дело № 2-4520/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 16 декабря 2020 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Эркеновой Ю.Б., при секретаре Купиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФГБВУ «Центррегионводхоз», Филиалу по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марий Эл ФГБВУ «Центррегионводхоз» об обязании принять меры по очистке Куйбышевского и Чебоксарского водохранилищ,
УСТАНОВИЛ:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с иском к ФГБВУ «Центррегионводхоз», Филиалу по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марий Эл ФГБВУ «Центррегионводхоз» об обязании принять меры по очистке Куйбышевского и Чебоксарского водохранилищ, а именно обязать ФГБВУ «Центррегионводхоз» принять меры по очистке Куйбышевского водохранилища от затонувших бесхозных судов (их частей и механизмов) расположенных на 1232,6 кмс.х. реки Волги (географические координаты № 55°58"4.92" Е 48°0"43.08") Звениговского района Республики Марий Эл от железобетонной конструкции (дебаркадера) в полузатопленном состоянии и на 1208,0 кмс.х. реки Волги (географические координаты № 56°07"49.58" Е 47°49"47.46") Звениговского района Республики Марий Эл от железобетонной конструкции (дебаркадера) в полузатопленном состоянии и Чебоксарского водохранилища от затонувших бесхозных судов (их частей и механизмов) расположенных на 1117,0 кмс.х. реки Волги (географические координаты № 56°19"50.79" Е 46°35"42.01") г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл от железобетонной конструкции (платформы дебаркадера) в полузатопленном состоянии, на 1117,0 кмс.х. реки Волги (географические координаты № 56°20"3.56" Е 46°35"37.84") г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл от корпуса плавучего средства с надстройкой в полузатопленном состоянии, на 27,3 км с.x., р. Сура (географические координаты № 56°02"13.6" Е 46°09"52.5") от полузатопленной баржи-площадки.
В обоснование исковых требований указано, что проведенной Волжской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере природопользования и охраны водных объектов установлено, что в Куйбышевском и Чебоксарском водохранилищах на территории Республике Марий Эл размещено 5 полузатонувших бесхозных судов.Проведенной проверкой установлено, что в Куйбышевском водохранилище в настоящее время находится на 1232,6 кмс.х. реки Волги (географические координаты № 55°58"4.92" Е 48°0"43.08") Звениговского района Республики Марий Эл от железобетонной конструкции (дебаркадера) в полузатопленном состоянии и на 1208,0 кмс.х. реки Волги (географические координаты № 56°07"49.58" Е 47°49"47.46") Звениговского района Республики МарийЭл от железобетонной конструкции (дебаркадера) в полузатопленном состоянии и Чебоксарского водохранилища от затонувших бесхозных судов (их частей и механизмов) расположенных на 1117,0 кмс.х. реки Волги (географические координаты № 56°19"50.79" Е 46°35"42.01") г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл от железобетонной конструкции (платформы дебаркадера) в полузатопленном состоянии, на 1117,0 кмс.х. реки Волги (географические координаты № 56°20"3.56" Е 46°35"37.84") г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл от корпуса плавучего средства с надстройкой в полузатопленном состоянии, на 27,3 км с.x., р. Сура (географические координаты № 56°02"13.6" Е 46°09"52.5") от полузатопленной баржи-площадки. По информации ФБУ «Администрация волжского бассейна» остатки судов непригодны к буксировке. В Куйбышевском водохранилище 2 остатка судов в 2015 году отнесены к числу бесхозяйных вещей и в Чебоксарском водохранилище 2 остатка судов в 2019 году отнесены к числу бесхозяйных вещей. Установить владельцев указанных плавсредств не представляется возможным. Выведенные из эксплуатации и затопленные суда являются источниками загрязнения водных объектов химическими веществами и оказывают негативное воздействие на качество поверхностных вод Куйбышевского и Чебоксарского водохранилищ, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов. ФГБВУ «Центррегионводхоз является ответственным лицом по осуществлению мер и выполнению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, реализации мероприятий по охране водных объектов, находящихся в зоне деятельности ответчика, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, выполнение мероприятий по ликвидации последствий указанных явлений. Обязанность по принятию мер по очистке Куйбышевского и Чебоксарского водохранилицна территории Республике Марий Эл от 4 полузатонувших бесхозных судов с их последующей утилизацией возложена именно на ответчика. Непринятие мер по организации подъеме вышедших их эксплуатации плавательных средств, создает угрозу экологической безопасности населения и тем самым нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебное заседание явился представитель истца – старший помощник прокурора Разумов А.В., исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебное заседание явились представитель ответчика Филиала по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марий Эл ФГБВУ «Центррегионводхоз» ФИО1, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поддержал пояснения, изложенные в возражениях на исковое заявление, письменные объяснения, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, не возражал против удовлетворения исковых требований, ФБУ «Администрация Волжского бассейна» ФИО3, просила отказать в удовлетворении исковых требований, Федерального агентства водных ресурсов ФИО4, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание не явились представители ответчика третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Средневолжского территориального управления Росрыболовства, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, просит исковые требования удовлетворить, администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды») охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Основные принципы охраны окружающей среды указаны в статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 ФЗ«Об охране окружающей среды».).
Статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 56 ВК РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ) внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации; судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом.
Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации (статья 7 КВВТ РФ).
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года № 1900-р «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации» в перечень водных путем Российской Федерации включены Куйбышевское и Чебоксарское водохранилища.
Администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом (статья 3 КВВТ РФ).
Обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества указаны в статье 47.1 КВВТ РФ.
Согласно статье 49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.
Бесхозяйное судно подлежит учету администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с правилами учета бесхозяйных судов, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (статья 19 КВВТ РФ).
Согласно Правилам учета бесхозяйных судов, утвержденных приказом Минтранса России от 2 октября 2014 года № 218, судно, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо от права собственности на которое собственник отказался, выявленное в соответствующем бассейне внутренних водных путей, подлежит учету в качестве бесхозяйного судна администрацией бассейна внутренних водных путей (далее - Администрация) в соответствии с настоящими Правилами. Выявление бесхозяйных судов осуществляется Администрацией путем проведения мониторинга текущей судоходной обстановки бассейна внутренних водных путей с использованием информации об их обнаружении при выполнении работ по содержанию внутренних водных путей, осуществлении государственного портового контроля и иных функций, возложенных на Администрацию в соответствии с Кодексом, а также по результатам проверки информации об обнаружении бесхозяйных судов, полученной от физических и юридических лиц. При выявлении бесхозяйного судна Администрация осуществляет мероприятия по подготовке материалов для идентификации бесхозяйного судна, для чего составляется опись основных параметров и характеристик судна (далее - опись бесхозяйного судна), которые можно установить путем визуального осмотра выявленного бесхозяйного судна. После учета бесхозяйного судна Администрация принимает меры по установлению владельца такого судна путем проверки наличия совпадений данных описи бесхозяйного судна с информацией о зарегистрированных судах в информационной системе централизованного учета зарегистрированных судов.
Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении обследования в акватории и прибрежной защитной полосе Куйбышевского и Чебоксарского водохранилищ (р. Волга) и реки Сура выявлены следующие затопленные и полузатопленные плавательные средства (их части): Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, река Волга, 1117,0 км с.х.координаты № 56°20"3.56" Е 46°35"37.84". Корпус плавучего средства с настройкой (идентифицировать затруднительно).Учитывая расположение плавсредства на водном объекте, объект оказывает минимальное негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, занимая площадь нерестилищ фитофильных видов рыб под своей поверхностью. Целесообразно вывезти и утилизировать объект, при соблюдении всех мер предосторожности извлечения корпуса плавсредства с помощью сухопутного крана не повлечет вреда водным биоресурсам и среде их обитания; Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, река Волга, 1117, 0 км с.х. координаты: № 56°19"50.79" Е 46°35"42.01". Железобетонная конструкция (платформа дебаркадера) располагается у берега. Учитывая, что железобетонная платформа дебаркадера является частью берега, сильно заилена и засыпана грунтом, на частях, выходящих в акваторию сформировался биоценоз, корпус дебаркадера служит субстратом для перифитона и обитающих в нем факультативно-бентосных организмов. Конструкция не содержит потенциально опасных загрязняющих веществ и не оказывает негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания. Излечение и утилизация нецелесообразны, так как это может повлечь ущерб водным биоресурсам и среде их обитания при проведении работ по извлечению в результате гибели водных организмов и создания шлейфа повышенной мутности, попав в зону летальных концентраций которых может погибнуть большое количество планктонных организмов. В настоящее время платформа дебаркадера используется в качестве берегоукрепления и одновременно причального сооружения. Подъем железобетонной конструкции повлечет изменение береговой полосы, поэтому, помимо перечисленных ранее обстоятельств, осложняется также необходимостью разработки проектной документации; Республика Марий Эл, Горномарийский район, р. Сура, 27, 3 км с.