Гражданское дело № 2-451/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Петровское 05 сентября 2016 года
Петровский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Кононыхиной Л.В.,
при секретаре Чепракове Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области к ФИО1 о взыскании необоснованно полученных субсидий и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
На основании постановлений Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 года №1431 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», администрации Тамбовской области от 24.02.2015г. №175 «Об утверждении Порядка предоставления заявок сельскохозяйственным товаропроизводителям на включение их в реестр получателей государственной поддержки в 2015 году и правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы» (далее -Правила), ФИО1 обратился в Управление сельского хозяйства области (далее- Управление) для включения его в реестр получателей государственной поддержки в 2015 году (далее - Реестр). В соответствии с Правилами (Приложение №4) 02.03.2015 года ФИО1 предоставил заявление, справки-расчеты и справку о планируемых посевных площадях в 2015 году и урожайности зерновых и зернобобовых культур в 2014 году для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. На основании представленных документов ФИО1 была выплачена субсидия в размере <данные изъяты> рубля, из них <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета и <данные изъяты> рубля за счет средств бюджета области, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№ и №. В соответствии с пунктом 6 Правил ответчик предоставил справку о планируемых посевных площадях в 2015 году, согласно которой посевная площадь должна составлять 160 гектаров.
Однако, при повторной проверке ответчика было установлено, что
основным видом его экономической деятельности по Общероссийскому
классификатору видов экономической деятельности, утвержденный
Приказом Госстандарта от 31.01.2014 №14-ст (в редакции от 17.02.2016)
(далее - ОКВЭД) является разведение крупного рогатого скота (01.21).
Поэтому деятельность ответчика не соответствовала требованиям статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее -Федеральный закон №264-ФЗ), поскольку он не был сельскохозяйственным товаропроизводителем в области растениеводства, что является основным условием для получения субсидий, перечисляемых из федерального бюджета и бюджета области на оказание несвязанной поддержки. В соответствии с пунктом 13 Правил ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в документах, несут получатели субсидий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства 03.03.2016 года на основании единогласного решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Истцом в адрес ответчика было направлено требование о возврате полученной субсидии в полном объеме в связи с несоответствиями требованиям статьи 3 Федерального закона №264-ФЗ, однако денежные средства не возвращены не были.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
В связи с чем Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд с иском о взыскании с ФИО1 необоснованно полученной субсидии в размере <данные изъяты> рубля, из них <данные изъяты> рублей для перечисления в доход федерального бюджета и 1833 рубля для перечисления в доход Тамбовской области, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> рублей, из них <данные изъяты> копейка для перечисления в доход федерального бюджета и <данные изъяты> для перечисления в доход Тамбовской области.
Истец - представитель Управления сельского хозяйства Тамбовской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, на заседание не явился. В материалах дела имеется ходатайство представителя управления по доверенности ФИО2, о рассмотрении гражданского дела по их иску к ФИО1 о взыскании денежных средств в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Ответчик - ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется заявление ФИО1 о признании исковых требований Управления сельского хозяйства Тамбовской области, в котором также указано, что иск признается им добровольно, последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, а именно при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ему разъяснены и понятны.
Учитывая мнения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
На основании ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав являются:
признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным решения собрания; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсации морального вреда; прекращение или изменения правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ответчик ФИО1 на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 года №1431 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», администрации Тамбовской области от 24.02.2015г. №175 «Об утверждении Порядка предоставления заявок сельскохозяйственным товаропроизводителям на включение их в реестр получателей государственной поддержки в 2015 году и правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы» (далее -Правила) обратился в Управление сельского хозяйства области (далее- Управление) для включения его в реестр получателей государственной поддержки в 2015 году (далее - Реестр).
В соответствии с Правилами (Приложение №4) 02.03.2015 года ФИО1 предоставил заявление, справки-расчеты и справку о планируемых посевных площадях в 2015 году и урожайности зерновых и зернобобовых культур в 2014 году для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
На основании представленных документов ответчику выплачена субсидия в размере <данные изъяты> рубля, из них <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета и <данные изъяты> (одна тысяча восемьсот тридцать три) рубль за счет средств бюджета области, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№ и №.
