ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-452/19 от 26.07.2019 Ефремовского районного суда (Тульская область)

Решение

именем Российской Федерации

26 июля 2019г. г.Ефремов Тульской области

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Алексеевой Л.Н.,

при секретаре Садыковой Я.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-452/2019 по иску администрации муниципального образования город Ефремов к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о возложении обязанности проведения мероприятий по рекультивации земельного участка,

установил:

глава администрации МО г.Ефремов ФИО6 обратился в суд с иском администрации МО г.Ефремов к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о возложении обязанности проведения мероприятий по рекультивации земельного участка.

В обоснование заявленного требования указано следующее.

С ноября 2005 года ФИО11 владела на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, вид угодий - пастбище. 06.09.2018 согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) произведена государственная регистрация прекращения права собственности ФИО11 на земельный участок с кадастровым номером №, общая площадь 8300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вследствие отказа от права собственности на него.

В соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права. 28.02.2019 в Едином государственной реестре недвижимости зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ефремов на вышеуказанный земельный участок за номером регистрации №.

С ноября 2005 года ФИО3 владел на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, вид угодий - пастбище. 26.07.2018 отделом муниципального контроля администрации муниципального образования проводилась проверка вышеуказанного земельного участка, в результате которой установлено, что земельный участок длительное время (более трех лет) не используется в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. На части земельного участка произрастает многолетняя сорная растительность, высота травостоя составляет от 60 см. до 1 м., на другой части участка имеются следы производства работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, размещена часть горной: выработки - вскрышные породы, заросшие травянистой растительностью, высота травостоя составляет от 60 см. до 1 м. и деревьями высотой 2 м. Также на территории земельного участка располагается асфальтобетонная площадка примерной площадью 730 кв.м. На участке полностью отсутствуют признаки проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий по борьбе с сорной растительностью, отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота. По результатам проверки ФИО3 предписывалось в установленный законом срок устранить допущенные нарушения. Однако, предписание отдела муниципального контроля администрации муниципального образования ответчиком не исполнено. В результате невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий: по улучшению, защите земли, и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ответчик ФИО3 был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10000 рублей. 28.02.2019 согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) произведена государственная регистрация прекращения права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером №, общая площадь 8300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вследствие отказа от права собственности на него.

В соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права. 28.02.2019г. в Едином государственной реестре недвижимости зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ефремов на вышеуказанный земельный участок за номером регистрации №.

С ноября 2005 года ФИО2 владела на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, вид угодий - пастбище. 20.07.2018 отделом муниципального контроля администрации муниципального образования проводилась проверка вышеуказанного земельного участка, в результате которой установлено, что земельный участок длительное время (более трех лет) не используется в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. На части земельного участка произрастает отдельно стоящие деревья высотой свыше 1 м., многолетняя сорная растительность, высота травостоя составляет от 60 см. до 1 м., на другой части участка имеются следы производства работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, размещена часть горной выработки -вскрышные породы, заросшие травянистой растительностью и деревьями, высотой более 2м. На участке полностью отсутствуют признаки проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий по борьбе с сорной растительностью, отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота. По результатам проверки ФИО2 предписывалось в установленный законом срок устранить допущенные нарушения. Однако, предписание отдела муниципального контроля администрации муниципального образования ответчиком не исполнено. В результате невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земли, и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ответчик ФИО2 была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10000 рублей. 13.03.2019 согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) произведена государственная регистрация прекращения права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №, общая площадь 8300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вследствие отказа от права собственности на него.

В соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при государственной: регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права. 12.03.2019 в Едином государственной реестре недвижимости зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ефремов на вышеуказанный земельный участок за номером регистрации №.

С ноября 2005 года ФИО4 владела на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, вид угодий - пастбище. 12.10.2018 отделом муниципального контроля администрации муниципального образования проводилась проверка вышеуказанного земельного участка, в результате которой установлено, что земельный участок длительное время (более трех лет) не используется в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. На части земельного участка произрастает многолетняя сорная растительность, высота травостоя составляет от 60 см. до 1 м., на другой части участка имеются следы производства работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, размещена часть горной выработки -вскрышные породы, заросшие травянистой растительностью и деревьями, высотой более 2м. На участке полностью отсутствуют признаки проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий по борьбе с сорной растительностью, отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота. По результатам проверки ФИО4 предписывалось в установленный законом срок устранить допущенные нарушения. Однако, предписание отдела муниципального контроля администрации муниципального образования ответчиком не исполнено. В результате невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земли, и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ответчик ФИО4 была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10000 рублей. 29.03.2019 согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) произведена государственная регистрация прекращения права собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером №, общая площадь 8300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вследствие отказа от права собственности на него.

