ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-452/2014 от 11.04.2014 Ленинградского районного суда (Краснодарский край)

 Дело № 2- 452/2014 г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 11 апреля 2014 года Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

 судьи Калниной М.Ю.,

 при секретаре Сдвижковой А.В.,

 с участием представителя прокуратуры

 Ленинградского района Шуть А.А.,

 Главы администрации Первомайского

 сельского поселения Ленинградского района Грицик Ю.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинградского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы администрации Первомайского сельского поселения Ленинградский район, выразившегося в непринятии мер к приведению в соответствие законодательству программы, утвержденной постановлением администрации Первомайского сельского поселения Ленинградского района от 27.06.2012 года № 51 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Первомайском сельском поселении Ленинградского района на 2012 – 2014 годы»,

 УСТАНОВИЛ:

     Прокуратурой Ленинградского района проведена проверка соблюдения законодательства об электроэнергетике администрацией Первомайского сельского поселения Ленинградского района.

 В целях исполнения Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 03.12.2011г. N 383-ФЗ, от 12.12.2011 г.    N 426-ФЗ) постановлением администрации Первомайского сельского поселения муниципального образования Ленинградский район от 18.10.2013г. № 94 внесены изменения в постановление главы Первомайского сельского поселения от 27.06.2012 г. № 51 «Об утверждении целевой программы
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Первомайском сельском поселении Ленинградского района на 2012-2014 годы».

 Утвержденная муниципальная целевая программа не отвечает требованиям действующего законодательства, не содержит необходимых целевых показателей и мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

 Принятие и реализация органами местного самоуправления программ, не содержащих основные требуемые показатели и не позволяющих отследить экономический эффект от реализации программных мероприятий, расходование выделенных на эти цели денежных средств будет неэффективным.

 Ранее, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере электроэнергетики и повышения энергетической эффективности, по результатам которой прокурором района принесен протест на постановление администрации Первомайского сельского поселения Ленинградского района от 27.06.2012 года № 51 «Об утверждении целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Первомайском сельском поселении Ленинградского района на 2012-2014 г.г.» (в редакции от 12.08.2013 г.) в связи с несоответствием ее требованиям законодательства.

 В целевую программу, утвержденную постановлением администрации
Первомайского сельского поселения Ленинградского района от 27.06.2012 № 51 (в редакции от 12.08.2013 года) постановлением от 18.10.2013 г. № 94 внесены изменения, однако нарушения устранены не в полном объеме, программа в соответствие с требованиями законодательства не приведена.

 Прокурор Ленинградского района просит суд признать незаконным бездействие главы администрации Первомайского сельского поселения выразившегося в непринятии мер к приведению в соответствие законодательству программы, утвержденной постановлением администрации Первомайского сельского поселения Ленинградского района от 27.06.2012 года № 51 «Об утверждении муниципальной целевой программы Первомайского сельского поселения «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Первомайском сельском поселении Ленинградского района на 2012 – 2014 годы» (в редакции от 18.10.2013 года) и обязать администрацию Первомайского сельского поселения привести указанную целевую программу в соответствие с требованиями законодательства.

 В судебном заседании представитель прокуратуры Шуть А.А. поддержала заявленные прокурором требования.

 Заинтересованное лицо – глава администрации Первомайского сельского поселения Грицик Ю.В. не возражал удовлетворить заявленные прокурором требования, пояснил, что ведется работа по устранению указанных недостатков.

 Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Прокуратурой Ленинградского района проведена проверка соблюдения законодательства об электроэнергетике администрацией Первомайского сельского поселения Ленинградского района.

 В целях исполнения Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 03.12.2011 г. N 383-ФЗ, от 12.12.2011    г. N 426-ФЗ) постановлением администрации Первомайского сельского поселения от 18.10.2013    г. № 94 внесены изменения в постановление главы Первомайского сельского поселения от 27.06.2012 г. № 51 «Об утверждении целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Первомайском сельском поселении Ленинградского района» на 2012-2014 годы.

 Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.

 Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

 Утвержденная целевая программа не отвечает требованиям действующего законодательства.

 Согласно ч.3 ст.48 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года.

 Требования к содержанию муниципальных целевых программ содержатся в ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

 Так, общими целевыми показателями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности при реализации муниципальных программ являются:

 - доля объемов электрической энергии, расчеты за которую
осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных
домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в
общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на
территории муниципального образования;

 - доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются
с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с
использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем
объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории
муниципального образования;

 - доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с
использованием приборов учета (в части многоквартирных домов — с
использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем
объеме воды, потребляемой (используемой) на территории муниципального
образования;

 - доля объемов природного газа, расчеты за который осуществляются с
использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с
использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры)
приборов учета), в общем объеме природного газа, потребляемого
(используемого) на территории муниципального образования и другие.

