ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-451/2016 от 09.06.2016 Заводоуковского районного суда (Тюменская область)

№ 2-451/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Заводоуковск 09 июня 2016 года

Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:

судьи Рушкиной О.В.,

при секретаре Семёновой Н.С.,

с участием истца Б., представителя ответчика П., третьего лица Б.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б к Администрации ... Тюменской области о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, восстановлении в очереди, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

Б (далее – истец) обратилась в суд с иском к Администрации ... Тюменской области (далее – Администрация ..., ответчик) о предоставлении жилого помещения вне очереди. Требования мотивированы тем, что она является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: ... Заключением Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации ... от 22.01.2016 года № ... жилой дом по адресу: ... признан непригодным для проживания. Кроме того, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ... года. Поскольку ее жилой дом признан непригодным для проживания, и она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, то полагает, что имеет право на получение вне очереди жилое помещение. На основании ст. 40 Конституции РФ, ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 2 ст. 57, 89 Жилищного кодекса РФ, просит суд:

Обязать администрацию ... Тюменской области предоставить Б благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, применительно к условиям города ... и находящееся в границах города ... равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным нормам и требованиям.

В последующем, 19.05.2016 г. истец Б представила заявление об увеличении исковых требований (л.д. 133), с 28.01.1994 г. она состояла на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В 2015 г. она проходила перерегистрацию у ответчика. Постановлением от 20.04.2016 г. № 540, ответчик снял ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако с данным постановлением она не согласна, по следующим основаниям. Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». В силу указанной нормы, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также утраты ими оснований, которые до введения в действия ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. По смыслу указанных выше положений закона, она поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. Считает, что таких оснований в ее случае, нет. При выдаче карточки очередника 25.01.2013 г. ее состав семьи состоял 3 человека, на сегодняшний день он не изменился. Ее муж Б.А. имеет в собственности жилой дом по ..., который он приобрел ... г., общей площадью ... кв.м., реконструкцию жилого дома Б.А. производил в ... г., до заключения их брака в ...., поэтому никакого отношения к дому Б.А. она не имеет. Ее жилищные условия на сегодняшний день не изменились, не улучшились, поэтому оснований снятия с учета не было. На основании изложенного, истец дополнительно просит суд:

Признать незаконным постановление администрации ... от 20.04.2016 г. № ... в части снятия Б с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; обязать Администрацию ... восстановить Б в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с момента фактического обращения с соответствующим заявлением, то есть с 28.01.1994 г.

В судебном заседании 19.05.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечен муж истца – Б.А. (л.д. 152).

В судебном заседании истец Б исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об увеличении исковых требований, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что состав семьи у нее не изменился, также 3 человека, она, муж и дочь Ф. Брак у нее с мужем был зарегистрирован ... г., а дом по ... муж приобрел еще до брака с ней. В доме по ул. ..., живет ее дочь ..., она тоже стоит на очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В доме проживать невозможно, он ветхий, другого жилья у неё в собственности нет. Дом в котором она живет с мужем по ул. ... принадлежит супругу, у которого есть сын от первого брака.

Представитель ответчика Администрации ... Тюменской области по доверенности П в судебном заседании пояснила, что проводилась ревизия учетных дел, поскольку учетное дело Б было заведено в ... г., всех автоматически поставили на учет. Из Росреестра пришел ответ на запрос, что Б имеет дом по ул. ..., потом пришел ответ на запрос, что она состоит в браке и живет по ул. ..., который оформлен в собственность её супругом Б в период их брака, а значит она имеет ... долю в доме, поэтому постановлением от 20.04.2016 г. № ..., Б была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании п. 1 ст. 32 ЖК РФ. Ф и семья М, остались состоять на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, так как по ним пришли отрицательные ответы о наличии жилья в собственности. Запросы были сделаны на межрегиональном уровне, и не доверять им не было оснований. Свободных жилых помещений у них нет, и поскольку произошла утрата оснований Б ее сняли с учета, считает постановление администрации ... ТО от 20.04.2016 г. № ... законным и обоснованным. По поводу предоставления жилья Б решение оставила на усмотрение суда.

