ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-452/2014 от 24.04.2014 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

  Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 24 апреля 2014 года г. Николаевск-на-Амуре

 Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Е.Н. Головиной,

 при секретаре Дащенко Н.Н.,

 с участием старшего помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора М.А.Ефимова,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» о возложении обязанности обеспечить аэропорт Николаевск-на-Амуре средствами для передвижения (в том числе кресло-колясками), позволяющими осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, а также установке визуальной системы средств информации и сигнализации об опасности в виде цифровых табло с бегущей строкой в помещении аэровокзала, где происходит регистрация и предполетный досмотр пассажиров и оборудованию входных дверей в здание аэровокзала аэропорта Николаевск-на-Амуре фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей,

УСТАНОВИЛ:

 Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к КГУП «Хабаровские авиалинии». В обоснование заявленного иска указал, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой, на основании поручения Дальневосточной транспортной прокуратуры от 11.02.2014 г. № 7-6/2014 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты прав пассажиров с ограничениями жизнедеятельности на воздушном транспорте, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности КГУ «Хабаровские авиалинии». Положениями ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности. В нарушение требований ст.2, ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181, ч.1 ст.102, п.2,3,5 ч.7, ст.106.1 Воздушного кодекса РФ, п.93 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», ответчиком не исполняются требования Воздушного кодекса РФ, являющимся эксплуатантом аэропорта Николаевск-на-Амуре. В аэропорту Николаевск-на-Амуре до настоящего времени отсутствуют специальные средства для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющие осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, входные двери в здание аэровокзала не имеют задержек и фиксаторов, а в самом здании отсутствует дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности зрительной информации, что является нарушением прав пассажиров с ограничениями жизнедеятельности на воздушном транспорте.

 Истец просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению аэропорта Николаевск-на-Амуре средствами для передвижения (в том числе кресло-колясками), позволяющими осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, а также установке визуальной системы средств информации и сигнализации об опасности в виде цифровых табло с бегущей строкой в помещении аэровокзала, где происходит регистрация и предполетный досмотр пассажиров и оборудованию входных дверей в здание аэровокзала аэропорта Николаевск-на-Амуре фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей.

 В судебном заседании представитель истца М.А.Ефимов настоял на заявленном иске в полном объеме.

 В судебное заседание ответчик в лице представителя не явился, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

 В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и высылки им копий решения суда.

 При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика в лице представителя на основании его заявления и имеющихся в деле материалов.

 Выслушав ст.помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Ефимова М.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Как установлено в судебном заседании согласно Устава ответчика, данное юридическое лицо осуществляет основными видами деятельности авиационные перевозки пассажиров, грузов и почты, авиационные работы для нужд государства, предприятий и.т.п., аэропортовская деятельность, связанная с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов, продажа авиабилетов, а также иные виды деятельности, т.е. является воздушных перевозчиком, в связи с чем на данное предприятие распространяются требования положений Воздушного Кодекса РФ.

 Ответчик имеет действующий сертификат эксплуатанта № 459, а также сертификат соответствия деятельности.

 В судебном заседании установлено, что в рамках поручения Дальневосточной транспортной прокуратуры от 11.02.2014 г. № 7-6/2014, о проведении проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав пассажиров с ограничениями жизнедеятельности на воздушном транспорте, Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена проверка.

 Согласно ответа КГУП «Хабаровские авиалинии» от 13.03.2014 г. № 613/1 установлено, что входные двери в зданиях аэровокзалов аэропортов Николаевск-на-Амуре, Охотск, Аян, Чумикан, Херпучи, Богородское не оборудованы фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью 5 сек.

 Кроме того согласно ответа КГУП «Хабаровские авиалинии» от 27.02.2014 г. № 474/1 установлено, что в распоряжении КГУП «Хабаровские авиалинии» и его филиалов специальных средств, в том числе кресел-колясок для обеспечения обслуживания пассажиров-инвалидов при перемещении по территории аэропорта, при регистрации на рейс, предполетном и послеполетном досмотре, а также при посадке либо высадке с воздушного судна, получении багажа, не имеется. У предприятия имеются действующие соглашения о беспрепятственном доступе инвалидов-колясочников с ограниченной подвижностью на объекты КГУП «Хабаровские авиалинии».

 В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.

 В соответствии со ст. 2, 15 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Организации, независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования в том числе воздушным транспортом, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющих инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

 В соответствии со 102 Воздушного кодекса РФ, перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

 В соответствии с п. 93 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом министра транспорта РФ от 28 июня 2007 г. № 82, в аэропорту обслуживающая организация обеспечивает доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки в воздушное судно, обеспечение выхода пассажиров из воздушного судна, доставку пассажиров в здание аэровокзала.

 Федеральным законом от 07 июня 2013 г. № 124-ФЗ внесены изменения в Воздушный кодекс РФ, вступившие в законную силу 05.12.2013 г., который дополнен ст. 106.1, предусматривающей особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями, в соответствии с которой в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги – предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющие осуществлять перемещение из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта; дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации; предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае задержки доставки в аэропорт назначения или в аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, либо утраты или повреждении (порчи) этого средства при воздушной перевозке.

 В соответствии с п. 5.5.2 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом минрегиона РФ от 27.12.2011 г. № 605, системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, ГОСТ 51264, а также учитывать требования СП 1.13130. Применяемые средства информации (в том числе знаки и символы) должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых в одном районе, в пределах предприятия, транспортного маршрута и т.п. и соответствовать знакам, установленным действующими нормативными документами по стандартизации.

 В соответствии с п. 5.1.9 Свода правил, на путях движения маломобильных групп населения рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» или «закрыто». Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 с, использовать распашные двери с доводчиком (с усилием 19,5 Нм).

 В судебном заседании установлено, что указанные требования Воздушного Кодекса РФ не исполняются КГУП «Хабаровские авиалинии» - эксплуатантом аэропорта Николаевск-на-Амуре.

 В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 руб.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Возложить на Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии», ИНН 2705012263 ОГРН 1032700112422 от 24.11.2003 г., обязанность принять меры к обеспечению аэропорта Николаевск-на-Амуре средствами для передвижения (в том числе кресло-колясками), позволяющими осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, а также установке визуальной системы средств информации и сигнализации об опасности в виде цифровых табло с бегущей строкой в помещении аэровокзала, где происходит регистрация и предполетный досмотр пассажиров и оборудованию входных дверей в здание аэровокзала аэропорта Николаевск-на-Амуре фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей в срок 6 (шесть) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 Взыскать с Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» государственную пошлину в размере 200 руб., которую зачислить в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 Решение может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение месяца с момента его вынесения.

 Судья Е.Н. Головина