ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-452/19 от 22.01.2019 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2-452/2019

64RS0045-01-2018-008179-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2019 года город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Избаш М.В.,

при секретаре Филипповой К.М.,

участием помощника прокурора Кировского района г.Саратова Сидоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Романовского района Саратовской области в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо – министерство финансов Саратовской области о возложении обязанности предоставить социальную выплату,

установил:

Прокурор Романовского района Саратовской области обратился в суд в интересах ФИО1 с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что многодетная семья ФИО1 составом 5 человек с 18.01.2016 года (распоряжение от 26.01.2016 г.) признана нуждающейся в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства области от 20.11.2013 г. №645-П. В связи с этим, ФИО1 должна быть предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилого помещения. Однако, по состоянию на 23.10.2018 года эта выплата ей не предоставлена. Согласно ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 19 февраля 2016 года закрепленный за истцами номер очередности в сводном списке многодетных семей, нуждающихся в социальных выплатах на строительство приобретение жилых помещений 339. В 2017 году он изменился на 345, а в 2019 году на -331. В настоящее время в собственности истца находится дом площадью 61,9 кв.м. В доме три изолированные комнаты площадью 32,1 кв.м. В указанном доме зарегистрировано 7 человек. Исходя из вышеизложенного, истец просит обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на строительство (приобретение) жилого помещения в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства области от 20.11.2013 г. №645-П.

Истец ФИО1 извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду неизвестны.

Ответчик министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки суду неизвестны.

Третье лицо министерства финансов Саратовской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, причины не явки неизвестны.

Суд, с учетом мнения участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Саратова Сидорова Н.В исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, дала объяснения.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Как следует из ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

Вместе с тем, ст. 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище (пункт 1), используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем представления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2).

Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.

В силу п. 9 ст. 13 ЖК РФ в полномочия субъекта Российской Федерации входят иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской в указанной сфере.

В соответствии со ст. 13 ЖК РФ и Законом Саратовской области от 28.04.2005 г. N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" определены категории граждан, которым в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления жилых помещений по договору социального найма из государственного жилищного фонда области или в форме предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

Реализация данных мероприятий осуществляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства области от 20 ноября 2013 года № 645-П.

Основным разработчиком и государственным заказчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Целью данной программы является комплексное решение проблем жилищной политики, позволяющее сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем повышать уровень доступности жилья для жителей области. Одними из задач Программы являются обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных действующим законодательством.

Порядок предоставления гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений при реализации вышеуказанной подпрограммы утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 5 апреля 2011 года № 181-П, где установлено, что формирование списков на получение социальных выплат осуществляется уполномоченным органом из списка граждан, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, в пределах средств, предусмотренных в бюджете области на реализацию подпрограмм на соответствующий финансовый год, отдельно по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальных выплат был поставлен на жилищный учет.

Социальная выплата предоставляется многодетным семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей, постоянно проживающим на территории Саратовской области в жилом помещении, размер которого не превышает 14 кв. метров общей площади на одного человека, а также многодетным семьям, имеющих трех и более детей (в том числе усыновленных, приемных), если их возраст не превышает 18 лет, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в уполномоченном государственном органе области до 1 января 2011 года в соответствии с условиями областных целевых программ. В случае если несовершеннолетние дети достигли совершеннолетия, социальная выплата предоставляется указанной семье, состоящей на учете в качестве нуждающейся в социальной выплате, если возраст детей, достигших совершеннолетия, не превышает 23 лет и они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

В судебном заседании установлено, семья истца состоит из 5 человек: ФИО1 и ее четверых детей, в том числе трех несовершеннолетних.

Решением уполномоченного органа от 26 января 2016 года семья истца была признана нуждающейся в получении социальной выплаты на строительство жилого помещения с 18 января 2016 года в рамках реализации программы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной структуры до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства области от 20 ноября 2013 года № 645-П.

