов проверки ИГЖН обстоятельствах подачи теплоносителя в указанный дом с температурой ниже нормативной, по результатам которой, с учетом установления вины в нарушении нормативного уровня обеспечения жителей дома коммунальной услугой (отопление), подаче теплоносителя на отопление заниженных параметров, что привело к низкой температуре воздуха в жилом помещении дома, непринятии мер по восстановлению температуры теплоносителя для нужд отопления до параметров, соответствующих температурному графику, ООО «ПСК» привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ на нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Доводы ООО УК «ЭКВО» об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на управляющую компанию обязанности по обеспечению оказания потребителю услуги теплоснабжения надлежащего качества со ссылкой на установленный факт нарушения поставщиком коммунальной услуги по отоплению – ПАО «Т Плюс» в части подачи теплоносителя с температурой ниже нормативной, свидетельствующий об отсутствии какой-либо вины управляющей компании, а также на надлежащее состояние системы отопления многоквартирного дома, соответствие температуры нормативам в иных квартирах дома, судом во внимание не принимаются с учетом предусмотренной законом обязанности управляющей компании по обеспечению надлежащего состояния общего имущества, в состав которого входит инженерная система отопления и горячего водоснабжения дома, учитывая также установленные ПАО «Т Плюс» нарушения в сфере организации теплоснабжения многоквартирного дома, наличие которых управляющей компанией не оспаривается.
В соответствии со ст. 15 Закона "О защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно п. 45 Постановления Пленума ВС РФ № "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" от ДД.ММ.ГГГГ при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием является установленный факт нарушения прав потребителя.
Истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда с каждого из ответчиков в размере по 50 000 рублей.
Принимая во внимание установленный факт нарушения ответчиками ПАО «Т Плюс» и ООО УК «ЭКВО» прав потребителя, выразившегося в отсутствии должной организации теплоснабжения жилого дома, в результате которого истец ФИО4 испытал значительные бытовые неудобства, несвоевременность осуществления ПАО «Т Плюс» перерасчета, период непредоставления коммунальной услуги надлежащего качества, в течение которого в занимаемом им жилом помещении отсутствовали привычные условия для жизнедеятельности, учитывая характер причиненных ФИО4, являющемуся инвалидом, нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, принцип разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с каждого из ответчиков в пользу истца в счет компенсации причиненного ему морального вреда по 10 000 рублей.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчиков ООО «УК «ЭКВО» и ПАО «Т Плюс» в доход местного бюджета госпошлину в размере по 600 руб. с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить на ООО «УК «ЭКВО» обязанность обеспечить оказание ФИО4 услуги теплоснабжения надлежащего качества – нормативную температуру воздуха в жилых помещениях в квартире по адресу: .
Возложить на ПАО «Т Плюс» обязанность осуществлять подачу в многоквартирный жилой дом по адресу: , теплоносителя с температурой нормативного значения.
Взыскать с ООО «УК «ЭКВО» в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Взыскать с ПАО «Т Плюс» в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Взыскать с ООО «УК «ЭКВО» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.
Взыскать с ПАО «Т Плюс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба ввой суд через Индустриальный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.М. Костарева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.