ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-451/2021 от 11.03.2021 Ивановского районного суда (Ивановская область)

Дело

УИД

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Сперанской Е.А.,

при секретаре Крутовой Т.Е.,

с участием представителя истца – администрации Лежневского муниципального района Ивановской области ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Лежневского муниципального района Ивановской области к Лежневскому муниципальному фонду поддержки малого предпринимательства и сельского развития о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация Лежневского муниципального района Ивановской области обратилась в суд с исковым заявлением к Лежневскому муниципальному фонду поддержки малого предпринимательства и сельского развития о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования обоснованы тем, что на основании постановления Главы администрации Лежневского района Ивановской области от 03.01.2002 г. № 90 «Об учреждении Лежневского муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства» создано юридическое лицо «Лежневский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства» и зарегистрировано Постановлением Главы администрации Лежневского района Ивановской области № 90 от 01.02.2002 г., регистрационный номер . В настоящий момент некоммерческая организация называется Лежневский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и сельского развития, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 26.08.2020 г. Учредителем Лежневского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития является администрация Лежневского муниципального района муниципального района Ивановской области. Основные цели деятельности Фонда: развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории района; финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; содействие установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого предпринимательства. На сегодняшний день данное юридическое лицо не может осуществлять цели, ради которых оно создано. Сложившаяся ситуация была обсуждена на совещании, которое состоялось 29.07.2019 г., что подтверждается протоколом заседания правления Лежневского муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития. Коллегиальным органом принято решение о ликвидации юридического лица. За период с 29.07.2019 года по 26.08.2020 года муниципальным фондом проводилась работа по взысканию дебиторской задолженности и погашению кредиторской задолженности. 28.07.2020 года истекли полномочия директора фонда. В связи с тем, что по состоянию на 26.08.2020 года у фонда имеется кредиторская задолженность, необходимо создание ликвидационной комиссии. На основании изложенного администрация Лежневского муниципального района просит ликвидировать юридическое лицо – Лежневский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и сельского развития и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержав заявленные требования, пояснила, что в настоящее время у Фонда нет кредиторской задолженности. В ноябре 2020 года Фондом на работу был принят директор Б.В., который рассчитался по всем долгам Фонда. В настоящее время Фонд не может более выполнять цели и задачи, определённые его Уставом, бюджет фонда не будет пополняться за счёт субсидии.

Представитель ответчика Лежневского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, каких - либо заявлений суду не направили.

Представитель третьего лица Управления Министерства юстиции РФ по Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы России по Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, каких - либо ходатайств суду не направили.

В связи с неявкой представителя ответчика для участия в судебном заседании, суд, руководствуясь положениями ст. 233 ГПК РФ, в отсутствие возражений стороны истца рассмотрел дело в порядке заочного производства.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учётом требований ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьям 3, 6, 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан, на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.1 ст.123.17 Гражданского кодекса РФ, введенной в действие п.31 статьи 1 Федерального закона от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Вопросы принудительной ликвидации общественных объединений организаций урегулированы комплексом нормативных правовых актов, в том числе и Гражданским кодексом Российской Федерации; в последнем вопросы ликвидации юридического лица раскрыты в статье 61, устанавливающей общие основания ликвидации юридических лиц по решению суда.

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В соответствии со ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях», решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в ст. 123.20 ч. 2 Гражданского кодекса РФ.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации определен период правоспособности юридического лица; установлено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления Главы администрации Лежневского района Ивановской области от 03.01.2002 г. «Об учреждении Лежневского муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства» создано юридическое лицо и зарегистрировано, что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от26.08.2020 г. и от 11.03.2021 г.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 11.03.2021 г. учредителем фонда является администрация Лежневского района Ивановской области.

Согласно Уставу Лежневского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития (в новой редакции), утвержденному Решением Правления Лежневкого муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития (протокол от 01.02.2005 г.), основными целями деятельности Фонда являлись: развитие и поддержка малого предпринимательства на территории Лежневского района; финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; содействие установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого предпринимательства (п. 3.1).

На заседании правления Лежневского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и сельского развития18.11.2020 г. принято решение о ликвидации данного юридического лица после погашения кредиторской задолженности, полномочия директора фонда Б.В. продлены на срок 1 месяц с 19.11.2020 г. по 18.12.2020 г., о чем составлен протокол заседания правления. Лежневским муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства и сельского развития в лице председателя правления фонда К.П. с Б.В. заключен трудовой договор от 19.11.2020 г. на срок с 19.11.2020 г. по 18.12.2020 г., трудовой договор регулирует отношения между фондом и работником, связанные с выполнением последним трудовых обязанностей в должности директора фонда.

При таких обстоятельствах, целями создания Фонда являлась микрофинансовая деятельность – развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории района; финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; содействие установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого предпринимательства.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время Фонд не может более выполнять цели и задачи, определённые его Уставом, бюджет фонда не будет пополняться за счёт субсидии.

Данные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют, о том, что фонд фактически прекратил свою деятельность в качестве юридического лица, следовательно, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 - 237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, удовлетворить.

Ликвидировать юридическое лицо – Лежневский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и сельского развития и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.А. Сперанская

Мотивированное решение составлено 18.03.2021 года.