ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-452/2016 от 03.10.2016 Гороховецкого районного суда (Владимирская область)

Дело № 2-452/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гороховец 3 октября 2016 года

Гороховецкий районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Павловой Н. Л.,

при секретаре Куприной Н. А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 ФИО12 к администрации Гороховецкого района о восстановлении в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Гороховецкого района, в котором просил восстановить его в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Гороховецкого района, с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию Гороховецкого района предоставить ему жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства Российской Федерации (л.д.6-7).

В обоснование иска ФИО1 ссылался на то, что он относится к категории детей-сирот, так как его отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3 решением Советского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении него родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ его опекуном стала бабушка по линии отца ФИО4 и он стал проживать в принадлежащем ей по праву собственности жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. По постановлению администрации района от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в жилом помещении и включён в список детей-сирот для получения жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ бабушка умерла. С ДД.ММ.ГГГГ он отбывал наказание в местах лишения свободы. По возвращению из мест лишения свободы он был вынужден остаться зарегистрированным по прежнему адресу, так как другого жилья не имеет. Но в доме бабушки он не проживает, так как дом старый, без водопровода, с печным отоплением, ДД.ММ.ГГГГ в нём никто не проживал и дом не отапливался, из-за чего обветшал, отсырел, в нём требуется большой ремонт, на который денег у него нет. Из-за невозможности проживать в непригодном для проживания доме он вынужден проживать с бывшей женой ФИО7 и её матерью ФИО8 в квартире матери. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Гороховецкого района он был исключён из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Гороховецкого района.

Представитель ответчика ФИО5 просила отказать истцу в удовлетворении иска. В обоснование несогласия с иском ссылалась на то, что из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Гороховецкого района, истец был исключён правомерно, так как фактически он принял наследство после смерти бабушки, хотя и не оформил юридически свои наследственные права на её дом, и данное жилое помещение не было признано непригодным для проживания.

Представители третьих лиц Управления образования администрации Гороховецкого района, администрации Владимирской области, Департамента образования администрации Владимирской области, будучи надлежаще уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель Управления образования администрации Гороховецкого района просил рассмотреть дело в его отсутствие, вопрос разрешить на усмотрение суда (л.д. 35).

Представитель администрации Владимирской области и Департамента образования администрации Владимирской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагает требования истца не подлежащими удовлетворении. В обоснование несогласия с иском ссылался на то, что жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирован истец, в соответствии с решением межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ было признано пригодным для проживания. Ссылаясь на положения ст. 1152 ГК РФ, считает, что ФИО1 фактически является собственником данного жилого помещения. В связи с этим администрация Гороховецкого района правомерно исключила истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Гороховецкого района, так как правом на жилое помещение как лицо из данной категории истец в настоящее время не обладает (л.д.36-39).

Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частью 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзац четвертый ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учёт в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Законе.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, п. 1, п. 7 ст. 8 закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Порядок однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений указанным категориям лиц устанавливается постановлением администрации области.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, по смыслу ранее действовавшего законодательства право на предоставление дополнительных гарантий имели лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, с 01.01.2013 г. утратил силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а статья 8 Закона № 159-ФЗ изложена в новой редакции.

В соответствии со ст. 8 в редакции настоящего Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

На основании ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. предусмотрено, что действие положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу ч. 2 ст. 4 вышеназванного закона № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учёт для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Исходя из анализа вышеназванных норм право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до с 01.01.2013 г., то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.

Таким образом, ФИО1 на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.

Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлись ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3, лишенная родительских прав решением Советского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением и.о. главы Великовского сельского округа Гороховецкого района от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним ФИО1 назначена опекуном бабушка ФИО4 (л.д. 8-10, 13).

Постановлением администрации Гороховецкого района от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 принят на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.15 обратная сторона, л.д. 51).

Согласно уведомлению отдела архитектуры и строительства администрации Гороховецкого района от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 значится на учёте для получения жилой площади по договору социального найма, номер очереди (л.д. 15).

Постановлением администрации Гороховецкого района от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 исключен из муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Гороховецкого района (л.д.16).

Основанием для исключения ФИО1 из муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Гороховецкого района, послужило постановление администрации Гороховецкого района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения о признании факта возможности проживания», которым на основании решения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес><адрес>, в котором после смерти бабушки ФИО4 остался зарегистрирован истец, был признан пригодным для проживания вследствие его соответствия к санитарно-техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению (л.д. 46-49).

ДД.ММ.ГГГГ. прокурором Гороховецкого района в адрес администрации Гороховецкого района было вынесено представление об устранении нарушений жилищных прав ФИО1, в котором было установлено, что ФИО1 был необоснованно исключён из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Гороховецкого района; ФИО1 в права наследства после смерти бабушки ФИО4 не вступил, у него отсутствует право собственности на какое-либо жилое помещение, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, нанимателем жилых помещений по договорам социального найма он также не является. От и. о. главы администрации требовалось принять безотлагательные и действенные меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению ФИО1 в списке (очереди) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Гороховецкого района (л.д. 40-42).

Решением Гороховецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.по делу , имеющего в силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, установлено, что наследственное дело после смерти ФИО4 не заводилось, к нотариусу для оформления наследственных прав после смерти ФИО4 ФИО1 не обращался, оснований для удовлетворения требований Управления образования администрации Гороховецкого района для того, чтобы обязать ФИО1 в соответствии со ст. 1152, 1153 ГК РФ юридически оформить наследственные права после смерти бабушки ФИО4 ВА. В. нет (л.д.21-24). Кроме того, в судебном заседании истец пояснял, что, кроме него, имеется еще наследник после смерти ФИО4 – её родная сестра (л.д. 51).

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что жилищные права истца были ответчиком нарушены и они подлежат восстановлению. Поскольку ФИО1 был необоснованно исключен из муниципального списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, то он подлежит восстановлению в данном списке с момента его принятия на учёт, то есть, как установлено из представленных документов, с ДД.ММ.ГГГГ, и имеет право на предоставление на территории Гороховецкого района жилого помещения, отвечающего требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 ФИО13 удовлетворить.

Обязать администрацию Гороховецкого района Владимирской области восстановить ФИО1 ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Гороховецкого района, с момента принятия на учёт – с ДД.ММ.ГГГГ, и предоставить ему на территории Гороховецкого района жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.

Председательствующий судья Павлова Н. Л.

Копия верна

Председательствующий судья Н. Л. Павлова

Мотивированное решение составлено 10.10.2016 г.

Секретарь Н. А. Куприна

Решение вступило в законную силу: