Дело №2-451/2023
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д
В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
В составе председательствующего судьи Новиковой Н.А.
при секретаре Ромашовой Л.И.
с участием представителя истца по доверенности ФИО8, представителя ответчика ФИО1 по доверенности ФИО5, представителя ответчика Управления Росреестра по Волгоградской области по доверенности ФИО9, представителя третьего лица прокуратуры Волгоградской области по доверенности старшего помощника прокурора Котовского района Волгоградской области ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово
дело по исковому заявлению администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области к ФИО1, Управлению Росреестра по Волгоградской области о признании недействительным разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, признании недействительным зарегистрированного права, исключении записи о регистрации прав в ЕГРН,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация городского поселения г. Котово Волгоградской области обратилась в суд с иском к ФИО1, Управлению Росреестра по Волгоградской области о признании недействительным разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, признании недействительным зарегистрированного права, исключении записи о регистрации прав в ЕГРН.
Указывает, что постановлением администрации городского поселения г. Котово от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию».
Частью 3.1 административного регламента предусмотрен состав и последовательность административных процедур, согласно п. 3.2.3.3 специалист уполномоченного органа осуществляет осмотр объекта, в отношении которого подано заявление, по месту нахождения такого объекта. В ходе осмотра осуществляется проверка соответствия объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация, истец) и ФИО3 (далее - ответчик) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 3930, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения складских помещений.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации от ответчика поступило заявление о выдаче разрешения на строительство, с приложением соответствующей документации.
ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство здания склада, расположенного <адрес> (далее - объект).
ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиков получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ объекту - склад, нежилое, присвоен кадастровый №.
В настоящее время зарегистрировано право собственности на объект недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации поступило представление прокурора Котовского района об устранении нарушений земельного и бюджетного законодательства о незаконно выданном разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию, а так же постановки на государственный кадастровый учет.
Администрацией предоставлены следующие разъяснения:
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ФИО1№ выдано ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с и. 1, п. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается на основании проектной документации, технического плана объекта и разрешения на строительство выданное ранее.
Для ввода в эксплуатацию застройщик (ФИО3) предоставил технический план здания, выданный ООО «КТСС» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором были указаны технические характеристики объекта капитального строительства, из которых видно, что:
- Вид объекта недвижимости - здание;
- Кадастровый номер земельного участка - №;
- Назначение объекта невидимости - нежилое;
- Наименование объекта недвижимости - склад;
- Количество этажей объекта недвижимости - 1, в том числе подземных - 0;
- Материал наружных стен здания - металлические;
- Площадь объекта недвижимости - 95, 2 м2.
В связи с вышеизложенным у администрации городского поселения г. Котово оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию ФИО1 отсутствовали.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано в соответствии с требованиями действующего законодательства. Положения Административного регламента и Градостроительного кодекса РФ не содержат основания и порядка отмены, ранее выданных разрешений на строительство и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, орган местного самоуправления не вправе отменить выданные ранее разрешения, если на них было зарегистрировано право собственности. Возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке (ст. 2 п. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации от прокурора Котовского района поступила информация о ненадлежащем рассмотрении представления прокуратуры Котовского района, с приложением заключения эксперта № от 2023 г. (далее - заключение) выполненного индивидуальным предпринимателем ФИО6 на основании устного запроса отдела МВД России по Котовскому району Волгоградской области. Дата изготовления заключения эксперта ДД.ММ.ГГГГ Экспертом сделаны выводы, что строение, представленное к экспертизе и обозначенное как склад расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>, не обладает признакам капитального строения.
При строительстве объекта нарушены требования ГОСТ 23118-2019 «Конструкции стальные строительные», СП 28.13330 «СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 Защита строительных конструкций от коррозии», РД 34.15.132-96 «Сварка и контроль качества сварных соединений металлоконструкций зданий при сооружении промышленных объектов».
Согласно заключению эксперта ИП ФИО7, указанный объект - склад, с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, объект капитального строительства не имеет капитального фундамента, состоит из плоских и линейных элементов их сочетаний, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации.
В связи с этим, объект не может быть объектом капитального строительства, а значит муниципальный акт, как разрешение на ввод в эксплуатацию, зарегистрированное право может быть признано недействительным.
Просит разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области на объект капитального строительства - здание склада, площадью 95,2, расположенного <адрес> признать недействительным. Зарегистрированное право собственности ФИО1 на нежилое здание - склад, площадью 95,2, расположенное <адрес>, с кадастровым номером № признать недействительным. Исключить запись о регистрации прав из ЕГРН по объекту нежилое здание - склад, площадью 95,2, расположенное <адрес> с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО8 поддержала заявленные требования.
Ответчик ФИО3 был судом надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил. В письменных возражениях на исковое заявление указал, что в обоснование своей позиции администрацией городского поселения г. Котово не приведено указание на нормы действующего законодательства, которые были нарушены при принятии оспариваемого решения. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО13 с иском не согласен. Пояснил, что ФИО3 всё сделал, как предусмотрено градостроительным законодательством. При возведении спорного объекта он обратился в проектную организацию, которая имеет лицензию на право выдачи такого проекта на капитальное строение. Он получил этот проект и совместно с другим пакетом документов получил разрешение на строительство данного объекта, после возвёл объект в соответствии с проектом. В дело они представили заключение эксперта, которое подтверждает, что данный проект соответствует проекту капитального строения. Так же имеется заключение, что данный объект был возведён ФИО3 в соответствии с данным проектом. Поэтому считает, что возведённый объект является капитальным строением. После возведения он в соответствии с законодательством предоставил полный пакет администрации для разрешения на ввод в эксплуатацию и после чего данный объект был поставлен на кадастровый учёт. Поэтому считает, что никаких на тот момент нарушений вообще не было, никаких нареканий со стороны администрации при получении разрешения при вводе в эксплуатацию не было. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Волгоградской области по доверенности ФИО9 с исковыми требованиями, предъявленными к Управлению Росреестра по Волгоградской области не согласен. Истцом в исковом заявлении не указано, какие нормы права нарушило Управление. Считает, что управление является ненадлежащим ответчиком, в связи с тем, что никакого спора о праве между истцом и управлением нет по данному делу. В силу своего положения управление не претендует на спорный объект.
Представитель третьего лица прокуратуры Волгоградской области по доверенности старший помощник прокурора Котовского района Волгоградской области ФИО10 по заявленным требованиям возражал, пояснил, что законных оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
От представителя третьего лица филиала ППК «Роскадастр» по доверенности ФИО11 в судебное заседание поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело в её отсутствие, оставляет принятие решения на усмотрение суда.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также -приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 3930, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения складских помещений.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области от ФИО1 поступило заявление о выдаче разрешения на строительство здания склада, с приложением соответствующей документации.
Согласно п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения г. Котово Волгоградской области выдано разрешение на строительство здания склада, расположенного <адрес> – л.д.37.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО13 пояснил, что при возведении данного объекта его доверитель ФИО3 обратился в проектную организацию, которая имеет лицензию на право выдачи такого проекта на капитальное строение. ФИО3 получил этот проект и совместно с другим пакетом документов получил разрешение на строительство данного объекта, после возвёл объект в соответствии с проектом. В дело ими представлено заключение эксперта, которое подтверждает, что данный проект соответствует проекту капитального строения.
Исходя из п. 1 ст. 55, п. п. 1, 2 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие его всем требованиям законодательства, градостроительным и строительным нормам и правилам, а также проектной документации и допускающим его эксплуатацию в соответствии с разрешенным использованием (назначением), является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч.1 ст. 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч.2 ст. 55 ГрК РФ, для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило заявление от ФИО1 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного им здания склада, расположенного <адрес>.
Ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Перечень таких документов применительно к конкретному случаю строительства зависит от вида объекта, строительство которого планируется осуществить, и других особенностей конкретной ситуации.
В судебном заседании представитель ответчика – ФИО13 пояснил, что после завершения строительства здания склада, ФИО3 в администрацию городского поселения г. Котово был направлен соответствующий пакет документов.
В соответствии с ч.5 ст. 55 ГрК РФ, орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
Постановлением администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию».
Частью 3.1 административного регламента предусмотрен состав и последовательность административных процедур.
Согласно п. 3.2.3.3 регламента № специалист уполномоченного органа осуществляет осмотр объекта, в отношении которого подано заявление, по месту нахождения такого объекта. В ходе осмотра осуществляется проверка соответствия объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. В ходе осмотра осуществляется проверка соответствия объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта истребуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу п.3.2.4.3, п 3.2.4.4 регламента №, в случае если в процессе рассмотрения документов выявляются основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, специалист уполномоченного органа подготавливает проект письма об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с указанием причин в соответствии с п.2.9.2 настоящего административного регламента, в случае если оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги не выявлено, специалист уполномоченного органа осуществляет подготовку проекта разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и передает на подпись уполномоченному должностному лицу.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения г. Котово Волгоградской области ФИО1 было выдано разрешение № на ввод объекта – здания склада, расположенного <адрес>, в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель истца пояснила, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ФИО1№ выдано ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1, п. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается на основании проектной документации, технического плана объекта и разрешения на строительство выданное ранее. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик (ФИО3) предоставил технический план здания, выданный ООО «КТСС» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором были указаны технические характеристики объекта капитального строительства, из которых видно, что: вид объекта недвижимости - здание; кадастровый номер земельного участка - №; назначение объекта невидимости - нежилое; наименование объекта недвижимости - склад; количество этажей объекта недвижимости - 1, в том числе подземных - 0; материал наружных стен здания - металлические; площадь объекта недвижимости - 95, 2 м2. В связи с вышеизложенным у администрации городского поселения г. Котово оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию ФИО1 отсутствовали.
Ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ установлен закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В виду отсутствия законных оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, администрацией городского поселения г. Котово такое разрешение было выдано ФИО1
Согласно ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Согласно ч. 10 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание осуществляются, в том числе, на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию. А согласно п. 19 ч. 1 ст. 26 этого закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
После получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, право собственности на спорное здание склада было зарегистрировано ФИО3 в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН – л.д.56.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В качестве обоснования исковых требований истец ссылается на тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации поступило представление прокурора Котовского района Волгоградской области об устранении нарушений земельного и бюджетного законодательства о незаконно выданном разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию, а так же постановки на государственный кадастровый учет. Администрацией в адрес прокурора Котовского района предоставлены следующие разъяснения, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ФИО1№ выдано ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1, п. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается на основании проектной документации, технического плана объекта и разрешения на строительство выданное ранее. Между тем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации от прокурора Котовского района поступила информация о ненадлежащем рассмотрении представления прокуратуры Котовского района, с приложением заключения эксперта №Н от 2023 г. выполненного индивидуальным предпринимателем ФИО6 на основании устного запроса отдела МВД России по Котовскому району Волгоградской области. Согласно выводов которого, строение, представленное к экспертизе и обозначенное как склад расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>, не обладает признакам капитального строения.
Согласно ч. 1 ст. 48 названного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Следовательно, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований. Право на отмену ранее принятого акта затрагивающего интересы граждан и (или) организаций, не может быть безусловным. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права. Ненормативный акт должен содержать ссылки на нормы закона, а также на документы и материалы, обосновывающие и подтверждающие правомерность, обоснованность и необходимость его вынесения.
В судебном заседании представитель истца пояснила, что положения Административного регламента и Градостроительного кодекса РФ не содержат основания и порядка отмены, ранее выданных разрешений на строительство и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, орган местного самоуправления не вправе отменить выданные ранее разрешения, если на них было зарегистрировано право собственности. Возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке (ст. 2 п. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). В связи с чем ими и были предъявлены настоящие исковые требования.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса РФ заинтересованным лицам гарантировано право судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и (или) законных интересов их прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения именно ответчиком. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 12 ГК РФ определено, что защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, а также иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, выбор способа защиты, как и выбор ответчика по делу, является прерогативой истца. Выбор способа защиты нарушенного права должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение именно заявленных требований и именно к этому лицу приведет к наиболее быстрой и эффективной защите и (или) восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав. При этом одним из условий предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и факта его нарушения именно ответчиком.
Однако, таковых условий судом по результатам исследования представленных в дело доказательств и преюдициальных фактов при разрешении исковых требований администрации городского поселения г. Котово не было установлено, нарушения прав и законных интересов истца оспариваемыми действиями и юридическими актами материального подтверждения не нашли, в связи с чем оснований для удовлетворения иска администрации городского поселения г. Котово не имеется.
Доводы представителя истца о том, что в случае удовлетворения исковых требований, администрация сможет предоставить земельный участок другим лицам или продать, не может быть принято судом как основание для защиты нарушенных прав истца, поскольку истцом ФИО1 был предоставлен земельный участок в аренду для размещения складских помещений, было выдано разрешение на строительство здания склада, затем было выдано разрешение на ввод здания склада в эксплуатацию.
Сама представитель истца в судебном заседании подтвердила, что разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию здания склада ФИО1 было выдано правомерно, оснований для отказа в выдаче разрешений не имелось.
По сведениям ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером №, распложенное по адресу: <адрес>, поставлено на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации городского поселения г. Котово на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданного администрацией городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области и технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО2.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
Поскольку истец в рамках избранного способа защиты, не представил доказательств нарушенных прав и законных интересов, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного иска.
Кроме того, в соответствии с п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Удовлетворение требований истца зависит от разрешения по существу спора между сторонами договора. Управление не является ни одной из сторон договора данного объекта недвижимого имущества в отношении которого рассматривается судебный спор, в связи с чем исковые требования администрации городского поселения г. Котово к Управлению заявлены как к ненадлежащему ответчику. В судебном заседании представитель истца также подтвердила, что действиями Управления права администрации не нарушены.
Руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области <данные изъяты>) к ФИО3<данные изъяты>), Управлению Росреестра по Волгоградской области <данные изъяты>) о признании недействительным разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, признании недействительным зарегистрированного права, исключении записи о регистрации прав в ЕГРН - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Судья Н.А. Новикова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.