ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4528/18 от 04.12.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2018 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Костиной О.В.,

при секретаре Разноглядовой А.Г.,

с участием: представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов об изменении срока проведения капитального ремонта,

установил:

истцы обратились в суд с иском к Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов об изменении срока проведения капитального ремонта. Требования мотивированы тем, что являются собственниками <адрес>, , <адрес>. Указанный дом внесен в Программу капитального ремонта на 2017-2019 года со следующим перечнем работ – ремонт фасада, системы электроснабжения, водоотведения, водоснабжения и теплоснабжения. Однако, перечень работ и сроки проведения ремонта истцов не устраивает, так как фасад дома нуждается в утеплении, а программой предусмотрены только работы по обшивке фасада без утепления. На обращение к ответчику о необходимости внесения соответствующих изменений в программу, перечень, объемы и сроки работ, был получен отказ. Истцы указывают, что в адрес ответчика были направлены результаты обследования фасада и решение общего собрания собственников жилья о внесении изменений в перечень и объем работ по капитальному ремонту. Вместе с тем, Югорский оператор самовольно, в одностороннем порядке принял решение о расходовании средств собственников, чем нарушил их права. На основании изложенного, просят суд обязать Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов перенести срок проведения капитального ремонта – фасада на 2020 год.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, представитель 3-го лица ООО «Управляющая компания «Сервис-3» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения по доводам, изложенным в возражении на иск.

Заслушав представителя ответчика, исследовав и проанализировав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 25.12.2013 года № 568-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домов, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В целях реализации данной программы, определения стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Правительством автономного округа утверждаются краткосрочные (сроком на три года) планы реализации Программы.

Как следует из материалов дела, истец ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> истец ФИО4 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, истец ФИО3 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В соответствии с краткосрочным планом реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО-Югры, на 2017-2019 годы, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 02.09.2016 года № 334-п, в многоквартирном <адрес> в 2018 году запланирован капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и ремонт фасада.

Истцы, обращаясь с настоящим иском в суд, выражают несогласие с перечнем работ и сроком их проведения, указывают на необходимость проведения ремонта фасада с утеплением, в связи с чем просят перенести срок проведения капитального ремонта – фасада на 2020 год.

Согласно ч.1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; 4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

В соответствии с ч. 2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ закреплено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Аналогичные положения организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки содержатся в Законе ХМАО-Югры от 01.07.2013 года № 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО-Югры».

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч. 4 ст. 168 Жилищного кодекса РФ внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме.

В силу положений ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа является гибким правовым механизмом, правовым ориентиром, достижение ее целей не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в сторону увеличения их объема, и при наличии к тому оснований соответствующих изменений (дополнений), подлежащих внесению в региональную программу путем ее актуализации (не реже одного раза в год) и утверждения краткосрочных планов ее реализации.

Таким образом, приведенные выше положения Жилищного кодекса РФ устанавливают возможность внесения в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, чем это установлено региональной программой, а также изменение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 3.5 Порядка актуализации Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домов, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 25.12.2013 года № 568-п в целях внесения изменений в Программу по расширению перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту инициатор направляет региональному оператору соответствующее решение общего собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта конструктивных элементов и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, работы по капитальному ремонту которых входят в состав перечня услуг и (или) работ, установленного частью 1 статьи 166 ЖК РФ и (или) пунктом 1 статьи 15 Закона о капитальном ремонте, которые не были предусмотрены Программой, со сроком выполнения (оказания) таких работ и (или) услуг, определенных в соответствии с критериями очередности согласно пункту 2 статьи 14 Закона о капитальном ремонте.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона ХМАО-Югры от 01.07.2013 года № 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО-Югры» ремонт с утеплением фасада в случае, если необходимость проведения данных работ установлена заключением специализированной организации, подготовленным по результатам энергетического обследования многоквартирного дома в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с п.п. 3.3 Порядка актуализации Программы в случае переноса работ на более поздний срок собственники помещений в многоквартирном доме обязаны приложить решение комиссии об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта и возможности изменения сроков проведения капитального ремонта на более поздние, чем предусмотрено Программой.

Из анализа приведенных положений законодательства следует, что для изменения срока капитального ремонта дома на более поздний и изменения перечня планируемых видов (замена другими видами) услуг и (или) работ по капитальному ремонту требуется: решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении изменений в Программу, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и расширение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту; заключение специализированной организации о необходимости утепления фасада, подготовленное по результатам энергетического обследования многоквартирного дома; решение комиссии об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта и о возможности изменения сроков проведения, капитального ремонта на более поздний срок, чем предусмотрено программой.

Между тем, как следует из материалов дела, указанные документы в адрес ответчика не поступали, доказательств обратного, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлено.

Таким образом, истцами не приведено доказательств, подтверждающих необходимость переноса срока капитального ремонта указанного многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>, который может быть осуществлен только путем внесения изменений непосредственно в саму региональную программу капитального ремонта дома по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В обоснование исковых требований, истцами представлен протокол общего (внеочередного) собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что собственниками помещений принято решение о переносе срока проведения капитального ремонта – фасада на 2020 год.

Согласно ст. 189 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Аналогичные положения содержит ст. 15.1 Закона ХМАО-Югры от 01.07.2013 года № 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ХМАО-Югры».

Как следует из материалов дела, собственники многоквартирного жилого <адрес> были осведомлены о предложении ответчика о проведении в их доме капитального ремонта общего имущества в 2018 году. Однако, решение о проведении капитального ремонта дома в установленный срок собственниками помещений не принималось. В связи чем, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении капитального ремонта в соответствии с предложениями ответчика.

Таким образом, принятое решение общего (внеочередного) собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по истечении установленного срока, не может являться основанием изменения перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, а также сроков проведения капитального ремонта.

Кроме того, указанным решением собственников не разрешен вопрос о расширении перечня работ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта не принималось, в адрес ответчика с приложением соответствующих документов в установленный законом срок не направлялось, капитальный ремонт жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, запланирован на 2017-2019 годы, данный нормативный правовой акт истцами не оспорен, не признан недействительным, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов об изменении срока проведения капитального ремонта, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено и подписано 10 декабря 2018 года.

Судья О.В. Костина

копия верна

Судья О.В. Костина