Решение Дело № 2-452/2016
Именем Российской Федерации
10 мая 2016 года г. Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Кирилловой О. В.,
При секретаре Иванове Е. С.,
С участием представителя истца ФИО1,
его представителя ФИО2,
представителя ответчика ФИО3, действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе ФИО4 и Глазовском районе о восстановлении пенсионных прав,
Установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе ФИО4 и Глазовском районе (далее по тексту – Управление) о признании решения незаконным.
Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе ФИО4 и Глазовском районе Удмуртской Республики (далее Управление ПФ РФ) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Для назначения досрочной страховой пенсии предоставил трудовую книжку № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой имеются следующие записи:
- ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ. –помощник водителя автодрезины 3 р. и 4р. Глазовской дистанции пути Горьковской железной дороги;
- ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ. – учащийся в группе водителей мотовозов и дрезин Горьковской технической школы машинистов локомотивов Горьковской железной дороги;
- ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – помощник водителя автодрезины АГМУ 4р. И 5р. Глазовской дистанции пути Горьковской железной дороги;
- ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – учащийся в группе машинистов ВПР на 7-ми месячных курсах Калужской технической школы машинистов Московской железной дороги;
- ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – помощник машиниста ВПРС-500 выправочно-подбивочно-рихтовочных машин на стрелках машин Глазовской дистанции пути Горьковской железной дороги;
- ДД.ММ.ГГГГ. – ДД.ММ.ГГГГ – машинист ВПР-1200 Горьковской дистанции Горьковской железной дороги;
- ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – водитель мотовоза 6 разряда Глазовской дистанции пути Горьковской железной дороги;
- ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ. – машинист автомотрисы Горьковской дистанции Горьковской железной дороги;
- ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – помощник машиниста машины ВПРС-500 7-го разряда Горьковской дистанции;
- ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – машинист ВПРС-500 7-го разряда Специализированной путевой машины станции № Г.Ж.Д.;
- ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – машинист выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПРС-52 Специализированной путевой машинной станции № ОАО «РЖД»;
- ДД.ММ.ГГГГ- 30.09.2012г. – машинист железнодорожно- строительных машин путевой машины Дуамат №-го разряда Специализированной путевой машинной станции №;
- 01.10.2012г.-29.09.2015г. - машинист железнодорожно- строительных машин 8-го разряда Специализированной путевой машинной станции №.
Решением Управления ПФ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как, по мнению Управления на момент обращения подтвержденный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение составляет 06 лет 03 месяцев 17 дней.
Управлением в стаж специальной деятельности включены и зачислены следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя мотовоза;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве машиниста автомотрисы.
Из стажа специальной деятельности исключены и не зачислены следующие периоды:
ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ.(2г.6 мес.0дн.) – помощник машиниста ВПРС-500 выправочно-подбивочно-рихтовочных машин на стрелках машин Глазовской дистанции пути Горьковской железной дороги;
ДД.ММ.ГГГГ. – ДД.ММ.ГГГГ. (8л. 5мес.13дн.)– машинист ВПР-1200 Горьковской дистанции Горьковской железной дороги;
ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. (1г.7мес. 8дн.) – помощник машиниста машины ВПРС-500 7-го разряда Горьковской дистанции;
ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. (0г. 5мес. 4 дн.)– машинист ВПРС-500 7-го разряда Специализированной путевой машины станции № Г.Ж.Д.;
5. ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. (0г. 9 мес. 10 дн.) – машинист выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПРС-52 Специализированной путевой машинной станции № ОАО «РЖД»;
6. ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ. 8л. 3 мес. 27дн.)– машинист железнодорожно- строительных машин путевой машины Дуамат №-го разряда Специализированной путевой машинной станции №;
7. ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ. (2г. 11мес. 29 дн.)- машинист железнодорожно- строительных машин 8-го разряда Специализированной путевой машинной станции №.
Всего в льготный стаж не включено 23 г. 5 мес.23 дн.
Отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости считает неправомерным.
Федеральный закон от 17.12.2001 г.№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 01.01.2002 г., устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст.ст.27,28).
В силу подпункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 1/З-ФЗ Правительству РФ предоставлено право при необходимости утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости. Порядок исчисления специального стажа работникам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, определяется на основании Постановления кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 были утверждены Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Действие указанных Списков постановлением Совета Министров РСФСР от 2.10.1991г. № 517 было распространено на территорию РСФСР.