В соответствии с п.4 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при государственной: регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права. 29.03.2019 в Едином государственной реестре недвижимости зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ефремов на вышеуказанный земельный участок за номером регистрации №.

С ноября 2005 года ФИО5 владела на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, вид угодий - пастбище. 12.10.2018 отделом муниципального контроля администрации муниципального образования проводилась проверка вышеуказанного земельного участка, в результате которой установлено, что земельный участок длительное время (более трех лет) не используется в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. На части земельного участка произрастает многолетняя сорная растительность, высота травостоя составляет от 60 см. до 1 м., на другой части участка имеются следы производства работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, размещена часть горной выработки -вскрышные породы, заросшие травянистой растительностью и деревьями, высотой более 2м. На участке полностью отсутствуют признаки проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий по борьбе с сорной растительностью, отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота. По результатам проверки ФИО5 предписывалось в установленный законом срок устранить допущенные нарушения. Однако, предписание отдела муниципального контроля администрации муниципального образования ответчиком не исполнено. В результате невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земли, и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ответчик ФИО5 была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10000 рублей. 28.02.2019 согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) произведена государственная регистрация прекращения права собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером №, общая площадь 8300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вследствие отказа от права собственности на него.

В соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при государственной: регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права. 28.02.2019 в Едином государственной реестре недвижимости зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ефремов на вышеуказанный земельный участок за номером регистрации №.

В силу ст.13 ЗК РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы: земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных, насаждений. В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. В соответствии со ст.ст.77, 78 Федерального закона от 10,01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель. В соответствии с п.3 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Согласно п.26 Правил, лица, исполнительные органы государственной власти, органы: местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Согласно п.35 Правил, прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земель, на земельный участок, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации земель.

Таким образом, ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 в результате ненадлежащего исполнения обязанностей по защите земель, были нарушены условия использования земельного участка не по целевому назначению, не были выполнены обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования.

На основании изложенного, просил суд: возложить на ФИО1 обязанность проведения мероприятия по рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и приведению его в состояние пригодное для использования по целевому назначению, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

возложить на ФИО3 обязанность проведения мероприятия по рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и приведению его в состояние пригодное для использования по целевому назначению, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

возложить на ФИО2 обязанность проведения мероприятия по рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и приведению его в состояние пригодное для использования по целевому назначению, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

возложить на ФИО4 обязанность проведения мероприятия по рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и приведению его в состояние пригодное для использования по целевому назначению, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

возложить на ФИО5 обязанность проведения мероприятия по рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и приведению его в состояние пригодное для использования по целевому назначению, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 11.07.2019 в одно производство объединено гражданское дело №2-452/2019 по иску администрации муниципального образования город Ефремов к ФИО1 о возложении обязанности проведения мероприятий по рекультивации земельного участка, с гражданским делом №2-457/2019 по иску администрации муниципального образования город Ефремов к ФИО2 о возложении обязанности проведения мероприятий по рекультивации земельного участка, с гражданским делом №-458/2019 по иску администрации муниципального образования город Ефремов к ФИО3 о возложении обязанности проведения мероприятий по рекультивации земельного участка, с гражданским делом №-495/2019 по иску администрации муниципального образования город Ефремов к ФИО4 о возложении обязанности проведения мероприятий по рекультивации земельного участка, с гражданским делом №-496/2019 по иску администрации муниципального образования город Ефремов к ФИО5 о возложении обязанности проведения мероприятий по рекультивации земельного участка, и присвоен общий номер 2-452/2019.

В ходе судебного разбирательства по делу истец уточнила исковые требования и просила суд: обязать ФИО1 разработать проект рекультивации нарушенных земель (приведения земель в состояние, пригодное для последующего использования); возложить на ФИО1 обязанность за счет собственных средств провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с проектом рекультивации на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 8300 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> и привести его в состояние пригодное для использования по целевому назначению, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО3 разработать проект рекультивации нарушенных земель (приведения земель в состояние, пригодное для последующего использования); возложить на ФИО3 обязанность за счет собственных средств провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с проектом рекультивации на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 8300 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> и привести его в состояние пригодное для использования по целевому назначению, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО2 разработать проект рекультивации нарушенных земель (приведения земель в состояние, пригодное для последующего использования); возложить на ФИО2 обязанность за счет собственных средств провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с проектом рекультивации на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 8300 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> и привести его в состояние пригодное для использования по целевому назначению, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО4 разработать проект рекультивации нарушенных земель (приведения земель в состояние, пригодное для последующего использования); возложить на ФИО4 обязанность за счет собственных средств провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с проектом рекультивации на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 8300 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> и привести его в состояние пригодное для использования по целевому назначению, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО5 разработать проект рекультивации нарушенных земель (приведения земель в состояние, пригодное для последующего использования); возложить на ФИО5 обязанность за счет собственных средств провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с проектом рекультивации на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 8300 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> и привести его в состояние пригодное для использования по целевому назначению, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.

В дополнение пояснила, что внеплановая выездная проверка земельных участков ответчиков проводилась специалистом отдела муниципального контроля администрации муниципального образования город Ефремов ФИО13 в присутствии собственников спорных земельных участков, в ходе которого он самостоятельно определил, что на данных земельных участках необходима рекультивация, поскольку данные земли не могут быть использованы по их назначению, как пастбище, так как на участках произрастают деревья и часть участков занята горной выработкой, на которой отсутствует плодородный слой почвы и не растет трава, однако, других доказательств, подтверждающих, что почва не является плодородной, не имеется. Кроме того, не имеется доказательств того, что в результате действий ответчиков образовалось повреждение почвенного слоя земли. Их вина заключается в том, что они не косили траву и допустили, что земельные участки заросли деревьями, то есть не использовали участки по целевому назначению и не следили за их состоянием.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал и указал, что в ЗАО имени Красина на общем собрании было принято решение разделить земельные угодья, принадлежащие ЗАО между всеми пайщиками которых было более 400 человек. Каждому пайщику стало принадлежать 7,33 га. пахотной земли и 1 га пастбища. 30.11.2005 им было оформлено свидетельство о государственной регистрации права земельного участка площадью 8300 кв.м., адрес расположения: <адрес>. Отдел Муниципального контроля от 26.07.2018 составил акт проверки №33. На местности границы земельного участка согласно материалам инвентаризации совхоза «Междуречье» и проектом перераспределения земель АОЗТ «Междуречье» Ефремовского района относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид угодий - пастбище, что подтверждается ответом межмуниципального отдела по Ефремовскому и Каменскому районам Управления Росреестра по Тульской области от 10.11.2017 №1783. Его участок к совхозу «Междуречье» не имеет никакого отношения, всегда относился к ЗАО имени Красина. В 2005 году он передал свою земельную долю в аренду ООО «Грибаново», у которого рядом располагался животноводческий комплекс. Договор аренды заключался на 5 лет, арендная плата составляла 5000 рублей в год. Договор заключался в письменном виде, но не сохранился. Межевание земельного участка проводилось в 2005 году, этим занимался Свидетель №1 С 2008 года земельным участком незаконно распоряжался руководитель ООО «Грибаново» Свидетель №1 По данному факту им неоднократно подавались жалобы и заявления в правоохранительные органы, в том числе, и прокуратуру с выездными проверками со стороны представителей земельного контроля на месте расположения его участка и установлением нарушения снятия плодородного слоя земли, однако, результаты этих проверок ему неизвестны. Полагает, что изначально Свидетель №1 отмежевал их земельные участки с заходом на границы карьера, так как намеревался изменить целевое использование земельного участка. В 2018 году Россельхознадзор привлек его к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и назначил штраф в размере 10000 рублей, который он оплатил, но постановление не обжаловал, но он не согласен с постановлением. В феврале 2019 года он отказался от своего земельного участка.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала и указала, что ФИО3 раньше был директором АОЗТ (ЗАО) им.Красина, который дал разрешение на пользование данным земельным участком. После реорганизации АОЗТ (ЗАО) им.Красина эта земля перешла им в долевую собственность, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права земельного участка. У нее в собственности на основании свидетельства о праве собственности на землю от 03.02.1995 была земельная доля общей площадью 7,37 га в СПК им.Красина. В 2005 году она передала свою земельную долю в размере 8300 кв.м., адрес расположения: <адрес>, в аренду ООО «Грибаново», у которого рядом располагался животноводческий комплекс. Договор аренды заключался на 5 лет, арендная плата составляла 5000 рублей в год. Договор заключался в письменном виде, но не сохранился. Межевание земельного участка проводилось в 2005 году, этим занимался Свидетель №1 За пять лет пользования он заплатил 25000 рублей. Свидетель №1 сам оформил все документы по аренде земельного участка, как их подписывала не помнит, но договор на руки он не отдал. Она не знала, что границы ее участка заходят на карьер. Земельный участок она не обрабатывала, так как у нее тяжело болел муж, поэтому было не до этого. В 2017 году Административный муниципальный контроль назначил штраф, так как весь земельный участок был заросший травой. В марте 2019 года она отказалась от своего земельного участка. Считает, что на данном земельном участке никогда не было плодородного слоя почвы, там никогда не сеяли зерновые культуры, а карьер на земельном участке она не копала, поэтому ее вины не имеется.