Третье лицо Б.А. в судебном заседании поддержал требования истца и пояснил, что в ... г. он пришел из Армии, жил сначала с родителями, потом у соседей купил дом по ул. ..., женился, пошли дети, сделал пристрой к дому ... кв.м. Потом первая жена умерла, в ... г. женился на Б, при второй жене, он в доме ничего не пристраивал. Пристрой к дому делал с первой женой. Домовую книгу на дом он менял, так как там была техническая ошибка, не правильно была указана площадь, поэтому возможно и зарегистрировал право собственности. Б была прописана в данном доме, но потом выписалась.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Правительства Тюменской области и третьи лица Ф, М.Р., М.В., М.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д. 153, 158, 160, 170), представитель Правительства ТО по доверенности С представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 161, 162), третьи лица М.Р. и М.В. просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 170), остальные участники процесс о причинах неявки не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

С согласия участников процесса и на основании ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон, третьего лица, изучив материалы дела, суд находит требования Б подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что истец Б, ... года рождения, является собственником жилого дома общей площадью ... кв.м. и земельного участка площадью ... кв.м., расположенных по адресу: ... (л.д. 8,9).

Заключением Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации ...... от 22.01.2016 года, жилой дом по адресу: ... признан непригодным для проживания (л.д. 6).

Согласно выписке из домовой книги на жилое помещение, по адресу: ... по состоянию на 22.03.2016 г. зарегистрированы: ... (л.д. 12).

11.02.2016 г. Б обратилась с письменным заявлением к Главе ... о предоставлении ей однокомнатной благоустроенной квартиры, в связи с тем, что ее жилое помещение признано ветхим и не пригодным для проживания (л.д. 10).

Из ответа администрации ... от 09.03.20156 г. № ... на обращение Б по вопросу предоставления жилого помещения следует, что она с ... г. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 22.01.2016 г. № ... жилое помещение, расположенное по адресу: ... признано непригодным для проживания. В соответствии с действующим жилищным законодательством РФ гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. В настоящее время у Администрации ... отсутствуют свободные жилые помещения. При наличии свободного муниципального жилья Б будет предоставлено жилое помещение (л.д. 11).

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Кроме того, из пояснений сторон, копии учетного дела (л.д. 26-91), судом установлено, что Б., проживающая по адресу: ..., не работающая, инвалид ..., ... г. обратилась к председателю исполкома ... городского Совета народных депутатов с письменным заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет для получения жилой площади. В соответствии с протоколом №... заседания жилищно-бытовой комиссии администрации от ... г., утвержденного постановлением администрации ... и района от 14.02.1994 г. № ..., Б в составе семьи 9 человек, была поставлена на учет по улучшению жилищных условий (список № 1 – льготный). Брак между Б (Ф) и Б.А. зарегистрирован ... г. (л.д. 43). Согласно копии договора купли-продажи домовладения от ... г. Б.А. купил жилой дом, площадью ... кв.м. по адресу: ... (ранее дом № ...) (л.д. 44, 149), по состоянию на 24.09.1979год и на 20.02.1987 года общая площадь жилого дома составляет ... кв.м. (л.д. 135-143). В соответствии с государственным актом на землю, Б.А. на основании решения ... Совета народных депутатов от 11.06.1993 г. № ... был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок площадью ... га., для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: ... (л.д. 45-16, 144). Право личной собственности Б.А. на жилой дом, расположенный по адресу: ... (ранее дом № ...) подтверждается справкой о принадлежности ... городского отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 16.05.2016 г., согласно которой вышеуказанный жилой дом по состоянию на 28.01.1999г. площадью ... кв.м. зарегистрирован по праву личной собственности за Б.А. (л.д. 148) и выпиской из ЕГРПН от 18.03.2016 г., согласно которой в ЕГРПН внесена запись о государственной регистрации права 13.04.2015 года (л.д. 81).

