УИД 66RSRS0030-01-2022-000644-67
Дело №2-451/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08.08.2022 город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Базуевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Чешуиной Н.А.,
с участием помощника прокурора города Карпинска Носовой С.А.,
представителя ответчика – Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15 Фромм А.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Карпинска, действующего в интересах Подойницыной Марии Сергеевны, ФИО13ФИО9, к Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15 о признании решения незаконным, признании права на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, назначении ежемесячной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Карпинска, действующий в интересах Подойницыной М.С., ФИО14ФИО4, обратился в Карпинский городской суд Свердловской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вышеуказанным иском. В исковом заявлении указано, что прокуратурой г. Карпинска по поступившему обращению Подойницыной М.С. проведена проверка по факту отказа в осуществлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2017 № 889н. По результатам проведенной проверки установлено Подойницына М.С. 01.04.2022 обратилась в Управление социальной политики №15 через портал государственных услуг за назначением ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». 13.04.2022 Управлением социальной политики №15 вынесено решение об отказе в назначении денежной выплаты Подойницыной М.С. в связи с превышением среднедушевого дохода семьи. Прокуратурой г.Карпинска 19.05.2022 начальнику Управления социальной политики №15 внесено представление об устранении нарушений закона, в удовлетворении которого отказано. При расчете среднедушевого дохода семьи Подойницыной М.С. и исключении выплачиваемых сумм алиментов, удержанных из дохода Подойницына Е.О., среднедушевой доход семьи составляет 26 183,74 руб., что менее двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Свердловской области на 2022 год равной 26 758,00 руб., в связи с чем, отказ в назначении выплаты вынесен без достаточных оснований. Просит суд признать решение от 13.04.2022 №1/429 Управления социальной политики №15 незаконным; признать право Подойницыной М.С. на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка; обязать ответчика назначить с 01.04.2022 Подойницыной М.С. ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка – ФИО10, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, на основании норм Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 №418-ФЗ.
Помощник прокурора г. Карпинска Носова С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, указав, что при определении размера среднедушевого дохода ответчиком неправомерно учитывается размер алиментов, которые удерживаются с Подойницына Е.О. – отца ФИО15ФИО4, при том, что данные алименты идут в доход другой семьи, то есть уплачиваются на содержание первого ребенка Подойницына Е.О.. Указывая на нарушение принципа социальной справедливости при таком двойном учете уплачиваемых отцом ребенка алиментов в пользу ребенка, воспитывающегося в другой семье, считает, что для расчета размера среднедушевого дохода необходимо применять положения постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512, в связи с чем расчет среднедушевого дохода семьи истцов произведен неверно.
Истец Подойницына М.С., действующая в своих интересах и интересах ФИО16ФИО4, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просила.
Представитель ответчика Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15 (далее - Управление № 15) Фромм А.В., в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась и показала, что 01.04.2022 Подойницына М.С. обратилась в Управление № 15 через портал государственных услуг за назначением ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка на основании Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 № 418-ФЗ. По результатам рассмотрения данного заявления было принято решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка в связи с превышением среднедушевого дохода семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Свердловской области на 2022 год, который составляет 26 758 руб. 00 коп. в месяц. Среднедушевой доход семьи Подойницыной М.С. составил на момент обращения 30 597 руб. 21 коп.. При расчете среднедушевого дохода семьи истца не были исключены из доходов суммы алиментов, удержанных из заработной платы Подойницына Е.О., поскольку их исключение при расчете не предусмотрено нормами Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 № 418-ФЗ. Согласно указанному Закону при расчете среднедушевого дохода семьи исключению подлежат только суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами. Более того, при определении среднедушевого дохода для назначения ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка, в соответствии с указанным выше законом, доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок расчета среднедушевого дохода, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 512 от 20.08.2003 применяется только для определения граждан, которым может быть оказана государственная социальная помощь – социальные пособия, социальные доплаты к пенсии, субсидии, социальные услуги, жизненно необходимые товары. Таким образом, расчет среднедушевого дохода семьи истца произведен правильно, отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты является правомерным. Кроме того, указала, что с 08.05.2022 истцу назначена запрашиваемая прокурором ежемесячная денежная выплата, так как Подойницына М.С. обратилась в указанный срок повторно с приложением необходимых документов, по результатам оценки которых среднедушевой доход семьи составил менее 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Свердловской области на 2022 год.
Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 № 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка возникает в случае, если ребенок рожден начиная с 01.01.2018, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ. Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка (далее Порядок).
В п.21 Порядка предусмотрено, что расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном ст. 4 Федерального закона № 418-ФЗ.
В силу ст. 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 № 418-ФЗ, при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме, в том числе: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации; пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации; денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
Сумма вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период.
При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом. При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с данным Федеральным законом. Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь положениями ст.ст. 1, 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 № 418-ФЗ, п. 21 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда Российской Федерации от 29.12.2017 № 889н, суд приходит к выводу о том, что законодательством установлен определенный (закрытый) перечень выплат, которые не подлежат учету в составе дохода граждан претендующих на ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка, к числу которых алименты не отнесены; среднедушевой доход семьи Подойницыных превысил установленную величину прожиточного минимума в Свердловской области на 2022 год,
При этом нормы, определяющие порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении первого ребенка, четко определяют виды учитываемых и не учитываемых доходов для определения права на выплату, отсылок на иные нормативно-правовые акты не содержится, законодателем указан исчерпывающий перечень видов доходов, вычитаемых при определении размера среднедушевого дохода семьи.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.11.2019 № 3189-О, реализуя предписания ст.ст.7, 38 (ч.ч. 1 и 2) и 39 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления. Так, в целях создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, был принят Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ, предусматривающий возможность получения семьями государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, распорядиться средствами которого можно по направлениям, определенным в ч.3 ст.7 указанного Федерального закона.
Поскольку право на получение материнского (семейного) капитала непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и носит временный характер, обусловленный как демографическими задачами, так и финансовыми возможностями государства, условия его предоставления определяются законодателем в рамках его компетенции (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 № 431-О). Действуя в рамках дискреционных полномочий, законодатель расширил перечень направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, дополнив его получением ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017№ 418-ФЗ, в котором установлены основания и порядок ее назначения и осуществления, в том числе в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка. При этом в ч. 2 ст.4 данного Закона законодатель определил виды выплат, которые исключаются из расчета среднедушевого дохода семьи для назначения указанной ежемесячной выплаты.
Такое правовое регулирование является элементом правового механизма реализации права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, направлено на адресную социальную защиту семей с определенным уровнем среднедушевого дохода и не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на социальное обеспечение получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал граждан, поскольку они не лишены возможности распорядиться средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по другим направлениям, определенным законодателем.
Порядок расчета среднедушевого дохода, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512, в данном случае применению не подлежит, поскольку он принят во исполнение Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003 № 44-ФЗ и применяется при определении статуса «малоимущий».
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии установленных законом оснований для признания решения от 13.04.2022 №1/429 Управления социальной политики №15 незаконным, признании права Подойницыной М.С. на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка и возложении обязанности на Управление № 15 назначить с 01.04.2022 Подойницыной М.С. ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка – ФИО11, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, на основании норм Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 №418-ФЗ.
Вопреки доводам прокурора о нарушении принципа социальной справедливости двукратным учетом уплачиваемых алиментов в доходы двух семей, суд полагает необходимым учесть, что устанавливая порядок реализации указанных социальных выплат, исполнительный орган власти самостоятельно определил перечень подлежащих исключению сумм дохода, который не может быть истолкован в более широком смысле при реализации указанного порядка назначения ежемесячных выплат. Принятие во внимание при определении нуждаемости заявителя в получении спорных ежемесячных выплат всего объема дохода семьи без учета объема исполняемых членами семьи обязательств не может противоречить принципу социальной справедливости, так как уровень обеспеченности семьи определяется именно исходя из общей суммы дохода, о чем свидетельствует, в том числе, указание в приведенном выше Порядке на включение при расчете дохода суммы подлежащих уплате налоговых и иных обязательных платежей.
Таким образом, нормативно закреплено определение уровня обеспеченности из получаемого семьей дохода без учета необходимых расходов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 196 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое требование прокурора города Карпинска, действующего в интересах Подойницыной Марии Сергеевны, ФИО17ФИО12, к Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15, о признании решения незаконным, признании права на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, назначении ежемесячной выплаты, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловский областной суд с принесением апелляционной жалобы, представления через Карпинский городской суд Свердловской области.
Дата изготовления решения в окончательной форме – 15.08.2022.
Судья: В.В. Базуева