ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4521/14 от 10.12.2014 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-4521/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2014 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Шабаровой И.А.,

при секретаре Исуповой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах ФИО2 ФИО1 к Администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Костромского района в интересах ФИО3 обратился в суд с иском к Администрации Костромской области о возложении обязанности на субъект Российской Федерации – Костромскую область в лице Администрации Костромской области предоставить ФИО3 на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Костромского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области. Заявленное требование мотивировано тем, что прокуратурой Костромского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлена ФИО3, <дата> года рождения, не имеющая жилого помещения. Решением Костромского районного суда Костромской области от <дата>.... С этого момента ФИО3 приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. На основании постановления главы администрации Костромского района от <дата> ФИО3 была направлена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коррекционного вида. В соответствии с п. 2 указанного постановления за ФИО3 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. С <дата> по <дата> ФИО3 находилась в ГОУ «Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат». Затем в период с <дата> по <дата> обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище » <адрес>, в период с <дата> по <дата> находилась в ОГУ «Костромской СРЦ для несовершеннолетних «Родничок», в период с <дата> по <дата> обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище » <адрес>. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи, заключенного <дата> между колхозом 50-летия СССР и ФИО16 (бабушкой ФИО3), принадлежало на праве собственности ФИО11, умершей <дата>. Мать ФИО3 в права наследования не вступала, .... Согласно заключению Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от <дата>-кр признано невозможным проживание ФИО3 в жилом помещении по адресу: <адрес>. По данным УФМС по Костромской области от <дата> помимо ФИО3 по указанному адресу зарегистрировано 4 человека. Таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. В мае 2014 года ФИО3 обратилась с заявлением в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области (далее по тексту - ДСЗН, ОиП Костромской области) о включении ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом ДСЗН, ОиП Костромской области от <дата> ФИО3 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно данным Костромского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Управления Росреестра по Костромской области жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ФИО3 не имеет. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с п.п. 24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). В соответствии со ст. 10.1 Закона Костромской области «О специализированном жилищном фонде Костромской области» № 196-4 ЗКО указанной категории граждан администрацией Костромской области по месту жительства, в порядке, установленном настоящим Законом, однократно предоставляются благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. ФИО3 приобрела право на получение жилого помещения, однако до настоящего времени указанное право не реализовано.

Истица ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании помощник прокурора Бобкова М.Г. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации Костромской области по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, ссылаясь на то, что истцом не совершено юридически значимых действий. Администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку предоставление жилого помещения не входит в полномочия администрации области, т.к. учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных в установленном порядке нуждающимися в получении жилого помещения, контроль за предоставлением им жилых помещений осуществляет ДСЗН, ОиП Костромской области. Полагает, что на момент наступления ФИО3 18 лет она была обеспечена жилым помещением, так как жилье, расположенное по адресу: <адрес>, не признано непригодным для проживания, на <дата> в нем было зарегистрировано только два человека, следовательно, площади помещения хватало для проживания в нем ФИО3 Нежелание истицы вступать в права наследства после смерти бабушки не является значимым юридическим фактом, так как своим бездействием ФИО3 ухудшает свое имущественное положение, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, лишает истца права постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения в течение последующих 5 лет. Законом не установлен срок реализации права наследника для вступления в наследство, она может его реализовать в любое время по своему усмотрению, тем самым, нарушая права иных лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дело судом рассмотрено в отсутствие представителей 3-х лиц: Департамента социальной зашиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамента финансов Костромской области, Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, о времени и месте судебного заседания 3-и лица извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные отзывы.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Судом установлено, что ФИО3, <дата> г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ...), .... Записью акта о смерти от <дата> подтверждается, что ФИО4 умерла <дата> (л.д. 11).

В соответствии с постановлением Главы местного самоуправления Костромского района от <дата>, ФИО3, <дата> года рождения, направлена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коррекционного вида. За ФИО3 сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 13).

В соответствии с приказом Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромскому муниципальному району ДСЗН, ОиП <адрес> от <дата>-ОП, ФИО1 направлена в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 11» г. Галича на полное государственное обеспечение с <дата> (л.д. 14).

Приказом ГОУ НПО «Профессиональное училище № 11» от <дата> ФИО3 зачислена с <дата> в группу № 13 по профессии «Мастер отделочных строительных работ» (л.д. 15).

Уведомлением Управления Росреестра по Костромской области от <дата> подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 21).

Согласно ответу ГП «Костромаоблтехинвентаризация» от <дата> объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> на техническом учете в ГП «Костромаоблтехинвентаризация» не состоит (л.д. 23).

Согласно ответу на запрос ОУФМС России по Костромской области в Костромском районе от <дата> по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО3, <дата> г.р., ФИО7, <дата> г.р., ФИО8, <дата> г.р., ФИО9, <дата> г.р., ФИО10, <дата> г.р. (л.д. 18).