На дату подачи Б... г. заявления о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий действовали нормы Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которыми граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР (статья 28 ЖК РСФСР). Статьей 29 ЖК РСФСР установлены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые на момент постановки на учет истца, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, имелись.

С 01.03.2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г. установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно п. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Именно на основании п. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», Б решением жилищно-бытовой комиссии при администрации ... от 15.04.2016 г. № ..., утвержденным постановлением Администрации ... от 20.04.2016 г. № ..., была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 117, 118-122), поскольку по утверждению ответчика она имеет в совместной собственности с супругом жилой дом и земельный участок по адресу: ...

Однако суд не может согласиться с доводами ответчика, поскольку жилой дом по ... принадлежит супругу ББ.А. на праве личной собственности, приобретен им в ... году до брака с Б площадь дома согласно технической документации (технический паспорт) изменилась в сторону увеличения, также до регистрации брака с Ф (Б) в ... году, то есть оснований считать, что данное жилое помещение является совместной собственностью супругов, в соответствии со ст. 34 Семейного кодекса РФ, не имеется, кроме того, земельный участок был предоставлен в собственность супруга истца не для строительства жилого дома, а для ведения личного подсобного хозяйства.

На дату признания Б нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (14.02.1994г) обстоятельства, по которым в 2016 году она снята с учета нуждающихся имели место быть, а именно: она состояла в браке с ... года с Б.А. который имеет в собственности жилой дом площадью ... кв.м. по ..., право собственности за ним было зарегистрировано ... филиалом Ялуторовского БТИ ... года, проживала с супругом по этому же адресу, но была зарегистрирована по ....

С учетом вышеизложенного, суд приходит к убеждению, что оспариваемое Б постановление от 20.04.2016 года № ... в части снятия ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является незаконным и подлежащим отмене.

Жилищный кодекс РФ гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма иди до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (ст. 55, ч. 2 ст. 56 ЖК РФ).

Согласно карточке очередника Администрации ... (л.д. 7), на 20.07.2015 г. номер Б в общей списке ..., в льготном списке № ..., в связи с чем, подлежат удовлетворению требования истца о восстановлении ее в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с момента фактического обращения, то есть с ... года.

Согласно ч.1, п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014)

При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

Заключением Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации ... от 22.01.2016 года № ... жилой дом по адресу: ... был признан непригодным для проживания.

Поскольку Б. является собственником вышеуказанного дома, положения ст. ст. 86 - 89 Жилищного кодекса РФ к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат, так как регулируют правоотношения при предоставлении жилых помещений гражданам, которые проживают в жилых помещениях на основании договора социального найма.

Поскольку законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и жилое помещение признано непригодным для проживания, у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по норме предоставления.

Согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с решением Думы ... № 257 от 28.09.2005 года (в ред. решений Думы ... от 05.09.2008 №235, от 25.12.2014 года № 448), для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда Заводоуковского городского округа по договору социального найма (норма предоставления) составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, за исключением случаев, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.

Проанализировав все доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что исковые требования, заявленные Б о признании постановления незаконным, восстановлении в очереди, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере ... рублей (л.д. 4, 134) подлежат взысканию с Администрации ... в соответствии с под. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 192-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Б к Администрации ... Тюменской области о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, восстановлении в очереди, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации ... Тюменской области от 20.04.2016 года № ... в части снятия Б с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Восстановить Б в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с момента фактического обращения, с ... года.

Обязать Администрацию ... Тюменской области предоставить Б вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящимся на территории ....

Взыскать с Администрации ... Тюменской области в пользу Б государственную пошлину в сумме ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Заводоуковский районный суд Тюменской области.

Судья подпись О.В. Рушкина

Мотивированное решение составлено 14 июня 2016 года.