х. координаты: № 56°02"13.6" Е 46°09"52.5". Железобетонная конструкция (баржа-площадка) частично погружена в воду, частично на берегу. Учитывая, что баржа является частью берега, сильно заилена и засыпана грунтом, на частях, выходящих в акваторию, формировался биоценоз, данное судно служит субстратом для перифитона и обитающих в нем факультативно-бентосных организмов. Конструкция не содержит потенциально опасных загрязняющих веществ и не оказывает негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания. Извлечение и утилизация нецелесообразны, так как это может повлечь ущерб водным биоресурсам и среде из обитания при проведении работ по извлечению в результате гибели водных организмов и создания шлейфа повышенной мутности, попав в зону летальных концентрация которых может погибнуть большое количество планктонных организмов. Подъем баржи повлечет изменение береговой полосы, поэтому, помимо перечисленных ранее обстоятельств, осложняется также необходимостью разработки проектной документации; Республика Марий Эл, Звениговский район, река Волга, 1208,0 км, с.х. левый берег, координаты: № 56°07"49.58" Е 47°49"47.46", железобетонная конструкция (дебаркадер) в полузатопленном состоянии. Учитывая, что дебаркадер является частью берега, сильно заилен и засыпан грунтом, на частях, выходящих в акваторию, формировался биоценоз, данныйобъект служит субстратом для перифитона и обитающих в нем факультативно-бентосных организмов. Конструкция не содержит потенциально опасных загрязняющих веществ и не оказывает негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания. Извлечение и утилизация нецелесообразны, так как это может повлечь ущерб водным биоресурсам и среде из обитания при проведении работ по извлечению в результате гибели водных организмов и создания шлейфа повышенной мутности, попав в зону летальных концентрация которых может погибнуть большое количество планктонных организмов. В настоящее время корпус дебаркадера используется в качестве берегоукрепления и одновременно причального сооружения.Подъем дебаркадера повлечет изменение береговой полосы, поэтому, помимо перечисленных ранее обстоятельств, осложняется также необходимостью разработки проектной документации; Республика Марий Эл, Звениговский район, река Волга, 1232,6 км,с.х. левый берег, координаты: № 55°58"4.92" Е 48°0"43.08". Железобетонная конструкция (дебаркадер) в полузатопленном состоянии. Учитывая, что дебаркадер является частью берега, сильно заилена и засыпана грунтом, на частях, выходящих в акваторию, формировался биоценоз, данное судно служит субстратом для перифитона и обитающих в нем факультативно-бентосных организмов. Конструкция не содержит потенциально опасных загрязняющих веществ и не оказывает негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания. Извлечение и утилизация нецелесообразны, так как это может повлечь ущерб водным биоресурсам и среде из обитания при проведении работ по извлечению в результате гибели водных организмов и создания шлейфа повышенной мутности, попав в зону летальных концентрация которых может погибнуть большое количество планктонных организмов. Подъем дебаркадера повлечет изменение береговой полосы, поэтому, помимо перечисленных ранее обстоятельств, осложняется также необходимостью разработки проектной документации.
В соответствии со статьями 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что затонувшие бесхозные суда несут негативное воздействие на водные биоресурсы, создает угрозу экологической безопасности; наоборот, как видно из материалов дела, их извлечение может повлечет ущерб водным биоресурсам и окружающей среде. Также не представлены доказательства того, что именно ФГБВУ «Центррегионводхоз», Филиал по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марий Эл ФГБВУ «Центррегионводхоз» обязаны принять меры по очистке Куйбышевского и Чебоксарского водохранилищ; указанные в исковом заявлении суда являются бесхозными.
На основании вышеизложенного суда приходит к выводу о том, что исковые требования исковые требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФГБВУ «Центррегионводхоз», Филиалу по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марий Эл ФГБВУ «Центррегионводхоз» об обязании принять меры по очистке Куйбышевского и Чебоксарского водохранилищ удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФГБВУ «Центррегионводхоз», Филиалу по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марий Эл ФГБВУ «Центррегионводхоз» об обязании принять меры по очистке Куйбышевского и Чебоксарского водохранилищ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Б. Эркенова
Мотивированное решение
составлено 23 декабря 2020 года.