Ответчик ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала и указала, что на основании свидетельства о праве собственности на землю от 03.02.1995, ей принадлежал земельный пай общей площадью 7,37 га в СПК им.Красина. В 2005 году земельный участок площадью 8300 кв.м для сельскохозяйственного производства был выделен в натуре и присвоен кадастровый №. Свою земельную долю в 2005 году она передала в аренду ООО «Грибаново» на 5 лет. Арендная плата по договору составляла 5000 рублей в год. Письменный договор аренды заключался, она его подписывала, но договор не сохранился. После этого межеванием земельного участка занимался Свидетель №1, на участок не ездила и не показывала кадастровому инженеру границы своего земельного участка. В 2005 году земельный участок был заросший травой, бугор, на котором сейчас горная выработка, тоже был заросший травой, карьера там не было, никакие разработки не велись. В настоящее время в овраге частично отсутствует плодородный слой почвы и торчат камни. Увидела это осенью 2018 года, когда администрация проводила проверку. В 2008 году на соседнем земельном участке с кадастровым № стоял завод ООО «Тулаавтодор», они строили дорогу, копали карьер и брали щебенку, поэтому предполагает, что они частично захватили ее землю. А возможно карьер был и в 2005 году, но его не видела, так как смотрела с другой стороны участка. Никакие строительные разработки не вела, деревьев на ее земельном участке не имеется. С границами, которые определил специалист ФИО13, она не согласна, так как он не является кадастровым инженером, и у него нет специального оборудования. Привлекалась Россельхознадзором к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, был назначен штраф, который она оплатила, постановление не обжаловала, так как согласна с тем, что не следила за земельным участком. В феврале 2019 года она отказалась от своего земельного участка. Иск не признает, так как на земельном участке растет трава, которую можно использовать на корм скоту, деревьев на участке нет, а карьер на земельном участке она не копала.

Ответчик ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала и указала, что у нее в собственности на основании свидетельства о праве собственности на землю от 03.02.1995 была земельная доля общей площадью 7,37 га в СПК им. Красина. В 2005 году она передала свою земельную долю площадью 8300 кв.м, адрес расположения: <адрес>, в аренду ООО «Грибаново», у которого рядом располагался животноводческий комплекс. Договор аренды заключался на 5 лет, арендная плата составляла 5000 рублей в год. Договор заключался в письменном виде, но не сохранился. Межевание земельного участка проводилось в 2005 году, этим занимался Свидетель №1 В 2005 году она не была на земельном участке, но до этого пасла своих коров на нем и видела, что участок был неровный, на участке находились бугры, заросшие травой, но чтобы велась разработка ископаемых, она не видела. Осенью 2018 года, когда представители администрации муниципального образования город Ефремов проводили проверку, она с ФИО5 ездили на участки и видели, что в овраге из земли видна щебенка. Возможно, она и была там в 2005 году, но она ее не видела, так как туда не подходила. В 2008 году увидела, что в районе их земельных участков стоит какая-то вышка, возможно, там велись какие-то карьерные разработки, но кем, не знает. На чьем конкретно земельном участке стояла вышка, она не знает. Где конкретно находятся границы ее земельного участка, не знает. Есть ли в границах ее земельного участка деревья, также не знает. На ее участке расположена часть карьера. В 2018 году Россельхознадзор привлек ее к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и назначил штраф в размере 10000 рублей, который она оплатила, постановление не обжаловала, но она не согласна с постановлением. В феврале 2019 года она отказалась от земельного участка. Иск не признает, поскольку считает, что рекультивация не нужна, так как на этом участке земли не было никогда плодородного слоя почвы, там никогда не сеяли зерновые культуры, там всегда пасли скотину, а для того, чтобы пасти скотину участок пригоден и в настоящее время.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала и указала,что у нее в собственности на основании свидетельства о праве собственности на землю от 20.01.1998 была земельная доля общей площадью 7,37 га в СПК им.Красина. В 2005 году она передала свою земельную долю площадью 8300 кв.м., адрес расположения: <адрес>, в аренду ООО «Грибаново», у которого рядом располагался животноводческий комплекс. Договор аренды заключался на 5 лет, арендная плата составляла 5000 рублей в год. Договор заключался в письменном виде, но не сохранился. Межевание земельного участка проводилось в 2005 году, этим занимался Свидетель №1 В 2005 году она не была на земельном участке, но знала, что участок был неровный, на участке находились бугры, заросшие травой, но чтобы велась разработка ископаемых, она не видела. В отношении ее земельного участка не проводилась проверка специалистами администрации г.Ефремов и она не привлекалась Россельхознадзором к административной ответственности. В сентябре 2018 года она отказалась от земельного участка. Считает, что на данном земельном участке никогда не было плодородного слоя почвы, там никогда не сеяли зерновые культуры, там всегда пасли скотину, а карьер на земельном участке она не копала.

Представитель третьего лица отдела земельного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по г.Москва, Московской и Тульской областям в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской области и Тульской областям в судебное заседание не явился о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель третьего лица ООО «Трансстроймеханизация» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Третье лицо - конкурсный управляющий ООО «Грибаново» ФИО14 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель третьего лица ГУ ТО «Тулаавтодор» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст.13 ЗК РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы: земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно пр.1 ч.2 ст.13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с ч.5 ст.13 ЗК РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных, насаждений.

В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ч.3 ст.76 ЗК РФ, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или их счет.

В соответствии со ст.ст.77, 78 Федерального закона от 10,01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель. В соответствии с п.3 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п.26 Правил, лица, исполнительные органы государственной власти, органы: местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно п.35 Правил, прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земель, на земельный участок, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации земель.

В судебном заседании установлено следующее.

С 30.11.2005 ФИО11 владела на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, вид угодий - пастбище.

С 30.11.2005 ФИО3 владел на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, вид угодий - пастбище.

С 30.11.2005 ФИО2 владела на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, вид угодий - пастбище.

С 30.11.2005 ФИО4 владела на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, вид угодий - пастбище.

С 30.11.2005 ФИО5 владела на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью 8300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, вид угодий - пастбище.

Как следует из пояснений ответчиков, в 2005 году по инициативе генерального директора ООО «Грибаново» Свидетель №1, указанные земельные участки, принадлежащие ответчикам на праве собственности, площадью 8300 кв.м для сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства, вид угодий - пастбище, были выделены в натуре.

Данное обстоятельство также подтверждается материалами землеустроительного дела, подготовленного ОАО «Тульское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие (ОАО «Тульское земпредприятие»), утвержденного 20.06.2005 начальником Ефремовского территориального (межрайонного) отдела федерального Агентства кадастра недвижимости по тульской области ФИО15, на земельный участок кадастровый № площадью 4,98 га, сформированный из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства в процессе производства работ по проведению межевания объекта землеустройства и составлению карты (плана) земельного участка, при установлении границ земельных участков собственников земельный долей (пастбища площадью 0,83га) ФИО3, ФИО1, ФИО5, ФИО4, ФИО2, на основании заданий указанных собственников для оформления документов (предоставление в аренду).

По утверждению ответчиков, указанные земельные доли были переданы в аренду ООО «Грибаново» сроком на 5 лет для выпаса и выгона скота возле животноводческого комплекса ООО «Грибаново». Арендная плата по договору составляла 5000 рублей в год. При этом, были заключены письменные договоры аренды с ответчиками, подписаны ими, но не сохранены.

