ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-452/13 от 19.12.2013 Казачинско-ленского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

при секретаре Карповой Л.В.,

с участием старшего помощника прокурора Казачинско-Ленского района Фарутина Д.И., действующего на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

представителя соответчика Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-452/2013 по иску прокурора Казачинско-Ленского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Иркутской области о возложении на Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области обязанности по обустройству безопасного подъема,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Казачинско-Ленского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области о возложении обязанности по обустройству безопасного подъема. В обоснование требования указал, что в ходе проведения проверки соблюдения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры установлено, что вход в здание Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, расположенного по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 16, пом. 1, собственником которого является Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области, не оборудован пандусом. Данное обстоятельство является препятствием, не позволяющим инвалидам, использующим кресла-коляски, беспрепятственно войти в здание. В этой связи на Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области подлежит возложению обязанность по обустройству безопасного подъема-пандуса в помещение, в котором расположен Отдел, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

Определением суда от 04.12.2013 г. к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области в качестве соответчика привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области.

В судебном заседании прокурор Фарутин Д.И. требование о возложении на Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области обязанности по обустройству безопасного подъема в помещение, расположенное по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 16, пом. 1, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 поддержал. Суду пояснил, что требование предъявлено именно к Отделу ПФР в Казачинско-Ленском районе Иркутской области как к социально значимой организации. ОПФР по Иркутской области привлечен к участию в деле только на том основании, что Отделение является собственником помещения, в котором расположен Отдел.

Представитель ответчика Отдела ПФР в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, соответчика ОПФР по Иркутской области ФИО1, действующая на основании доверенностей, требование прокурора Казачинско-Ленского района в защиту интересов неопределенного круга лиц полагала необоснованным, не подлежащим удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определена в ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 15 названного Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Одним из средств конкретизации указанного положения является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса РФ (статьи 2, 24, 48) и Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

Судом установлено, что в ходе проверки прокуратурой Казачинско-Ленского района соблюдения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры выявлено, что вход в здание Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, расположенного по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 16, пом. 1, не оборудован пандусом.

Отсутствие безопасного подъема в здание Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области подтверждено также техническим паспортом на нежилое помещение, расположенное по указанному адресу, от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 16, пом. 1 находится в оперативном управлении Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Иркутской области.

Существующие ограничения (обременения) права: ипотека в силу закона.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение, расположенное по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 16, пом. 1, на праве оперативного управления принадлежит Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Иркутской области.

Ограничения (обременения) права не зарегистрированы.

Данное обстоятельство также подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ .

Давая оценку исследованным в судебном заседании доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора Казачинско-Ленского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Отделу ПФР в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, ОПФР по Иркутской области о возложении на ответчика обязанности по обустройству безопасного подъема подлежит оставлению без удовлетворения.

Приходя к выводу о необоснованности требования прокурора Казачинско-Ленского района, суд исходит из того, что оно заявлено к ответчику на том основании, что Отдел расположен и осуществляет свою деятельность в помещении, соответственно именно ответчик обязан обустроить вход в помещение безопасным подъемом.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с. ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

Пунктом 4 указанной нормы Закона определено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.

Принимая во внимание, что помещение, в котором расположен Отдел ПФР в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 16, пом. 1 принадлежит на праве оперативного управления ОПФР по Иркутской области, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требования прокурора Казачинско-Ленского района.

По мнению суда, обязанность по обустройству безопасного подъема не может быть возложена на Учреждение, которое не обладает какими-либо правами на указанное помещение только на том основании, что оно осуществляет свою деятельность в этом помещении. В противном случае решение суда станет неисполнимым.

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом РФ, общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений. Судом должны приниматься только такие судебные акты, которые могут быть реально исполнены, поскольку иначе судебный акт не будет соответствовать принципу правовой определенности и требованиям ст. 13 ГПК РФ. Предписание суда, принятое по заявленным исковым требованиям, должно позволять его реально исполнить в принудительном порядке и не повлечь необоснованное привлечение к ответственности за неисполнение судебного акта. Соответствующее требованиям ст. 13 ГПК РФ судебное решение должно быть определенным и безусловным, то есть в нем должен быть разрешен вопрос о спорных правах и обязанностях сторон спора.

Поскольку Отдел ПФР в Казачинско-Ленском районе Иркутской области не обладает какими-либо правами в отношении помещения, в котором Отдел осуществляет свою деятельность, по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 16, пом. 1, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требование прокурора Казачинско-Ленского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Иркутской области о возложении на Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинско-Ленском районе Иркутской области обязанности по обустройству безопасного подъема оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья О.В. Семенова