ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-451/2021 от 01.06.2022 Полесского районного суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Полесск 1 июня 2022 года

Полесский районный суд Калининградской области в составе председательствующего Лахонина А.П.,

при секретаре судебного заседания Пугачевой Ю.А.,

с участием прокурора Волкова Ю.А.,

представителя ответчика ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» - Юлдашевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-65/2022 по заявлению прокурора Гурьевского района Калининградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению Калининградской области – профессиональной образовательной организации «Колледж строительства и профессиональных технологий», Министерству образования Калининградской области, Правительству Калининградской области, Агентству по имуществу Калининградской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,

установил:

прокурор Гурьевского района Калининградской области обратился в суд с заявлением к ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий», Министерству образования Калининградской области, Правительству Калининградской области, Агентству по имуществу Калининградской области, в котором с учётом последующих уточнений просит возложить на ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения антитеррористического законодательства путем установки ограждения по всему периметру территории образовательной организации по месту осуществления деятельности по адресу: »; обязать ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ввести в эксплуатацию систему контроля и управления доступом (пп. «а» п. 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ); обязать Министерство образования Калининградской области произвести финансирование расходов образовательной организации на выполнение приведенных выше мероприятий.

Помощник прокурора Полесского района Калининградской области Волков Ю.А. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» Юлдашева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности ввести в эксплуатацию систему контроля и управления доступом; в части требований прокурора о восстановлении целостности забора просила увеличить срок исполнения не менее, чем до 2 лет, в связи с необходимостью согласования дополнительного финансирования.

Представитель ответчика ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» также поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях, в которых отразила, что постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» на образовательное учреждение не возложена обязанность по установке ограждения по периметру территории. Вместе с тем, эти работы начаты колледжем в 2020 году. Кроме того, поскольку ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» относится к объектам третьей категории опасности, оборудование помещения образовательного учреждения системой контроля и управления доступом не является его обязанностью.

Аналогичную позицию выразил в своих возражениях от ДД.ММ.ГГГГ исх. представитель Министерства образования Калининградской области по доверенности Черепова Г.В., указав в дополнение, что то обстоятельство, что ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» за счет средств, полученных от осуществления иной деятельности, и по своей инициативе оборудовало запасной вход турникетами не может служить основанием для выделения денежных средств из бюджета Калининградской области для ввода в эксплуатацию системы контроля и управления доступом.

В своих возражениях от ДД.ММ.ГГГГ представитель Министерства образования Калининградской области дополнительно указала, что в соответствии с подпунктом «е» пункта 11 Требований комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Данные сроки для учреждения истекают в 2023 году и до истечения срока понудить учреждения к дополнительным работам или более раннему сроку исполнения требований является неправомерным.

Представитель ответчика – Министерства образования Калининградской области по доверенности Черепова Г.В. в судебном заседании указала на необоснованность заявленных прокурором требований, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, дополнительно указав, что требования прокурора об установке ограждения не относятся к требованиям антитеррористической защищённости, а проверка соблюдения иных требований прокуратурой не проводилась.

Представитель ответчика Агентства по имуществу Калининградской области в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменный отзыв, в котором оставил разрешение заявленных прокурором требований на усмотрение суда, вместе с тем полагал Агентство по имуществу Калининградской области ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика – Правительства Калининградской области в судебное заседание не явился, о его дате, месте и времени извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, заявлений и ходатайств не представил.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Гурьевского района Калининградской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий», в ходе которой выявлены нарушения требований Федеральных законов от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», а именно ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» не обеспечено периметральным ограждением, что не позволяет обеспечить меры, направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» оборудован системой контроля и управления доступом, однако система не функционирует (не подключена к электропитанию по причине неисправности электропроводки либо её отсутствия) на первом этаже административно-учебного корпуса, расположенного по адресу: ».

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 50 500 +/-24 м., расположенный по адресу: «А», находящийся в собственности , на праве постоянного (бессрочного) пользования передан ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий», что подтверждается выпиской из ЕГРН №КУВИ-002/2020-260236.

Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся, что закреплено в пункте 15 части 3 статьи 28 названного Федерального закона.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В силу части 3.1 статьи 5 Федерального закона №35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Подпунктами «а, г, д» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 (далее также – Требования), предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются мероприятия оснащения объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, оборудования основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащения объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Пунктом 26 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом.

