Дело №2-452/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Южа Ивановской области « 23 » октября 2012 года
Южский районный суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Браткова А.С.,
с участием прокурора Южской районной прокуратуры Балябиной И.В.,
при секретаре Почининой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Главе Южского муниципального района, Совету Южского муниципального района о признании незаконными решения Совета Южского муниципального района от 26 августа 2012 года №89, распоряжения Главы Южского муниципального района от 18 сентября 2012 года №33 лс и восстановлении на работе,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным решения Совета Южского муниципального района от 26 августа 2012 года №89 «О расторжении контракта с Главой администрации Южского муниципального района ФИО1».
ФИО1 также обратился в суд с иском к Главе Южского муниципального района о признании незаконным распоряжения Главы Южского муниципального района от 18 сентября 2012 года №33 лс «О прекращении (расторжении) контракта от 21 мая 2010 года с ФИО1» и о восстановлении на работе в должности Главы администрации Южского муниципального района.
Определением Южского районного суда от 10 октября 2012 года гражданские дела по искам ФИО1 были объединены в одно производство.
Исковые требования ФИО1 мотивированы тем, что согласно п.21.1, заключенного с ним Контракта, он может быть расторгнут исключительно по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Южского районного Совета, главы Южского муниципального района, Губернатора Ивановской области, главы администрации. Аналогичные основания и порядок досрочного расторжения контракта с главой администрации предусмотрены п.11 ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.33.2 Устава Южского муниципального района Ивановской области (далее – Устав). Полномочия Совета Южского муниципального района определены в ст.22 Устава. При этом, в соответствии с Уставом, в полномочия Совета принятие решений о поручении главе района расторгнуть контракт с главой администрации не входит. Ссылки в решении и распоряжении на положения п.2 ст.278 Трудового кодекса РФ являются несостоятельными. Ни уполномоченным органом юридического лица, работником которого он бы являлся, ни собственником имущества такого юридического лица, ни Совет Южского муниципального района, ни Глава Южского муниципального района, не являются. При этом, в соответствии со ст.11 Трудового кодекса РФ, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, к которым относятся основания и порядок расторжения контракта с главой администрации муниципального района, предусмотренные вышеуказанными положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Южского муниципального района.
В судебном заседании истец ФИО1, его представители ФИО2 и ФИО4 поддержали исковые требования, в дополнение к доводам, изложенным в исковых заявлениях о признании незаконными решения Совета Южского муниципального района от 26 августа 2012 года №89 и распоряжения Главы Южского муниципального района от 18 сентября 2012 года №33 лс, пояснили, что при принятии решения о поручении главе района расторгнуть контракт с главой администрации района был нарушен Регламент Совета Южского муниципального района, депутаты районного Совета не были заблаговременно извещены о вопросах, вынесенных на заседание Совета. Заседание Совета было проведено в выходной день. ФИО1 о заседании Совета не был извещен. Вопрос о расторжении контракта с главой администрации района по основанию, предусмотренному п.2 ст.278 ТК РФ, о размерах компенсационной выплаты, не рассматривался. Обсуждаемым основанием для расторжения контракта с главой администрации района было ненадлежащее исполнение истцом обязанностей по решению вопросов местного значения. В то же время факт надлежащего исполнения истцом обязанностей главы администрации подтверждён ранее принятым решением Совета от 04 мая 2012 года №49, которым работа администрации Южского муниципального района была признана удовлетворительной.
Кроме этого, полагают, что положения Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» разграничивают понятие трудового договора и контракта с главой местной администрации. На порядок заключения и расторжения контракта с главой местной администрации положения Трудового кодекса РФ не распространяются. Указанный порядок регулируется исключительно Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Действующее законодательство не предусматривает возможность расторжения контракта с главой администрации по основанию, предусмотренному ст.278 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), которая может применяться исключительно в неразрывной связи со ст.279 ТК РФ. По смыслу положений данной статьи во взаимосвязи с положениями ст.278 ТК РФ выплата компенсации, размер которой предусмотрен соглашением сторон, – необходимое условие досрочного расторжения трудового договора с руководителем организации в указанном случае. В случае с ФИО1 контракт, заключенный с ним, возможности расторжения по основанию, предусмотренному ст.278 ТК РФ, не содержит, как и условий о размерах компенсации при увольнении его по такому основанию. Таким образом, возможности применить положения п.2 ст.278 ТК РФ при отсутствии соглашения сторон о размере компенсации, предусмотренной ст.279 ТК РФ, у ответчиков не имелось.