Протоколом Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от <дата> и заключением Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от <дата>-кр признан невозможным факт проживания ФИО3 в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 19,20).

Уведомлением Управления Росреестра по Костромской области от <дата> подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах ФИО3, <дата> г.р., на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества (л.д. 22).

Согласно ответу Костромского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от <дата>, по данным правовой картотеки приватизированного жилья, сведений о правах на жилые помещения за ФИО3, <дата> г.р., не зарегистрированы (л.д. 25).

Уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от <дата> и ответом ГП «Костромаоблтехинвентаризация» от <дата> подтверждается, что отсутствует информация о правах ФИО4, <дата> г.р., на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества (л.д. 48, 110).

По данным администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района <адрес> ФИО3 не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма на территории Сущевского сельского поселения. (л.д. 24).

Приказом ДСЗН, ОиП Костромской области от <дата> ФИО3, <дата> г.р., включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 17).

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом третьим указанной статьи предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В силу пп. 3 п. 4 указанной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно копии договора от <дата>, представленной в материалы дела, ФИО6 купила у колхоза им. 50-летия СССР деревянное домовладение с пристройками, покрытое шифером, расположенное по адресу: <адрес><адрес> (л.д. 26).

На основании Постановления главы Сущевской сельской администрации от <дата> «Об упорядочении нумерации домов и названия улиц в населенных пунктах» дому, принадлежащему на праве собственности умершей ФИО11, расположенному по адресу: <адрес> присвоен (л.д. 44).

В соответствии со справкой-выпиской по состоянию на <дата> год, выданной администрацией Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района <адрес> от <дата>, ФИО11,, умершей <дата>, на праве собственности принадлежит дом, находящийся по адресу: <адрес>. Техническая характеристика объекта: жилой дом, год возведения – ... год (перевезен), материал кровли – шифер, материал стен – дерево, общая площадь – ... кв.м., жилая площадь ... кв.м. По вышеуказанному адресу зарегистрированы: ФИО3, .... (глава), ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сестра), ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (дочь), ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (племянник), ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (дочь) (л.д. 47).

Сведения по общей и жилой площади, а также сведения о техническом состоянии дома, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждаются копией инвентарного дела, регистр. (л.д. 52-65).

Заключением Межведомственной комиссии от <дата>, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не признано непригодным для проживания (л.д. 104).

Решением от <дата> Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека в отдельном жилом помещении (л.д. 46).

В ответе от <дата> за нотариус нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области ФИО12 сообщила, что наследственного дела на имущество ФИО17 умершей <дата>, не заводилось (л.д. 108).

Поскольку в настоящее время обеспеченность жилым помещением ФИО3 составляет ... кв.м. общей площади жилого помещения, что составляет менее учетной нормы, то она обоснованно признана нуждающимся в жилом помещении и подлежит обеспечению жильем в соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от <дата>). Однако гарантированная государством социальная поддержка граждан из числа детей-сирот по предоставлению жилого помещения в отношении ФИО3 до настоящего времени не реализована.

Судом не принимаются доводы представителя ответчика относительно того, что у ФИО3 имеется возможность вступить в права наследства после смерти бабушки, ФИО6, поскольку вступление в права наследства является правом истца, а не его обязанностью. В случае оформления наследственных прав на указанный дом, истица не перестанет быть нуждающейся в получении жилого помещения, поскольку она не будет обеспечена нормой жилого помещения, установленной в Костромском районе.

В соответствии со ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции от 28.12.2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05.10.2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1).

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (ч.2).

Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области (ч.3).

Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что администрация Костромской области является надлежащим ответчиком по данному делу.

С учетом вышеуказанных норм материального права, а также установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора в интересах ФИО3 подлежат удовлетворению.

Жилое помещение ФИО3 должно быть предоставлено в соответствии с п.10 ст.10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» по договору найма специализированных жилых помещений в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным статьей 6 Закона Костромской области от 25.12. 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма".

Доводы представителей ответчика и третьих лиц о том, что ФИО3 не может быть обеспечена жильем в установленном законом порядке, т.к. на территории Костромского муниципального района отсутствует свободное жилое помещение специализированного жилищного фонда, принадлежащее казне Костромской области, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку право лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения и обязанность администрации Костромской области предоставить этому лицу жилое помещение не зависят от наличия свободных жилых помещений.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Костромского района в интересах ФИО2 ФИО1 удовлетворить.

Обязать субъект Российской Федерации – Костромскую область в лице Администрации Костромской области предоставить ФИО2 ФИО1 на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Костромского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения суда в Костромской областной через Свердловский районный суд г.Костромы.

Судья Шабарова И.А.