РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2017 года город Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Зари А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быстрых П.Г.,
с участием
помощника прокурора города Донской Тульской области Бобковой А.А.,
представителя административного ответчика, администрации муниципального образования город Донской, по доверенности, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-451/2017 по исковому заявлению прокурора города Донской Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Донской о возложении обязанности по обеспечению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, инженерной инфраструктурой,
установил:
прокурор города Донской Тульской области, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Донкой, о возложении обязанности по обеспечению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, инженерной инфраструктурой.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Донской в феврале 2017 года, на территории муниципального образования г. Донской, проведена проверка исполнения земельного законодательства, законодательства о предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям на территории муниципального образования г. Донской и соответствия предоставляемых земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, из земель, находящихся в муниципальной собственность и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В ходе проверки установлено, что постановлением администрации муниципального образования г. Донской от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, из земель находящихся в муниципальной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, из земель, находящихся в муниципальной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена включено 17 земельных участков расположенных по адресам: <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый номер – №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №.
Прокуратурой г. Донского в ходе проведенной проверки установлено, что согласно информации, предоставленной ООО «<данные изъяты>» о возможности обеспечения водоснабжением земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, не имеют централизованных сетей водоснабжения. Ближайшая точка подключения для данных земельных участков – станция обезжелезивания, расположенная по адресу: <адрес>. Данная станция является собственностью муниципального образования г. Донской и работает на полную производительность и не имеет резервных мощностей для подключения новых потребителей. Для обеспечения водоснабжением данных земельных участков необходимо определить требуемый расход воды, разработать проект на бурение дополнительных скважин или восстановить скважину № (находящуюся в собственности муниципального образования г. Донской), проекты на строительство станции водоподготовки и прокладки сетей.
На территории земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, позиция №, кадастровый № и <адрес>, позиция №, кадастровый №, проходит частный водопровод, проложенный на средства местных жителей, не имеющий резерва мощности для подключения новых потребителей.
Так водопровод, расположенный по адресу: <адрес> не рассчитан на подключение дополнительных потребителей. Для обеспечения водой новых объектов необходимо определить требуемый расход воды, разработать проект на бурение новой скважины, проекты на строительство станции водоподготовки и прокладки сетей.
Кроме того, согласно информации, предоставленной ООО «<данные изъяты>» централизованная система канализации отсутствует в районе расположения земельных участков по следующим адресам: <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №.
Ближайшая точка подключения для вышеуказанных земельных участков - это район бывших очистных сооружений. Для осуществления водоотведения от вновь строящихся объектов необходимо разработать проекты на строительство очистных сооружений и сетей канализации с учетом новых потребителей.
Согласно информации ООО «<данные изъяты>» в районе расположения земельных участков по адресам: <адрес> проходят сети водоотведения, однако в связи с отсутствием очистных сооружений, для подключения новых потребителей необходимо разработать проект на строительство очистных сооружений с учетом новых потребителей.
Кроме того, прокуратурой г. Донского в июле 2016 года по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения земельного соблюдения земельного законодательства и законодательства о предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям.
В ходе проведенной проверки установлено, что в рамках реализации Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» ФИО1 предложены 2 земельных участка для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес> позиция №, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер земельного участка № и <адрес>, примерно <данные изъяты> на северо-восток от жилого дома по <адрес>, участок <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер земельного участка №.
В ходе проверки установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами №, № расположен мусор, территория заросла травой, кустарниками, подведенные коммуникации к границам земельных участков отсутствуют.
По результатам проведенной проверки, ДД.ММ.ГГГГ главе администрации муниципального образования г. Донской ФИО2 внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства о предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям.
Кроме того, в рамках данного представления администрации муниципального образования г. Донской указано на необходимость принятия мер к устранению имеющихся нарушений и при формировании земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, руководствоваться Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 09 сентября 2013 года № 372.
Однако, земельные участки, установленные Перечнем земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, из земель, находящихся в муниципальной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации муниципального образования г. Донской от 14 декабря 2016 года № 1369 не обеспечены объектами инженерной инфраструктуры и возможностью подключения жилых домов на таких участках к инженерно-техническим сетям водоснабжения и водоотведения.
