ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-451/19 от 28.03.2019 Кольского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-451/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2019 года город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Маренковой А.В.,

при секретаре Губиной Д.В.,

с участием представителя истца Льянова У.С.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области в интересах Российской Федерации к Муниципальному унитарному предприятию «Кильдинстрой» об устранении нарушений законодательства об охране вод,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации Муниципальному унитарному предприятию «Кильдинстрой» (далее – МУП «Кильдинстрой», предприятие) об устранении нарушений законодательства об охране вод. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кольского района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности ответчика, в ходе которой установлено, что МУП «Кильдинстрой» осуществляет свою деятельность в нарушение законодательства об охране вод. Так, МУП «Кильдинстрой» осуществляет деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд. Уставная деятельность предприятия осуществляется, в том числе, с использованием водонасосной станции, общей площадью 18,2 кв.м, с кадастровым номером , расположенной в границах железнодорожной станции Магнетиты и принадлежащей предприятию на праве хозяйственного ведения. Для организации надлежащего водоснабжения населения н.п. Магнетиты, МУП «Кильдинстрой» использует водный объект – река Кола в нарушение статей 9, 11 Водного кодекса Российской Федерации без разрешительных документов (договора водопользования), на основании которых возникает право пользования водным объектом. В целях защиты основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также защиты правовых основ государственной политики для обеспечения балансов интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, просил суд обязать МУП «Кильдинстрой» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право пользования водным объектом – река Кола на основании договора водопользования для водоснабжения населения н.п. Магнетиты.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кольского района Мурманской области Льянов У.С. поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласилась, указала, что МУП «Кильдинстрой» в целях подготовки и заключения договора водопользования <дата> обратилось в Управление Роспотребнадзора по Мурманской области с просьбой выдать санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта – река Кола для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и прочих потребителей н.п. Магнетиты.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации, водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

Согласно пункту 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) – это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

В соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, которая на основании статьи 26 настоящего Кодекса передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование. Субъекты Российской Федерации своими нормативными актами определяют орган государственной власти для исполнения переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Постановлением Правительства Мурманской области от 18.04.2013 №196-ПП уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений определено Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, в полномочия которого входит, в том числе, ведение учета водопользователей Мурманской области и оформление права пользования водными объектами.

На основании пункта статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе, забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса.

В соответствии с указанными нормами закона при использовании поверхностных водных объектов с целью забора (изъятия) водных ресурсов, обязательным является наличие договора водопользования.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании пункта 2.1 Устава МУП «Кильдинстрой», утвержденного постановлением администрации г.п. Кильдинстрой Кольского района Мурманской области от 09.10.2013 №105, предприятие создано, в том числе, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата> одним из видов деятельности МУП «Кильдинстрой» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.

Указанная деятельность предприятия осуществляется, в том числе, с использованием здания водонасосной станции<данные изъяты> и принадлежащей предприятию на праве хозяйственного ведения в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Кильдинстрой» от <дата> с приложением .

Для организации надлежащего водоснабжения населения н.п. Магнетиты, МУП «Кильдинстрой» использует водный объект – река Кола.

<дата> в прокуратуру Кольского района Мурманской области поступило обращение начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Мурманской области о безлицензионном водопользовании в деятельности МУП «Кильдинстрой».

По данному обращению на основании решения заместителя прокурора Кольского района Мурманской области от <дата> в период времени с <дата> по <дата> проведена проверка исполнения МУП «Кильдинстрой» требований Водного кодекса Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки установлено, что МУП «Кильдинстрой» использует водный объект – река Кола в нарушение статей 9, 11 Водного кодекса Российской Федерации без разрешительных документов (договора водопользования), на основании которых возникает право пользования водным объектом. Данный факт подтверждается имеющимся в материалах дела объяснением директора МУП «Кильдинстрой» Б.Н.В. от <дата> и не оспаривался в судебном заседании представителем истца.

Согласно имеющейся в материалах дела информации МУП «Кильдинстрой» от <дата>, адресованной прокурору Кольского района Мурманской области, МУП «Кильдинстрой» не оформлен договор водопользования на водный объект по следующим причинам. МУП «Кильдинстрой» обращалось в Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области с заявлением о предоставлении права пользования водным объектов, вместе с тем, на заявление получен отказ в связи с необходимостью получения в Управлении Роспотребнадзора по Мурманской области санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. По требованию органов Росрыболовства МУП «Кильдинстрой» проведена работа по установке на водонасосной станции рыбозащитного устройства, что является необходимым условием для получения положительного экспертного заключения, планируется разработка проекта, необходимого для экспертизы.

<дата> МУП «Кильдинстрой» обратилось в Управление Роспотребнадзора по Мурманской области с просьбой выдать санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта – река Кола для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и прочих потребителей н.п. Магнетиты, предоставив необходимые документы.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспорены.

Поскольку в нарушение законодательства об охране вод договор водопользования, на основании которого у МУП «Кильдинстрой» возникает право пользования водным объектом – река Кола в целях организации надлежащего водоснабжения населения н.п. Магнетиты, ответчиком с Министерством природных ресурсов и экологии не заключен, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими удовлетворению.

Определяя в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для исполнения требований прокурора, суд находит разумным и достаточным для организации устранения выявленных нарушений срок – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которых ответчику необходимо оформить право пользования водным объектом – река Кола на основании договора водопользования в целях водоснабжения населения н.п. Магнетиты. Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности в указанный срок устранить выявленные нарушения законодательства, ответчиком суду не представлено.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Кольского района Мурманской области в интересах Российской Федерации к Муниципальному унитарному предприятию «Кильдинстрой» об устранении нарушений законодательства об охране вод - удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Кильдинстрой» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право пользования водным объектом – река Кола на основании договора водопользования в целях водоснабжения населения н.п. Магнетиты Кольского района Мурманской области.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Кильдинстрой» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Кольский район Мурманской области в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись А.В. Маренкова

<данные изъяты>