Согласно ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 19 февраля 2016 года закрепленный за истцами номер очередности в сводном списке многодетных семей, нуждающихся в социальных выплатах на строительство приобретение жилых помещений 339. В 2017 году он изменился на 345, а в 2019 году на -331 (л.д. 11,13, 17-19). В настоящее время в собственности истца находится дом площадью 61,9 кв.м., в котором зарегистрировано 7 человек. В доме три изолированные комнаты площадью 32,1 кв.м. Проживание в указанном доме 7 человек не представляется возможным.

Как следует из возражений представителя ответчика, за период с 2012 по 2017 годы за счет выделенных средств улучшены жилищные условия 41 многодетной семьи, в том числе:

в 2012 году - 20 семей (предоставлено 7 жилых помещений и 13 социальных выплат);

в 2013 году - 4 семей (предоставлено 4 социальные выплаты);

в 2014 году - 4 семей (предоставлено 1 жилое помещение и 3 социальные выплаты);

в 2015 году - 5 семей (предоставлено 3 жилых помещения и 2 социальные выплаты);

в 2016 году - 4 семей (предоставлено 1 жилое помещение и 3 социальные выплаты);

в 2017 году - 4 семей (предоставлено 2 жилых помещений и 2 социальные выплаты).

На 1 марта 2018 года в уполномоченном органе области на жилищном учете состоит 490 многодетных семей (411- на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения и 79 - на получение жилого помещения по договору социального найма), для обеспечения жильем которых необходимо 1,4 млрд. рублей.

На 2018 год бюджетом области предусмотрены средства в размере 5,978 млн. руб. на предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, что позволит улучшить жилищные условия 2-х многодетных семей, и 2,880 млн. рублей на предоставление жилого помещения 1 семье.

По состоянию на 14 января 2019 года номер очередности семьи ФИО1 в сводном списке многодетных семей, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, по Саратовской области - 331. Тогда как, уполномоченным органом за период с 2005 по 2010 годы включительно в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями многодетных семей» областной целевой (комплексной) программы «Обеспечение населения области доступным жильем и развитие жилищного строительства» на 2005-2010 годы нуждающимися в улучшении жилищных условий признано 839 многодетных семей. Поскольку в 2010 году мероприятия по реализации указанной программы были завершены, в настоящее время реализация данных мероприятий осуществляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Право на внеочередное предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения имеют многодетные семьи, зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных до 1 марта 2005 года в установленном порядке непригодными для проживания, и (или) в многоквартирных домах, признанных до 1 марта 2005 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

ФИО1 не представлены документы о признании до 1 марта 2005 года в установленном порядке непригодным для проживания, аварийным и подлежащем сносу жилого помещения, в котором проживает ее многодетная семья. Таким образом, оснований для предоставления во внеочередном порядке социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения семье ФИО1 не имеется.

Предоставление истцам права на предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения до предоставления социальной выплаты согласно очерёдности вне зависимости от достижения детьми совершеннолетнего возраста прямо противоречит требованиям закона и нарушит права иных лиц данной категории, состоящих в списке очередников. Довод истцов о не предоставлении им жилого помещения в установленный законом срок также является ошибочным, в связи с отсутствием указаний в законе на сроки предоставления жилья в порядке очереди. Срок реализации государственной программы по обеспечению доступным жильем – до 2020 года на дату обращения истца в суд не наступил.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 1 ГК РФ условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения именно ответчиком. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

В силу положений ст. 11 ГПК РФ и ст. 3 ГПК РФ защите подлежит только нарушенное право.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Поскольку из представленных ответчиком доказательств, следует, что им принимаются все меры к обеспечению малоимущих лиц жильем, что следует из разработки и исполнения государственной программы по обеспечению указанных лиц жильем в срок до 2020 года, права и законные интересы истцов не нарушены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Романовского района Саратовской области в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо министерство финансов Саратовской области о предоставлении социальной выплаты для улучшения жилищных условий многодетной семьи отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.

Срок изготовления мотивированного решения – 28 января 2019 года.

Судья М.В. Избаш