Данное обстоятельство также подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №1, который пояснил, что спорные участки расположены в <адрес>, на месте ранее отрабатываемого кустарного карьера. В 2005 году он обратился к ФИО3, ФИО1, ФИО5, ФИО4, ФИО2 с предложением аренды их земельных участков, ранее предоставленных для пастбища площадью 0,83 га сроком на 5 лет. Они согласились, он выплатил им средства по договору, и в последующем оформил их земельные участки, в единый массив площадью 4,98 га, в собственность. После оформления всех документов, он передал в пользование данные участки ООО «Трансстроймеханизация» г.Москва, для размещения цементнобетонного завода. Данная организация занималась добычей материалов из карьера для постройки проходящей рядом автодороги. Полагает, что они не были осведомлены о производимых работах на карьере, частично расположенном на их участках, поэтому считает, что претензий к ним не может быть.

Помимо этого, данное обстоятельство подтверждается представленной ответчиком ФИО3 копией договора аренды земельного участка №ДАЗУ-246/08 от 01.07.2008, заключенный между ООО «Грибаново» - «Арендодателем» с одной стороны, и ООО «Трансстроймеханизация» - «Арендатором», с другой стороны, в котором имеется указание, что предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5,16 га, имеющий адресный ориентир: <адрес>, предоставленный в пользование на условиях аренды для размещения цементнобетонного завода.

Как следует из материалов дела, 26.07.2018 отделом муниципального контроля администрации муниципального образования проводилась проверка вышеуказанного земельного участка, в результате которой установлено, что земельный участок длительное время (более трех лет) не используется в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. На части земельного участка произрастает многолетняя сорная растительность, высота травостоя составляет от 60 см. до 1 м., на другой части участка имеются следы производства работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, размещена часть горной: выработки - вскрышные породы, заросшие травянистой растительностью, высота травостоя составляет от 60 см. до 1 м. и деревьями высотой 2 м. Также на территории земельного участка располагается асфальтобетонная площадка примерной площадью 730 кв.м. На участке полностью отсутствуют признаки проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий по борьбе с сорной растительностью, отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота.

По результатам проверки ФИО3 предписывалось в установленный законом срок устранить допущенные нарушения. Однако, предписание отдела муниципального контроля администрации муниципального образования ответчиком не исполнено.

В результате невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий: по улучшению, защите земли, и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ответчик ФИО3 был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10000 рублей.

20.07.2018 отделом муниципального контроля администрации муниципального образования проводилась проверка вышеуказанного земельного участка ФИО2, в результате которой установлено, что земельный участок длительное время (более трех лет) не используется в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. На части земельного участка произрастает отдельно стоящие деревья высотой свыше 1 м., многолетняя сорная растительность, высота травостоя составляет от 60 см. до 1 м., на другой части участка имеются следы производства работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, размещена часть горной выработки -вскрышные породы, заросшие травянистой растительностью и деревьями, высотой более 2м. На участке полностью отсутствуют признаки проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий по борьбе с сорной растительностью, отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота.

По результатам проверки ФИО2 предписывалось в установленный законом срок устранить допущенные нарушения. Однако, предписание отдела муниципального контроля администрации муниципального образования ответчиком не исполнено.

В результате невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земли, и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ответчик ФИО2 была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10000 рублей.

12.10.2018 отделом муниципального контроля администрации муниципального образования проводилась проверка вышеуказанного земельного участка ФИО4, в результате которой установлено, что земельный участок длительное время (более трех лет) не используется в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. На части земельного участка произрастает многолетняя сорная растительность, высота травостоя составляет от 60 см. до 1 м., на другой части участка имеются следы производства работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, размещена часть горной выработки -вскрышные породы, заросшие травянистой растительностью и деревьями, высотой более 2м. На участке полностью отсутствуют признаки проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий по борьбе с сорной растительностью, отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота.

По результатам проверки ФИО4 предписывалось в установленный законом срок устранить допущенные нарушения. Однако, предписание отдела муниципального контроля администрации муниципального образования ответчиком не исполнено.

В результате невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земли, и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ответчик ФИО4 была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10000 рублей.