 При этом целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий): экономия электрической энергии в натуральном и стоимостном выражении; экономия тепловой энергии в натуральном и стоимостном выражении; экономия воды в натуральном и стоимостном выражении; экономия природного газа в натуральном и стоимостном выражении.

 Программы в части муниципального сектора должны отражать следующие целевые показатели:

 - удельный расход тепловой энергии государственными (муниципальными) учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади);

 - удельный расход тепловой энергии муниципальными учреждениями,
расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в
расчете на 1 кв. метр общей площади);

     - изменение отношения удельного расхода тепловой энергии муниципальными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу тепловой энергии муниципальными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета и другие.

 По жилищному фонду программы должны содержать следующие целевые показатели:

 - доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории муниципального образования;

 - доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием
индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в
общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории муниципального образования и другие.

 По системам коммунальной инфраструктуры муниципальные программы должны отражать следующие целевые показатели:

 - изменение удельного расхода топлива на выработку электрической
энергии тепловыми электростанциями;

 - динамика изменения фактического объема потерь воды при ее
передаче;

 - динамика изменения объемов электрической энергии, используемой
при передаче (транспортировке) воды и другие.

 Также, установлен перечень мероприятий, проведение которых необходимо для достижения целей программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

 В частности, к таким мероприятиям отнесены:

 - мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого
имущества, используемых для передачи электрической и тепловой энергии,

 воды, по организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

 - мероприятия по организации порядка управления (эксплуатации)
бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для
передачи электрической и тепловой энергии, воды, с момента выявления
таких объектов;

 - мероприятия по замещению природным газом бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется муниципальным образованием;

 - информирование руководителей муниципальных учреждений о
необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и
повышению энергетической эффективности, в том числе о возможности
заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их
заключения и другие.

 Таким образом, утвержденная муниципальная целевая программа не содержит необходимых целевых показателей и мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

 Принятие и реализация органами местного самоуправления программ, не содержащих основные требуемые показатели и не позволяющих отследить экономический эффект от реализации программных мероприятий, расходование выделенных на эти цели денежных средств будет неэффективным.

 Прокуратурой района ранее была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере электроэнергетики и повышения энергетической эффективности, по результатам которой прокурором района принесен протест на постановление администрации Первомайского сельского поселения Ленинградского района от 27.06.2012 года № 51 «Об утверждении целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Первомайском сельском поселении Ленинградского района на 2012-2014 г.г.» (в редакции от 12.08.2013 г.) в связи с несоответствием ее требованиям законодательства.

 В целевую программу, утвержденную постановлением администрации
Первомайского сельского поселения Ленинградского района от 27.06.2012 № 51 «Об утверждении муниципальной целевой программы Первомайского сельского поселения «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Первомайском сельском поселении Ленинградского района» на 2012-2014 годы» (в редакции от 12.08.2013 г.) постановлением от 18.10.2013 г. № 94 внесены изменения, однако в полном объеме нарушения не устранены, программа в соответствие с требованиями законодательства не приведена.

 При таких обстоятельствах, неисполнение администрацией Первомайского сельского поселения требований по принятию и реализации программ содержащих основные требуемые показатели влечет за собой нарушение интересов муниципального образования, в связи с невозможностью отследить экономический эффект от реализации программных мероприятии, кроме того расходование выделенных на эти цели денежных средств будет неэффективным, а также нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, жителей Первомайского сельского поселения, в связи с невозможностью достижения целей программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилом фонде, зданиях, строениях и сооружениях, а также популяризация энергосбережения среди населения.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов муниципального образования.

 В силу требований ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

 В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом согласно ст. 60 ГК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

 Судом, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами доказательствам, которые свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора Ленинградского района.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 255, 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Требования прокурора Ленинградского района удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации Первомайского
сельского поселения Ленинградского района, выразившееся в непринятии
мер к приведению в соответствие законодательству программы, утвержденной постановлением администрации Первомайского сельского поселения Ленинградского района от 27.06.2012
№ 51 «Об утверждении муниципальной целевой программы
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в
Первомайском сельском поселении Ленинградского района на 2012-2014 годы» (в редакции от 18.10.2013 года).

 .    Обязать администрацию Первомайского сельского поселения
Ленинградского района привести целевую программу «Энергосбережение и
повышение энергетической эффективности в Первомайском сельском
поселении Ленинградского района на 2012-2014 годы» в соответствие с
требованиями законодательства.

 Установить срок для устранения указанных нарушений в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

          Судья:         М.Ю. Калнина