Ответчик - глава Южского муниципального района ФИО5, представители ответчиков по доверенности ФИО7, ФИО8, иск не признали, просили отказать в его удовлетворении, мотивировав тем, что глава администрации Южского муниципального района, замещающий должность по контракту, относится к муниципальным служащим, на которых распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральными законами от 02.03.2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Вместе с тем, положения указанных Федеральных законов не могут рассматриваться, как исключающие возможность применения при прекращении полномочий главы местной администрации каких-либо оснований расторжения трудового договора из числа установленных непосредственно Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" либо Трудовым кодексом РФ - как общих, так и дополнительных, применяемых лишь в отношении отдельных категорий работников. Применение дополнительных оснований для прекращения трудового договора с главой местной администрации, установленных ст.278 Трудового кодекса РФ, является правомерным и не противоречит действующему законодательству. Решение Совета Южского муниципального района от 26.08.2012 года №89 "О расторжении контракта с Главой администрации Южского муниципального района ФИО1" вынесено в соответствии с компетенцией, предусмотренной действующим законодательством и Уставом Южского муниципального района. Утверждение истца и его представителей о том, что основание увольнения истца по ст.278 ТК РФ должно быть непосредственно указано в его контракте, противоречит действующему законодательству. Закон не обязывает прописывать в контракте основания его расторжения, предусмотренные законом. В трудовом договоре должны содержаться определённые права и обязанности работника и работодателя, необходимые для выполнения конкретного рода трудовой деятельности, а не все основные права и обязанности работника и работодателя, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Процедура принятия решения Советом Южского муниципального района о расторжении контракта с главой администрации ФИО1 соблюдена.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Балябиной И.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.278 Трудового кодекса РФ, помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Федеральный законодатель, не возлагая на собственника, в исключение из общих правил расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя, обязанность указывать мотивы увольнения руководителя организации по основанию, предусмотренному п.2 ст.278 Трудового кодекса РФ, не рассматривает расторжение трудового договора по данному основанию в качестве меры юридической ответственности, поскольку исходит из того, что увольнение в этом случае не вызвано противоправным поведением руководителя, - в отличие от расторжения трудового договора с руководителем организации по основаниям, связанным с совершением им виновных действий (бездействием).
Введение рассматриваемого основания для расторжения трудового договора с руководителем организации обусловлено возможностью возникновения таких обстоятельств, которые для реализации и защиты прав и законных интересов собственника вызывают необходимость прекращения трудового договора с руководителем организации, но не подпадают под конкретные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные действующим законодательством. Досрочное расторжение трудового договора с руководителем может потребоваться в связи с изменением положения собственника имущества организации как участника гражданских правоотношений по причинам, установить исчерпывающий перечень которых заранее невозможно, в том числе, целях повышения эффективности управления организацией.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - может являться лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Согласно ст. 33 Устава Южского муниципального района, принятого решением Южского районного Совета от 23.08.2005 года №44 (в редакции от 06.04.2012 года), Главой администрации является лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый настоящим Уставом. Контракт с Главой администрации заключается Главой Южского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ между Южским муниципальным районом в лице Главы Южского муниципального района ФИО18 и ФИО1 был заключен контракт о замещении ФИО1 должности Главы администрации Южского муниципального района на срок 5 лет.
26 августа 2012 года Советом Южского муниципального района было принято решение №89 о расторжении контракта с Главой администрации Южского муниципального района ФИО1, в соответствии ст.3 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст.11, п.2 ст.278 Трудового кодекса РФ. Во исполнение данного решения Главой Южского муниципального района 18 сентября 2012 года было принято распоряжение №33 лс о прекращении (расторжении) контракта от 21 мая 2010 года с ФИО1, согласно которому прекращено действие контракта от 21 мая 2010 года с Главой администрации Южского муниципального района и истец ФИО1 уволен ДД.ММ.ГГГГ. Этим же распоряжением предусмотрена выплата ФИО1 компенсации в размере трёхкратного среднего месячного заработка.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью (ч. 1), от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 215 ГК РФ).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 Устава Южского муниципального района определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Южского муниципального района, относится к компетенции представительного органа местного самоуправления, которым является Совет Южского муниципального района.
Администрация Южского муниципального района, являясь исполнительным органом местного самоуправления, подотчетна и подконтрольна Совету Южского муниципального района (ч.5 ст.32 Устава). Глава администрации Южского муниципального района также подконтролен и подотчетен Совету и от имени Южского муниципального района своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права (ст.33.1 Устава).
