ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-451/12 от 31.05.2012 Снежинского городского суда (Челябинская область)

дело № 2-451\2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Снежинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего Симонян И.С.,

при секретаре Востротиной Е.А.,

с участием:

заявителя Каплина А.А. и его представителя Ермакова К.А. (доверенность, л.д.27),

представителя администрации Снежинского городского округа Быкова И.Ю. (доверенность, л.д.35),

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения “ Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии “ Бастрон Е.М. (доверенность, л.д.37),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каплина ФИО9 о признании незаконным отказа органа местного самоуправления за № от ДД.ММ.ГГГГ по изменению вида разрешенного использования земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Каплин А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит:

-признать незаконным отказ администрации Снежинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ по изменению вида разрешенного использования земельного участка, площадью кв.м., из земель населенных пунктов с кадастровым номером № , расположенного в <адрес> - для многоквартирной застройки на иной вид разрешенного использования- – отдельно стоящий блокированный двухсемейный жилой дом с приусадебным участком.

-обязать администрацию Снежинского городского округа принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида разрешенного использования – для многоквартирной застройки на вид разрешенного использования – отдельно стоящий блокированный двухсемейный жилой дом с приусадебным участком и внести данные изменения в государственный кадастр недвижимости (л.д.3-6).

В обоснование заявленных требований Каплин А.А. указывает, что являясь собственником 5-ти комнатной квартиры в отдельно стоящем двухсемейном жилом доме с приусадебным участком, и имея на праве аренды сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером расположенный в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, обратился к Главе администрации Снежинского городского округа с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Письмом Главы администрации за № Д- от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка, со ссылкой на классификатор, утвержденный приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №П\0425, который представляет собой реестр видов разрешенного использования с их описанием, не привязанных к конкретным территориальным зонам. Как следует из содержания ответа, объект недвижимости- 5-ти комнатная квартира, расположенная в границах земельного участка, по термину является частью двухквартирного (многоквартирного) жилого дома, соответственно, вид использования земельного участка (для многоквартирной застройки ) избран из видов, указанных в разделе 142.2 классификатора и применяемых для объектов жилой застройки.

Усматривая нарушение своих прав вышеизложенным отказом, основываясь на положениях п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ, Каплин А.А. просит заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании Каплин А.А. и его представитель Ермаков К.А., выступающий на основании доверенности (л.д.27), на удовлетворении требований настаивали.

Представитель администрации Снежинского городского округа-начальник отдела по землеустройству управления градостроительства администрации <адрес> Быков И.Ю., выступающий на основании доверенности (л.д.35), в судебном заседании против заявленных ФИО8 требований возражал, указав, что отказ администрации Снежинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ по изменению вида разрешенного использования земельного участка является законным и обоснованным. Со слов представителя, испрашиваемый заявителем вид использования участка – для отдельно стоящего блокированного двухсемейного жилого дома с приусадебными участками является синонимом (детализацией) установленного вида использования – для многоквартирной застройки. Терминология видов использования земель, применяемая в классификаторе и в правилах землепользования и застройки, отличается. Представитель полагает, что необходимость соответствия одного документа другому не устанавливается требованиям действующего земельного и градостроительного законодательства, в связи с чем, они могут применяться отдельно друг от друга. Полагая целесообразным оставить вид разрешенного использования - для многоквартирной застройки, представитель просит отказать в удовлетворении заявления.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения “ Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии “ Бастрон Е.М., выступающая на основании доверенности (л.д.37), в судебном заседании с требованиями Каплина А.А. согласилась, пояснив, что введенные в действие ДД.ММ.ГГГГ Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные Собранием депутатов <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за с указанием территориальных зон и зон с особыми условиями использования территории от органа местного самоуправления <адрес> в кадастровую палату не поступали, фактически Правила землепользования и застройки <адрес> при выборе разрешенного вида использования земельного участка не действуют.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу части 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Каплин А.А. является собственником 5-ти комнатной квартиры( двухквартирный жилой дом ), расположенный в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

Указанное жилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером № , на который между муниципальным образованием <адрес> в лице Комитета по управлению имуществом и Каплиным А.А. заключен договор аренды сроком на 49 лет (л.д.10).Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № изменен вид разрешенного использования земельного участка- с эксплуатации, обслуживания жилого дома на другой вид – для многоквартирной застройки.

Пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ признает землями населенных пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов

Согласно кадастровой выписке о земельном участке № по <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), категория земель– земли населенных пунктов, разрешенное использование - для многоквартирной застройки.

ДД.ММ.ГГГГ Каплин А.А. обратился к Главе администрации <адрес> с заявлением (л.д.16), в котором просил изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> - с вида разрешенного использования – для многоквартирной застройки на вид разрешенного использования – отдельно стоящий блокированный двухсемейный жилой дом с приусадебным участком, предусмотренный Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными Собранием депутатов <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за №

Признавая жилой дом Каплина А.А. многоквартирным и руководствуясь разделом 142.2 классификатора, органы местного самоуправления посчитали нецелесообразным вносить изменения в характеристики земельного участка, указав при этом, что вид использования - отдельно стоящий блокированный двухсемейный жилой дом с приусадебным участком является синонимом установленного вида использования- для многоквартирной застройки. Письмом Главы администрации Снежинского городского округа за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18) Каплину А.А. отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка, со ссылкой на классификатор, утвержденный приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, который представляет собой реестр видов разрешенного использования с их описанием, не привязанных к конкретным территориальным зонам.

Рассматривая законность и обоснованность отказа администрации <адрес> в изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № , суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. Из содержания пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" также следует, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относятся к вопросам местного ведения городского округа.