Однако актом обследования и категорирования объекта от ДД.ММ.ГГГГ зданию ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий», расположенному по адресу: А, присвоена третья категория опасности объекта.

Как следует из акта обследования и категорирования объекта от ДД.ММ.ГГГГ, а также из паспорта безопасности ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий», к первоочередным неотложным мероприятиям, направленным на обеспечение антитеррористической защищённости, относятся: оснащение объекта системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оснащение объекта охранной сигнализацией; оснащение объекта системой видеонаблюдения; оборудование на первом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ); оснащение объекта стационарными или ручными металлоискателями; оборудование основного входа в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны).

Поскольку ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» отнесен к объектам третьей категории опасности, то возложение на образовательное учреждение обязанности по введению в эксплуатацию системы контроля и управления доступом, предусмотренной пп. «а» п. 26 Требований только для объектов второй и первой категорий опасности, является незаконным.

Следовательно, требования прокурора Гурьевского района Калининградской области в части возложения на ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» обязанности в течение ввести в эксплуатацию систему контроля и управления доступом не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требования прокурора в части возложения на образовательное учреждение обязанности установить ограждение по всему периметру территории образовательной организации являются обоснованными.

В соответствии с подпунктами «а, в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Исходя из положений пунктов 1.3 и 2.2.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 собственная территория, в том числе профессиональных образовательных организаций, по периметру ограждается забором.

На основании п. 5.29 СП 279.1325800.2016, утверждённых Приказом Минстроя России от 16.12.2016 №975/пр, участки профессиональных образовательных организаций также должны иметь ограждение по всему периметру.

Как следует из представленных материалов фотофиксации и не оспаривается ответчиком ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий», территория образовательной организации по адресу: в настоящее время огорожена забором не по всему периметру, часть ограждения отсутствует.

Представитель Министерства образования Калининградской области в судебном заседании пояснила, что при строительстве здания колледжа по вышеуказанному адресу была предусмотрена установка ограждения по периметру, однако в настоящее часть забора утрачена.

При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении на ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» обязанности по установке ограждения по всему периметру территории образовательного учреждения на земельном участке по адресу: подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктами 23 и 24 Устава ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» учредителем (собственником) Образовательной организации является Калининградская область; функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством образования Калининградской области.

Министерство образования Калининградской области является для Образовательной организации главным распределителем средств областного бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета (пункт 26 Устава).

Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (часть 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования (часть 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ).

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

На основании пункта 90 Устава ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий» финансовое обеспечение выполнения государственного задания Образовательной организации осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 91 Устава финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за образовательной организацией Агентством или приобретенных за счет средств, выделенных ей Министерством на приобретение такого имущества, общехозяйственных расходов, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Из представленного в судебное заседание сводного сметного расчёта следует, что предварительная стоимость капитального ремонта ограждения составляет 18 468 560 рублей.

С учётом вышеизложенных положений законодательства, суд приходит к выводу, что при недостаточности финансового обеспечения государственного бюджетного учреждения Калининградской области профессиональной образовательной организации «Колледж строительства и профессиональных технологий» Министерство образования Калининградской области обязано обеспечить финансирование расходов образовательной организации на выполнение работ по установке ограждения территории по адресу:

Оценивая степень затруднительности исполнения судебного акта, объём финансовых затрат, необходимых для устранения нарушений, а также возможную необходимость согласования дополнительного финансового обеспечения образовательной организации со стороны Министерства образования Калининградской области, суд полагает разумным и достаточным согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок для исполнения решения суда в течение двух лет с момента его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Гурьевского района Калининградской области удовлетворить частично.

Обязать государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональную образовательную организацию «Колледж строительства и профессиональных технологий» в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу установить ограждение по всему периметру территории образовательной организации по адресу:

При недостаточности финансового обеспечения государственного бюджетного учреждения Калининградской области профессиональной образовательной организации «Колледж строительства и профессиональных технологий» обязать Министерство образования Калининградской области обеспечить финансирование расходов образовательной организации на выполнение вышеуказанных работ по установке ограждения территории по адресу:

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 8 июня 2022 года.

Председательствующий подпись А.П. Лахонин