В соответствии с пунктом 6 Правил ФИО1 предоставил справку о планируемых посевных площадях в 2015 году согласно которой, посевная
площадь должна составлять 160 гектаров.
Однако, при повторной проверке ответчика было установлено, что
основным видом экономической деятельности по Общероссийскому
классификатору видов экономической деятельности, утвержденный
Приказом Госстандарта от 31.01.2014 №14-ст (в редакции от 17.02.2016)
(далее - ОКВЭД) является разведение крупного рогатого скота (01.21).
Дополнительные коды по ОКВЭД: розничная торговля мясом, мясом птицы,
продуктами и консервами из мяса и мяса птицы (52.22); розничная торговля
косметическими и парфюмерными товарами (52.33); оптовая торговля
зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных (51.21);
розничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями
(52.24); розничная торговля в неспециализированных магазинах
преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачными
изделиями (52.11); прочая розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах (52.27); оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы (51.32); прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах (52.12).
В связи с чем деятельность ФИО1 не соответствовала требованиям статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее -Федеральный закон №264-ФЗ), поскольку он не был сельскохозяйственным товаропроизводителем в области растениеводства, что является основным условием для получения субсидий, перечисляемых из федерального бюджета и бюджета области на оказание несвязанной поддержки.
В соответствии с пунктом 13 Правил ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в документах, несут получатели субсидий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При выявлении нарушений условий, установленных для предоставления субсидий, Управление направляет получателю требование о возврате субсидий в федеральный бюджет и бюджет Тамбовской области. Субсидии подлежат возврату получателем в течение 30 календарных дней со дня получения требования. При невозврате субсидий в указанный срок Управление принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в федеральный бюджет и бюджет Тамбовской в порядке, установленном действующим законодательством.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства 03.03.2016 года на основании единогласного решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, на основании статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации был нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств. Согласно пункту 5 статьи 78 БК РФ при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Судом установлено, что в адрес ответчика истцом было направлено требование от 16.09.2015 года №01-14/3649 о возврате полученной субсидии в полном объеме в связи с несоответствиями требованиям статьи 3 Федерального закона №264-ФЗ, однако денежные средства возвращены не были.
В соответствии с п.1 ст.395 ГК РФ (в редакции ФЗ № 42-ФЗ от 08.03.2015г.) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Общая длительность расчета периода, указанного истцом в иске: с 24.11.2015 года по 01.07.2016 года - 220 дней (дата отправки 16.09.2015г., предполагаемая дата поступления требования в почтовое отделение по месту жительства Ответчика -<данные изъяты>. Срок получения требования до <данные изъяты>. Срок оплаты - 30 календарных дней со дня получения требования, до 23.11.2015г.). Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет <данные изъяты>, из них средства федерального бюджета - <данные изъяты>. и средства бюджета области - <данные изъяты>.
Расчет, представленный истцом в исковом заявлении, судом проверен и является верным. ФИО1 представленный расчет не оспорен.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п.1 ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников.
Ответчик ФИО1 письменном заявлении указал, что иск Управления сельского хозяйства Тамбовской области признает в полном объеме, при этом последствия принятия признания иска, предусмотренные ч.3 ст. 173 ГПК РФ, а именно, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ему понятны. Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления сельского хозяйства Тамбовской области законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Доказательств, подтверждающих наличие у ответчиков льгот по оплате государственной пошлины, предусмотренных НК РФ, в материалах дела не имеется.
С учетом удовлетворения требований истца имущественного характера с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1539 руб. 45 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления сельского хозяйства Тамбовской области к ФИО1 о взыскании необоснованно полученных субсидий и процентов за пользование чужими денежными средствами - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: 393077, <адрес>, в пользу Управления сельского хозяйства Тамбовской области, ИНН <***>, КПП 682901001, расположенного по адресу: 392017, <...>, <данные изъяты><данные изъяты> рубля, из них <данные изъяты> для перечисления в доход федерального бюджета и <данные изъяты> рубля для перечисления в доход бюджета Тамбовской области, а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, из них <данные изъяты> для перечисления в доход федерального бюджета и <данные изъяты> для перечисления в доход бюджета Тамбовской области.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты>
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ. Апелляционные жалобы могут быть поданы через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Кононыхина
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 07.09.2016г.
Судья Л.В. Кононыхина