В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

Решением собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № 118 утверждены Правила землепользования и застройки <адрес> ( л.д.52, 94 -120 ). Главе администрации рекомендовано привести правовые акты, регулирующие отношения по предоставлению земельных участков для целей строительства и реконструкции объектов капитального строительства в соответствие с настоящим решением до ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.52).

В соответствии со статьей 50 Правил землепользования и застройки ( л.д.115) определен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории <адрес>, где под обозначением Ж-1 значатся жилые дома усадебного типа.

Из выписки градостроительных регламентов зоны Ж-1 Правил землепользования и застройки <адрес> (л.д.84) следует, что земельный участок, предоставленный Каплину А.А. на основании договора аренды, расположен исключительно в жилой зоне Ж-1, то есть в зоне жилых домов усадебного типа.

Согласно ст. 50-1 Правил землепользования и застройки <адрес> ( л.д.117) основными видами разрешенного использования в жилой зоне Ж-1 являются :

1) индивидуальные жилые дома с приусадебными участками;

2)отдельно стоящие блокированные двухсемейные жилые дома с приусадебными участками;

3)блокированные индивидуальные жилые дома с приквартирными земельными участками.

В судебном заседании участниками процесса не оспаривалось, что по своим техническим характеристикам строение Каплина А.А. на земельном участке представляет собой отдельно стоящий блокированный двухсемейный жилой дом с приусадебным участком, что дополнительно подтверждается :

-планом расположения земельного участка на кадастровой карте ( л.д.85)

-техническим паспортом на жилой дом ( л.д.45-51)

Анализ вышеизложенных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что заявитель, имея земельный участок в зоне Ж-1, вправе выбирать вид использования земельного участка среди трех разрешенных вариантов, утвержденных Правилами землепользования и застройки <адрес>, в частности и такой вид - отдельно стоящий блокированный двухсемейный жилой дом с приусадебными участками. В этой связи отказ администрации заявителю в изменении вида разрешенного использования земельного участка суд признает незаконным и необоснованным.

Доводы представителя администрации Быкова И.Ю.о том, что при рассмотрении заявления Каплина А.А. администрация руководствовалась Классификатором, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, который представляет собой реестр видов разрешенного использования с их описанием, не привязанных к конкретным территориальным зонам с указанием вида разрешенного использования - для многоквартирной застройки (раздел 142.2 классификатора), несостоятельны, исходя из следующего.

В соответствии с частями 3,5 статьи 37, статьей 36 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Согласно ч. 6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте. Таким образом, для каждого земельного участка разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительному регламенту. Правила землепользования и застройки <адрес> утвердили градостроительные регламенты, в том числе и жилых зон (ст. 50-1 Правил), где четко изложены три вида разрешенного использования, чем и должна была руководствоваться администрация при рассмотрении предъявленного Каплиным А.А. заявления.

Действительно, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений Администрация обосновала свой отказ со ссылкой на Классификатор, утвержденный приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ( л.д.88). Между тем, как следует из письма Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № <адрес> ( л.д.92) общероссийский классификатор видов разрешенного использования земельных участков не утвержден. При этом на момент предъявления Каплиным А.А. заявления существовали и продолжают функционировать утвержденные в установленном законом порядке Правила землепользования и застройки <адрес> с градостроительными регламентами и установленными видами разрешенного использования земельных участков, согласно которым администрация обязана была рассмотреть заявление Каплина А.А.

При разрешении возникшего спора судом обращено внимание и на то обстоятельство, что изменение назначения земли в данном случае не происходит. Изменяя вид разрешенного использования на отдельно стоящий блокированный двухсемейный жилой дом с приусадебным участком, земля не изменяет своей категории – земли населенных пунктов. При наличии утвержденных Правил землепользования и застройки любой вид разрешенного использования, из предусмотренных зонированием территорий видов, правообладателем может выбираться самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур.(часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Ссылка в ответе и отзыве администрации на нецелесообразность изменения вида разрешенного использования несостоятельна, так как право выбора принадлежит заявителю. Суд усматривает нарушение прав Каплина А.А. в том, что он не может воспользоваться предоставленным федеральным законодательством правом выбора вида разрешенного использования земельного участка. Смена вида разрешенного использования земельного участка является охраняемым законом интересом заявителя, подлежит защите, личный характер данного интереса не может являться основанием для отказа со стороны администрации. Кроме того, вид разрешенного использования – для многоквартирной застройки имеет кадастровую стоимость <данные изъяты>. за 1 кв. м, для индивидуальной жилой застройки, к каковой согласно Правилам землепользования и застройки <адрес> ( л.д. 117) отнесен жилой дом ФИО2 -<данные изъяты> руб., что соответственно влияет на размер арендной платы на земельный участок (постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГп-л.д.87 ).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с изменениями и дополнениями), в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. Согласно Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утв. приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. N 42, в состав кадастровых сведений входят виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны. Решение об удовлетворении заявленного требования Каплина А.А. об изменении вида разрешенного использования послужит основанием при соблюдении заявительного порядка для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.

Руководствуясь ст.ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования Каплина ФИО10 о признании незаконным отказа администрации Снежинского городского округа за № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Снежинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Каплину ФИО11 по изменению вида разрешенного использования земельного участка, площадью кв.м., из земель населенных пунктов с кадастровым номером № , расположенного в <адрес>, - для многоквартирной застройки на вид разрешенного использования – отдельно стоящий блокированный двухсемейный жилой дом с приусадебным участком

Обязать администрацию Снежинского городского округа изменить вид разрешенного использования земельного участка - с вида разрешенного использования – для многоквартирной застройки на вид разрешенного использования – отдельно стоящий блокированный двухсемейный жилой дом с приусадебным участком.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца через Снежинский городской суд.

Председательствующий И.С. Симонян