Таким образом, Совет Южского муниципального района, являясь представительным органом местного самоуправления, наделен правами по осуществлению прав собственника муниципального имущества, в связи с чем правомочен принимать решения о прекращении трудового договора в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ.
Частью 3 статьи 9, частью 2 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как следует из ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона и ч. 7 ст. 11 ТК РФ, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом.
В силу ч. 6 и 7 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом; лицо, поступающее на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт, порядок заключения и расторжения которого определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частью 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что гражданин назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотрены в виде специального перечня в части 10 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", определяющей основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, непосредственно названные в ней случаи, когда допускается возможность расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя (работодателя), установлены помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Приведенные выше нормы, рассматриваемые во взаимосвязи с ч. 7 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в силу которой Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяется, в частности, лишь порядок расторжения контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, не могут рассматриваться как исключающие возможность применения при прекращении его полномочий каких-либо оснований расторжения трудового договора из числа установленных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" либо Трудовым кодексом Российской Федерации - как общих, так и дополнительных, применяемых лишь в отношении отдельных категорий работников.
Таким образом, поскольку главой местной администрации, назначенным на должность по контракту, осуществляется руководство соответствующим юридическим лицом - местной администрацией, расторжение контракта с ним с учетом статуса местной администрации, нахождения данного лица на муниципальной службе, порядка назначения его на должность и заключения контракта - с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных ст. 278 ТК РФ, является правомерным.
Согласно показаниям свидетеля ФИО13, являющегося депутатом Южского районного Совета, заседание Совета состоялось в выходной день – 26 августа 2012 года. О его заседании он узнал в тот же день, заблаговременного извещения не было. На заседании Совета присутствовало 15 депутатов, из которых 14-ть проголосовало за расторжение контракта с Главой администрации. Проект указанного решения Совета на обсуждение депутатской комиссии не вносился. Данный проект решения уже лежал на столах, когда он пришел на заседание Совета. Он голосовал против расторжения контракта с ФИО1
Принимая во внимание количественный состав депутатов Совета Южского муниципального района, который составляет 16 депутатов (ст.22 Устава), результат голосования депутатов, порядок принятия решения, установленный ст.46 Устава Южского муниципального района, ст.ст.33, 35 Регламента Южского районного Совета, утверждённого решением Южского районного Совета от 23 января 2006 года №15 (далее – Регламент), Советом Южского муниципального района не нарушен. Устав и Регламент не устанавливает запрета на то, в какие дни – рабочие или выходные – проводить заседание Совета, а также – на извещение депутатов о заседании Совета в день рассмотрения вопросов, вынесенных на Совет.
Согласно журналу регистрации исходящих документов и книге для местной корреспонденции Совета Южского муниципального района, 24 августа 2012 года в адрес ФИО1 направлялись приглашения на заседание Совета как почтовым отправлением, так и через диспетчерскую службу. Учитывая представленные доказательства, подтверждающие надлежащее извещение истца, к его утверждению о том, что он не был извещен о дате и времени заседания, суд относится критически, расценивая их как способ защиты своих интересов.
Сумму компенсационной выплаты в размере трёх среднемесячных заработков, указанную в оспариваемом распоряжении Главы Южского муниципального района, суд считает разумной и справедливой. Каких-либо оснований полагать, что данная сумма подлежит увеличению, не имеется. Доказательств обратного суду не представлено.
Факт надлежащего исполнения истцом обязанностей главы администрации подтверждён ранее принятым решением Совета от 04 мая 2012 года №49, которым работа администрации Южского муниципального района была признана удовлетворительной, также не может служить основанием к удовлетворению заявленных исковых требований.
Работа администрации, которая состоит не только из её Главы, согласно указанному истцом решению от 04.05.2012 года, была признана удовлетворительной по отчету Главы администрации ФИО1 о работе, проделанной администрацией района в 2011 году, тогда как решение о расторжении с ним контракта принято в августе 2012 года. Кроме этого, согласно решению Совета Южского муниципального района от 26.08.2012 года №88, на состоявшемся Совете депутаты выразили недоверие Главе администрации ФИО1, в течение длительного времени не исполнявшему своих обязанностей по решению вопросов местного значения.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Совету Южского муниципального района, Главе ФИО6 муниципального района о признании незаконными ФИО3 муниципального района от 26 августа 2012 года №89 и распоряжения Главы Южского муниципального района от 18 сентября 2012 года №33 лс, восстановлении на работе отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Братков А.С.