ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4524/19 от 14.10.2019 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2019 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Оглоблиной М.П., при секретаре Суворовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 4524/2019 по заявлению Администрации г. Иркутска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась администрация г. Иркутска с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, указав в обоснование заявления следующее.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Положения о порядке регистрации и использования бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории г. Иркутска, Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей администрация г. Иркутска обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> (далее – Управление Росреестра) с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества:

- сеть водоснабжения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,

- сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,

- сеть теплоснабжения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,

- проезжая часть по адресу: <адрес обезличен> от строения <Номер обезличен> по <адрес обезличен> до выездного знака, кадастровый <Номер обезличен>.

20, 25, 29.06.2018 Управлением Росреестра в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) внесены записи о принятии на учет указанного бесхозяйного имущества, что подтверждается выписками из ЕГРП.

По истечении года со дня постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет в Управлении Росреестра собственник объектов недвижимости установлен не был. По состоянию на 09.07.2019 указанные недвижимые вещи в реестре федерального имущества не значатся, что подтверждается ответом от 09.07.2019 Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области. Согласно ответу Министерства имущественных отношений Иркутской области от 12.07.2019 указанные объекты в реестре государственной собственности Иркутской области не значатся. Согласно ответу Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 10.07.2019 сведений о зарегистрированных правах на указанные бесхозяйные недвижимые вещи не имеется. В реестре муниципального имущества г. Иркутска указанные недвижимые вещи также не значатся, что подтверждается письмом от 02.07.2019. Учитывая, что в настоящее время бесхозяйные недвижимые вещи находятся на учете в качестве бесхозяйного имущества более одного года, администрация г. Иркутска в соответствии с Уставом г. Иркутска и Гражданским процессуальным кодексом (далее - ГПК РФ) просит суд признать право собственности муниципального образования г. Иркутск на указанное бесхозяйное недвижимое имущество.

Заявитель - Администрация г. Иркутска, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, её представитель Свиридова Е.В. (действующая на основании доверенности от 06.05.2019) в судебное заседание не явилась, просит суд о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д. 44, 45, 46, 47, 56, 57).

Заинтересованное лицо - Управление Росреестра, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, его представитель Полозова В.А. (действующая на основании доверенности от 16.08.2019) в судебное заседание не явилась, в отзыве на заявление Администрации г. Иркутска просит суд рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 46, 48, 49 – 54, 58, 59).

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и заинтересованного лица в соответствии с ч.ч. 3 - 5 ст. 167 ГПК РФ.

Огласив заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает общие основания приобретения права собственности.

Одни из таких оснований, связанные с устранением ненадлежащего положения имущества в хозяйственном обороте, предусмотрены п. 3 ст. 218ГК РФ.

В соответствии с данной нормой права в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 ст. 225ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с п. 1.2 Положения «О порядке регистрации и использования бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории города Иркутска», утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 05.12.2011 № 005-20-280449/1, к бесхозяйному имуществу относится имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которое собственник отказался, находящееся на территории города Иркутска, в том числе: жилые помещения; нежилые помещения; объекты незавершенного строительства; сети теплоснабжения, водопровода и канализации, электроснабжение, трубы газопровода (далее - Сети); другие объекты недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 291 ГПК РФ в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.

Государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей) осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и его территориальные органы (Указ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;ст. 131ст. 131 ГК РФ; ч.ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действующей до 01.01.2017); ч.ч. 1 и 3 ст. 3 Федерального Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действующей с 01.01.2017); п. 1 Положения «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457; п. 1 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономсоцразвития от 22.11.2013 № 701, действующего до 01.01.2017; п. 2 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономсоцразвития от 10.12.2015 № 931, действующего с 01.01.2017).

Как следует из содержания заявления, Администрация г. Иркутска обратилась в Управление Росреестра с заявлениями о принятии на учет бесхозяйного имущества:

- сеть водоснабжения по адресу: <адрес обезличен> кадастровый <Номер обезличен>,

- сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,

- сеть теплоснабжения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,

- проезжая часть по адресу: <адрес обезличен> от строения <Номер обезличен> по <адрес обезличен> до выездного знака, кадастровый <Номер обезличен>.

Указанные объекты недвижимого имущества приняты на учет как бесхозяйные объекты 20, 25, 28.06.2018, что подтверждается выписками из ЕГРП от 05.07.2019 № КУВИ-001/2019-15772878, от 05.07.2019 № КУВИ-001/2019-15772905, от 05.07.2019 № КУВИ-001/2019-15773027, от 05.07.2019 № КУВИ-001/2019-15773387 (л.д. 8 – 38).

Из указанных выписок следует, что объекты недвижимого имущества:

- с кадастровым <Номер обезличен> представляет собой сооружение коммунального хозяйства – сеть водоснабжения, протяженностью 309 метров, год завершения строительства 2016, адрес: <адрес обезличен> (л.д. 8 – 11);

- с кадастровым <Номер обезличен> представляет собой сооружения коммунального хозяйства – сети водоснабжения, протяженность 65 метров, год завершения строительства 2015, адрес: <адрес обезличен>, <адрес обезличен> (л.д. 12 – 15);

- с кадастровым <Номер обезличен> представляет собой сооружение коммунального хозяйства – сеть теплоснабжения, протяженностью 1056 метров, год завершения строительства 2010, адрес: <адрес обезличен> (л.д. 16 – 27);

- с кадастровым <Номер обезличен> представляет собой сооружение дорожного транспорта – проезжую часть, год завершения строительства 1960, по адресу: <адрес обезличен> от строения <Номер обезличен> по <адрес обезличен> до выездного знака (л.д. 28 – 38).

Из ответа от 09.07.2019 № СИВ-38/13274 Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, республике Бурятия и Забайкальском крае усматривается, что в реестре федерального имущества указанные выше объекты недвижимого имущества не значатся (л.д. 39).

Согласно ответу от 12.07.2019 № 08 – 19 - 677 Министерства имущественных отношений Иркутской области указанные объекты недвижимого имущества в настоящий момент в реестре государственной собственности Иркутской области не учтены (л.д. 40, 41).

Из уведомления ОБГУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 10.07.2019 № 7446/19 на запрос следует, что в документах, находящихся на хранении в ОБГУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», сведения о названных объектах отсутствуют (л.д. 42).

Как следует из ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 02.07.2019 № 505-71-13152/19указанные объекты недвижимого имущества в реестре муниципального имущества г. Иркутска не значатся (л.д. 43).

Таким образом, исследовав представленные доказательства в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу, что собственник недвижимых объектов, указанных выше, неизвестен, поскольку со дня постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет кого-либо имущественного притязания от них не имеется, действий по обеспечению сохранности данного имущества он не предпринимает. Годичный срок с момента постановки указанного сооружения на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества истек, в связи с этим муниципальное образование г. Иркутск вправе требовать признания права муниципальной собственности на указанное имущество.

В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.

Оценивая вышеуказанные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что заявленные администрацией г. Иркутска требования о признании за муниципальным образованием г. Иркутск права собственности на указанное бесхозяйное имущество подлежат удовлетворению. Каких либо доказательств, опровергающих выводы суда, в силу ст. 56, 57 ГПК РФ суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление администрации г. Иркутска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования г. Иркутск на бесхозяйное недвижимое имущество:

- сеть водоснабжения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,

- сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,

- сеть теплоснабжения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,

- проезжая часть по адресу: <адрес обезличен> от строения <Номер обезличен> по <адрес обезличен> до выездного знака, кадастровый <Номер обезличен>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: М.П. Оглоблина

....