12.10.2018 отделом муниципального контроля администрации муниципального образования проводилась проверка вышеуказанного земельного участка ФИО5, в результате которой установлено, что земельный участок длительное время (более трех лет) не используется в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. На части земельного участка произрастает многолетняя сорная растительность, высота травостоя составляет от 60 см. до 1 м., на другой части участка имеются следы производства работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, размещена часть горной выработки -вскрышные породы, заросшие травянистой растительностью и деревьями, высотой более 2м. На участке полностью отсутствуют признаки проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий по борьбе с сорной растительностью, отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота. По результатам проверки ФИО5 предписывалось в установленный законом срок устранить допущенные нарушения. Однако, предписание отдела муниципального контроля администрации муниципального образования ответчиком не исполнено.

В результате невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земли, и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ответчик ФИО5 была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 10000 рублей.

Судом установлено, что 06.09.2018 согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) произведена государственная регистрация прекращения права собственности ФИО11 на земельный участок с кадастровым номером №, общая площадь 8300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вследствие отказа от права собственности на него.

28.02.2019 согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) произведена государственная регистрация прекращения права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером №, общая площадь 8300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вследствие отказа от права собственности на него.

13.03.2019 согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) произведена государственная регистрация прекращения права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №, общая площадь 8300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вследствие отказа от права собственности на него.

28.02.2019 согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) произведена государственная регистрация прекращения права собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером №, общая площадь 8300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вследствие отказа от права собственности на него.

28.02.2019 в Едином государственной реестре недвижимости зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ефремов на вышеуказанный земельный участок за номером регистрации №.

28.02.2019 в Едином государственной реестре недвижимости зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ефремов на вышеуказанный земельный участок за номером регистрации №.

12.03.2019 в Едином государственной реестре недвижимости зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ефремов на вышеуказанный земельный участок за номером регистрации №.

29.03.2019 в Едином государственной реестре недвижимости зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ефремов на вышеуказанный земельный участок за номером регистрации №.

28.02.2019 в Едином государственной реестре недвижимости зарегистрировано право собственности муниципального образования город Ефремов на вышеуказанный земельный участок за номером регистрации №.

Как следует из содержания уточненных истцом исковых требований, заявленные истцом требования представляют собой требование о рекультивации спорных земельных участков в связи с нарушением плодородного слоя почвы и ухудшением качества земель на нарушенной части спорных земельных участков. В подтверждение этого обстоятельства истец ссылался на проведенные отделом муниципального контроля администрации муниципального образования г.Ефремов проверки спорных земельных участков.

В соответствии со ст.ст.77, 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» и данных Верховным Судом РФ разъяснений по их применению, возложение на лицо обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, в том числе в результате порчи почвы, является видом гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия, повлекшие причинение такого вреда.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ответчики не совершали действий по порче почвы на спорных земельных участках, то есть не совершали тех действий, которые повлекли причинение вреда.

Ответчики также не могут нести ответственность за указанное истцом ухудшение качества земель, поскольку, они, как указано выше, непричастны к действиям по нарушению плодородного слоя почвы на спорных земельных участках, а, следовательно, не должны нести гражданско-правовой ответственности за последствия действий, которые они не совершали.

Доводы истца о том, что ответчики ненадлежащим образом исполняли требования закона по улучшению и защите земель и охране почв, за что были привлечены к административной ответственности по ч.2 ст.8.7. КоАП РФ, отклоняется судом, поскольку истцом не было представлено доказательств того, что эти действия повлекли ухудшение качества земель.

Вместе с тем, процессуальная обязанность по доказыванию факта ухудшения земель вследствие того, что ответчики допустили зарастание спорного земельного участка сорной травой, лежит на истце.

Факт привлечения ответчиков к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ сам по себе не подтверждает ухудшение качества земель, снижение плодородия почвы и необходимость осуществления рекультивации.

Иные доводы истца не опровергают тех выводов, что ответчики не могут нести ответственность за повреждение почвы на спорном земельном участке, вызванной действиями неустановленных лиц по нарушению плодородного слоя почвы, а также за ухудшение качества земель в результате этих же действий.

Принимая во внимание изложенное, учитывая требование п.1 ст.67 ГПК РФ, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, и, в силу положений ст.ст.59, 60 ГПК РФ, признавая их относимыми, допустимыми доказательствами по делу, принятыми судом, с учетом установленных обстоятельств, исходя из требований вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации МО г.Ефремов к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о возложении обязанности проведения мероприятий по рекультивации земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования город Ефремов к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о возложении обязанности проведения мероприятий по рекультивации земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.07.2019.

Председательствующий