Дело № 2-4522/26-2019
46RS0030-01-2019-005553-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2019 года
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего судьи Скрипкиной Е.Ю.,
при секретаре Оксюк К.Ю.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «САБ по уборке г. Курска» о возложении обязанности осуществить перерасчет платы за обращение с ТКО и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику АО «САБ по уборке г. Курска» возложении обязанности осуществить перерасчет платы за обращение с ТКО по лицевому счету № № по адресу <адрес> за весь период отсутствия зарегистрированных и проживающих в указанном жилом помещении лиц и взыскании компенсации морального вреда в размере 70000 руб. 00 коп., указав, что ФИО1 является единственным собственником двух жилых помещений, расположенных по адресам <адрес> и <адрес>; в связи с этим на имя ФИО1 открыто два лицевых счета для оплаты услуг по обращению с ТКО: № № (<адрес>) и № № (<адрес>); в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, никто не зарегистрирован и не проживает, в силу чего услуга по обращению с ТКО исходя из норматива 1,5 м? накопления ТКО в год по данному адресу ФИО1 не предоставляется, поскольку накопления ТКО не происходит; с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 зарегистрирована и постоянно проживает по адресу <адрес>; по этому же адресу ФИО1 регулярно за себя осуществляет оплату расходов по обращению с ТКО; учитывая, что расчет платы по обращению с ТКО по адресу <адрес> осуществляется не по числу собственников жилого помещения, а по числу зарегистрированных/проживающих лиц, данные о зарегистрированных/проживающих в указанном жилом помещении лицах известны АО «САБ по уборке г. Курска»; ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратилась в АО «САБ по уборке г. Курска» с просьбой произвести перерасчет платы за обращение с ТКО по адресу <адрес>, но получила отказ от ответчика.
В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 уточнила свои исковые требования; просила обязать АО «САБ по уборке г. Курска» произвести перерасчет платы за обращение с ТКО по лицевому счету № № по адресу <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ года в виде полной отмены каких-либо начислений платы по обращению с ТКО, взыскать компенсацию морального вреда в размере 70000 руб. 00 коп. и штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом.
Представитель ответчика АО «САБ по уборке г. Курска» в судебное заседание не явился; просил дело слушанием отложить в связи с невозможностью участия.
Суд с учетом мнения истца ФИО1 полагал, что ходатайство представителя АО «САБ по уборке г. Курска» об отложении рассмотрения дела удовлетворению не подлежит, поскольку ответчиком не представлено доказа-
тельств того, что юридическое лицо не имеет возможности направить в суд своего представителя, в связи с чем суд полагал возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика АО «САБ по уборке г. Курска».
В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Выслушав истца ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязанысвоевременнои полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленногочастью 3 статьи 169настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2)платуза содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удов-
летворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В силу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан впорядкеи в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том численормативовнакопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации впорядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленнуюзаконодательствомРоссийской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.Правилапредоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а такжеправила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Комитета ЖКХ и ТЭК курской области от 06 декабря 2016 года № 146 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для Курской области.
С учетом Единого тарифа на услугу регионального оператора, а также нормативов накопления ТКО для Курской области плата за обращение с отходами составляла 100,44 руб.
В соответствии с приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 17 декабря 2018 года установлены новые нормативы накопления ТКО. Для физических лиц норматив равен 1,5м? на человека.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является единственным собственником двух жилых помещений, расположенных по адресам <адрес> и <адрес>. В связи с этим на имя ФИО1 открыто два лицевых счета для оплаты услуг по обращению с ТКО: № № (<адрес> и № <адрес> (<адрес>
В жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает, в силу чего услуга по обращению с ТКО исходя из норматива 1,5 м? накопления ТКО в год по данному адресу ФИО1 не предоставляется.
ФИО1 оплачиваются услуги Регионального оператора по обращению с ТКО по адресу <адрес>
В соответствии с п. 148(1) постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Согласно п. 148(36) указанного постановления при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В силу п. 148(44) указанного постановления при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Поскольку размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том численормативовнакопления твердых коммунальных отходов), ФИО1 ответчиком не могут быть оказаны услуги по сбору ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, установленных в Курской области на одного человека, по месту нахождения ее жилых помещений одновременно. ФИО1, являющаяся собственником двух жилых помещений, вынуждена нести бремя роста тарифов науслугу «Обращение сТКО», оплачивая засбор иутилизацию отходов покаждому принадлежащему ей помещению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ ответчика в проведении перерасчета платы за обращение с ТКО по лицевому счету № <***> по адресу <адрес> за весь период отсутствия зарегистрированных и проживающих в указанном жилом помещении лиц не обоснован, в связи с чем исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 15 закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральныйвред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Принимая во внимание обстоятельства дела, исходя из требования разумности и справедливости, суд приходит к убеждению о том, что размер компенсации морального вреда, заявленный истцом, является необоснованно завышенным, а потому размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, подлежит снижению до 5000 руб. 00 коп.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ с ответчика АО «САБ по уборке г. Курска» в доход бюджета муниципального образования «город Курск» подлежат возмещению судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, от которой освобожден истец в силу подп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ, в размере 600 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Обязать АО «САБ по уборке г. Курска» произвести перерасчет платы за обращение с ТКО по лицевому счету № № по адресу <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ в виде полной отмены начислений платы по обращению с ТКО за весь период отсутствия зарегистрированных и проживающих в указанном жилом помещении лиц.
Взыскать с АО «САБ по уборке г. Курска» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 5000 (пять тысяч) руб. 00 коп.
Взыскать с АО «САБ по уборке г. Курска» судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, от которой освобожден истец в силу подп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ, в размере 600 (шестьсот) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 сентября 2019 года.
Судья: подпись Е.Ю. Скрипкина