ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-451/2023 от 15.01.2024 Кытмановского районного суда (Алтайский край)

УИД: 22RS0031-01-2023-000589-34

Дело №2-46/2024 (№2-451/2023)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 января 2024 года

с. Кытманово

Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Дыренковой Е.Б., при секретаре Юрчиковой А.С., с участием ответчика - индивидуального предпринимателя Эбель О.В., представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Касаткиной И.В., действующей на основании доверенности от 06.09.2023 №177, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах Луниной С.В. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей о возложении на индивидуального предпринимателя Эбель Ольгу Владимировну обязанности прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по реализации молочной продукции с нарушением установленного порядка маркировки в срок до 01 марта 2024 года,

УСТАНОВИЛ:

Начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах Лунина С.В. обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей о возложении на индивидуального предпринимателя Эбель Ольгу Владимировну обязанности прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по реализации молочной продукции с нарушением установленного порядка маркировки в срок до 01 марта 2024 года.

В обоснование исковых требований указала, что в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований, проведенного в соответствии с п. 4 ст. 20, пп. 1 п.3 ст. 56, ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пп. 22, 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005, приказом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 17.01.2023 № 12 «Об осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований в «Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров» (ГИС МТ) за непродовольственной продукцией» установлено следующее.

Согласно информации (обращение), размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (далее - ГИС МТ) (http://gov.crpt.ru), индивидуальным предпринимателем Эбель О.В. осуществляется повторная реализация товара (молочной продукции). За период с начала осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований в системе ГИС МТ: с 14.04.2023 по 10.07.2023 в отношении ИП Эбель О.В. установлено 41 отклонение, связанное с повторными продажами молочной продукции, выведенной из оборота в системе ГИС МТ. В связи с выявленными нарушениями ей выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 11.07.2023 №13/5-133. Предостережение вручено ей 15.07.2023 г., ответ на предостережение не поступил.

Поступление в ГИС МТ информации о повторной реализации товара (молочной продукции), свидетельствуют о том, что индивидуальным предпринимателем Эбель О.В. осуществляется реализация товаров, не внесенных в систему мониторинга, то есть без маркировки средствами идентификации, либо внесенных с нарушением установленного порядка маркировки товаров.

В ходе повторного наблюдения с 01.11.2023 по 30.11.2023 в отношении ИП Эбель О.В. установлено 9 отклонений, связанных с повторными продажами. А всего за весь период с апреля 2023 года по настоящее время зарегистрировано 1258 отклонений.

Таким образом, индивидуальный предприниматель Эбель О.В. до настоящего времени осуществляет деятельность с нарушениями. Индивидуальным предпринимателем осуществляется продажа товаров без маркировки средствами идентификации, тем самым нарушаются права неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах.

Согласно положениям ч.1 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992, государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами).

В соответствии с положениями ч.7 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают, в том числе и обращение в суд с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.

Контроль за соблюдением Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с ч. 2 ст. 4, ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Пользуясь, указанным правом, начальник ТОУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах обратилась в суд с данным иском.

В судебном заседании представитель истца Касаткина И.В. на удовлетворении иска настаивала, дополнительно пояснила, что делала проверку через систему ГИС МТ, с 13 декабря 2023 года по 12 января 2024 года в отношении ИП Эбель О.В. опять были установлены отклонения, связанные с повторными продажами молочной продукции. Владелец должен вносить информацию в программу о товаре, получается так, что товар уже продан, а индивидуальный предприниматель продает его повторно.

Исковые требования уточнила, просила обязать индивидуального предпринимателя Эбель О.В. прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по реализации молочной продукции с нарушением установленного порядка маркировки (повторные продажи), определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 №2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции»

Ответчик ИП Эбель О.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, пояснила, что все товары вносятся в программу, повторного товара у них нет, со слов программиста - это сбой в программе. Срок устранения недостатков до 01 марта 2024 года полагала разумным.

Суд, изучив материалы гражданского дела, выслушав стороны, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров.

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно требований статьи 4 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее Федеральный закон № 29-ФЗ), качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются, в том числе посредством маркировки отдельных видов пищевых продуктов средствами идентификации.

В соответствии с требованиями п.4 статьи 18 Федерального закона № 29-ФЗ, обязательная маркировка отдельных видов пищевых продуктов средствами идентификации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Размещение необходимой информации дополнительно регулируетсяпостановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции» (далее - Правила маркировки молочной продукции) установлено, что на территории Российской Федерации оборот молочной продукции, не маркированной средствами идентификации, не допускается с 1 июня 2021 г. (и далее с 1 сентября 2021 г. и 1 декабря 2021 г. соответственно с учетом этапов введения обязательной маркировки). Участники оборота предоставляют сведения о выводе из оборота указанной молочной продукции путем розничной продажи в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, - с 1 сентября 2022 г.

Под «выводом из оборота» исходя из п.2 Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации, понимается, в том числе, реализация (продажа) или иная передача маркированной молочной продукции физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на молочную продукцию, в том числе розничная продажа, безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация.

Согласно требований вышеуказанного п.2 Правил, маркированная молочная продукция - молочная продукция, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которой (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга.

Несоответствие реализуемого товара нанесенным на него средствам идентификации свидетельствует о том, что сведения о товарах были переданы в информационную систему мониторинга с нарушением.

В соответствии с п. 34 Правил, для регистрации молочной продукции в подсистеме национального каталога маркированных товаров участник оборота молочной продукции представляет следующие сведения о регистрируемой молочной продукции: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; код товара (при наличии); наименование товара на этикетке; 10-значный код товарной номенклатуры; товарный знак (торговая марка) (при наличии); страна производства в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира; тип продукта (наименование молочной продукции); происхождение сырья (вид сельскохозяйственных животных); массовая доля жира (в процентах); масса нетто или объем молочной продукции; признак принадлежности к продукции детского питания на молочной основе; признак принадлежности к лечебному или иному специальному питанию на молочной основе; номер и дата свидетельства о государственной регистрации продукта (при наличии); состав молочной продукции с указанием входящих в него компонентов (качественный); признак включения в перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами; тип упаковки; количество потребительских упаковок в групповой упаковке (для групповых упаковок); материал упаковки; вид документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (декларация о соответствии) требованиям по безопасности, номер и дата документа (при наличии требований о подтверждении соответствия товара); признак принадлежности к продукции со сроком хранения до 40 суток (включительно); срок и условия хранения; тип продукции (в соответствии со справочником продукции информационной системы ветеринарии относится к позиции "пищевые продукты"); продукция (в соответствии со справочником продукции информационной системы ветеринарии относится к позиции "молоко и молочная продукция"); вид продукции (заполняется в соответствии со справочником продукции информационной системы ветеринарии); категория продукции (в соответствии со справочником продукции информационной системы ветеринарии относится к позиции "готовая продукция"); индивидуальный номер налогоплательщика производителя или глобальный идентификатор хозяйствующего субъекта в реестре поднадзорных объектов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (указываются в случае производства на территории Российской Федерации); глобальный идентификатор предприятия, являющегося поднадзорным объектом в реестре поднадзорных объектов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (указывается в случае производства на территории Российской Федерации); массовая доля белка (заполняется по решению участника оборота молочной продукции).

В соответствии с п. 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 №515) участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

В соответствии с п. 9 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 (далее - Правила) участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии («устройство регистрации эмиссии» - техническое средство информационного обмена, предназначенное для получения кодов маркировки и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров средствами идентификации, выполняющее функции технического средства проверки кода проверки, в отношении которого Федеральной службой безопасности Российской Федерации выдан документ о его соответствии установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации, действующим в отношении шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для проверки кодов маркировки, либо включающее в свой состав техническое средство проверки кодов проверки, в отношении которого Федеральной службой безопасности Российской Федерации выдан документ о его соответствии установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации, действующим в отношении шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для проверки кодов маркировки (п. 2 Правил)).

Согласно п. 10 (1) Правил, товары, маркированные средствами идентификации, преобразованными участниками оборота товаров из кодов маркировки, предоставленных им оператором до даты ввода обязательной маркировки таких товаров, признаются маркированными надлежащим образом при условии внесения в информационную систему мониторинга сведений о нанесении на указанные товары средств идентификации на дату ввода обязательной маркировки таких товаров.

Код маркировки - уникальная последовательность символов, формируемая оператором, состоящая из кода идентификации и кода проверки; код идентификации - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара (п. 2 Правил).

Таким образом, каждой единице товара, введенной в оборот, присваивается уникальный код.

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Правил).

Под «вводом товара в оборот на территории Российской Федерации», исходя из п. 2 Правил, понимается первичная возмездная или безвозмездная передача товара от производителя новому собственнику либо иному лицу в целях ее отчуждения такому лицу или для последующей реализации, которая делает его доступным для распространения и (или) использования.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем Эбель О.В. осуществляется деятельность по реализации молочной продукции с нарушением установленного порядка маркировки (повторные продажи), определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 №2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции». Эти нарушения выражены в форме действий и поскольку совершаются в нарушение вышеуказанных нормативно-правовых актов, то есть являются противоправными.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Поскольку противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по реализации молочной продукции с нарушением установленного порядка маркировки (повторные продажи) имеют место быть до настоящего времени, то суд полагает необходимым исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к индивидуальному предпринимателю Эбель О.В. удовлетворить.

При этом суд полагает установить ответчику срок для устранения нарушений, с учетом времени, необходимого на вступление решения суда в законную силу и разумного времени, необходимого на устранение недостатков до 01 апреля 2024 года.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах Луниной С.В. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к индивидуальному предпринимателю Эбель О.В., с учетом их уточнения, удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Эбель О.В., ИНН , ОГРНИП 304224409900148 прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по реализации молочной продукции с нарушением установленного порядка маркировки (повторные продажи), определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 №2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции» в срок до 01 апреля 2024 года.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Эбель О.В. государственную пошлину в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального образования Кытмановский район Алтайского края.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 1 (Одного) месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.Б.Дыренкова

Дата вынесения решения в окончательной форме 22 января 2024 года.