Администрацией г. Донской не приняты меры для осуществления действий по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащих им жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объеме, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Таким образом, выявленные в ходе проведенной прокуратурой г. Донской проверки исполнения законодательства о предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям на территории муниципального образования г. Донской недостатки и бездействие органов местного самоуправления нарушают права неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования г. Донской, относящихся к льготной категории граждан согласно Закону Тульской области от 21 декабря 2011 года № 1708 – ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей», создают препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению.
Ненадлежащее исполнение администрацией муниципального образования г. Донской своих обязанностей по бесплатному предоставлению земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, влечет за собой нарушение конституционных прав не только граждан, имеющих трех и более детей, но и граждан, которые в последующем будут поставлены на учет в качестве многодетных.
Просит возложить на администрацию муниципального образования г. Донской обязанность по обеспечению инженерной инфраструктурой (водоснабжение, водоотведение) земельных участков, сформированных, предоставленных и предоставляемых для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, расположенных по адресам: <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №.
Помощник прокурора г. Донской Тульской области, Бобкова А.А., в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика, администрации муниципального образования г. Донской, по доверенности, ФИО3 в судебном заседании не возражала об удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему, исковые требования прокурора города Донской Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Донской о возложении обязанности по обеспечению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, инженерной инфраструктурой, подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ материнство и детство, семья находится под защитной государства.
В силу ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семенной политики в РФ на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ.
Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» определено, что граждане РФ, постоянно проживающие на территории Тульской области, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних детей – учащихся учебных заведений всех форм обучения любых организационно-правовых форм – до окончания обучения или проходящих срочную военную службы по призыву, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и проживающих с ними на территории Тульской области имеют право на бесплатное предоставление им в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 законом Тульской области от 21 декабря 2011 года № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей», многодетному гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает многодетный гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 2 Законом Тульской области № 2362-ЗТО от 26 октября 2015 года «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности бесплатно» гражданину предоставляется земельный участок из перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.3 Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей», перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным гражданам, содержащий кадастровый номер, местоположение, площадь, разрешенное использование земельных участков, утверждаются органами местного самоуправления – из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно ч. 4 ст. 5 Законом Тульской области № 2362-ЗТО от 26 октября 2015 года «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности бесплатно» перечни земельных участков органами местного самоуправления, подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
После официального опубликования перечня земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам, электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа, электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Согласно ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.
Согласно п. 17 Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 09 сентября 2013 года № 372, в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии:
транспортная доступность,
удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.),
существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктурой, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (техническое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли;
другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 г. № 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления главы администрации муниципального образования г. Донской, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, об утверждении перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, из земель, находящихся в муниципальной собственности и земель государственная собственность на которые не разграничена, копия которого имеется в материалах дела, и в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей», на основании устава муниципального образования г. Донской, утвержден перечень земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, из земель, находящихся в муниципальной собственности и земель, государственная собственность на которые не зарегистрирована. Согласно приложению, в указанный перечень входят земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №, <адрес>, позиция №, кадастровый №.
Так, доказательства организации реальной возможности подключения всех граждан, получивших земельные участки, к электрическим сетям, сетям водоснабжения и водоотведения, а также использования автомобильной дороги, представителем ответчика администрации муниципального образования г. Донской Тульской области, суду не представлены.
Суд считает, что в судебном заседании установлено неисполнение обязанности администрации муниципального образования г. Донской Тульской области по обеспечению инженерной инфраструктурой (водоснабжением, водоотведением) земельных участков, сформированных, предоставленных и предоставляемых для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
исковое заявление прокурора города Донской Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Донской о возложении обязанности по обеспечению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, инженерной инфраструктурой – удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию муниципального образования г. Донской обязанность по обеспечению инженерной инфраструктурой (водоснабжением, водоотведением) земельных участков, сформированных, предоставленных и предоставляемых для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, расположенных по адресам:
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №,
<адрес>, позиция №, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Донской городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Заря