Порядок применения Списков № 1 и № 2 изложен в п. 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 г. № 5, согласно которого право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно постановлению Правительства РФ от 24.04.1992 № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» включены машинисты и помощники машинистов автомотрис и мотовозов; машинисты и помощники машинистов паровозов; машинисты кранов (крановщики), занятые на паровых кранах на железнодорожном ходу, машинисты и помощники машинистов тепловозов; машинисты и помощники машинистов электровозов; машинисты и помощники машинистов дизель — поездов; машинисты и помощники машинистов электропоездов (секций); машинисты - инструкторы локомотивных бригад.
Движение поездов на железнодорожном транспорте осуществляется с помощью тягового подвижного состава. К нему относятся локомотивы и моторвагонный подвижной состав.
Локомотив представляет собой силовое тяговое средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям железных дорог поездов.
В зависимости от первичного источника энергии локомотивы делятся на тепловые и электрические.
3
К тепловым локомотивам относятся: паровозы, тепловозы, газотурбовозы мотовозы, имеющие собственные силовые установки для выработки энергии и поэтому являющиеся автономными.
Железнодорожные машины типа «ВПРС», «ВПР», «Дуомат» относятся к категории тепловых тяговых машин - тепловозы и мотовозы, поскольку имеют собственные силовые установки для выработки энергии.
Таким образом, в период работы помощником машиниста, а в дальнейшем машинистом ВПРС 500, ВПР 1200, Дуомат, ФИО1, фактически выполнял обязанности машиниста и помощника машиниста тепловоза, так как эти железнодорожно - строительные машины относятся к категории тепловых тяговых машин - тепловозы и МОТОВОЗЫ.
Обоснованность включения спорных периодов трудовой деятельности ФИО1, в специальный стаж подтверждается Списком №2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, разделом XXX. ТРАНСПОРТ, подразделом 1. Железнодорожный транспорт и метрополитен предусмотрены профессии: машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов дизельпоездов, моторвагонных (электро) секций. мотовозов; машинисты-инструкторы локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизельпоездов моторвагонных (электро) секций; машинисты (механики) рефрижераторных поездов.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272 был утвержден Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 применяется и в настоящее время при досрочном назначении трудовой пепсин по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте, как грузовом, так и пассажирском, метрополитене. Указанным Списком предусмотрены "машинисты и помощники машинистов тепловозов".
То есть, периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве помощника машиниста, машиниста ВПРС 500, ВПР 1200, машиниста Дуомат, указаны в Списке № 2 от 26.01.1991 года, (работы с тяжелыми условиями труда) в качестве профессий, дающих ему право па получение досрочной пенсии по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Кроме того, согласно пункту 3 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 N 81/8 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" и о признании утратившими силу ранее принятых разъяснений и постановлений по вопросам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах" в тех случаях, когда в списках N1 и N 2 предусмотрены рабочие, выполняющие определенные работы, то правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются все рабочие, постоянно запятые па этих работах, независимо от наименования их профессий. Соответственно, периоды трудовой деятельности ФИО1 работы на тепловозах ВПРС, ВПР, Дуомат в качестве машиниста и помощника машиниста подлежат включению в специальный стаж.
4
Таким образом, исключение из специального стажа ФИО1 периодов трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, помощника машиниста, машиниста ВПРС 500, ВПР 1200, машиниста Дуомат, а всего 23 года 5 месяцев 23 дня, является не законным и не обоснованным.
Просит признать за ФИО1 право на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда, включив в специальный стаж трудовой деятельности следующие периоды:
ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ. (2 г. 6 мес. 0 дн.)- помощник машиниста ВПРС-500 выправочно-подбивочно рихтовочных машин на стрелках машин Глазовской дистанции пути Горьковской железной дороги;
ДД.ММ.ГГГГ, - ДД.ММ.ГГГГ. (8 л. 5 мес. 13 дн.) машинист ВПР-1200 Глазовской дистанции Горьковской железной дороги;
ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ. (1 г. 7 мес. 8 дн.)- помощник машиниста машины ВПРС-500 7-го разряда Глазовской дистанции пути;
ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ. (0 г. 5 мес. 4 дн.) - машинист ВПРС-500 7-го разряда Специализированной путевой машинной станции № Г. Ж. Д.;
ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ. (0 г. 9 мес. 10 дн.) - машинист выправочно- подбивочно рихтовочной машины ВПРС-52Специализированной путевой машинной станции № ОАО «РЖД»;
ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ. (8 л. 3 мес. 27 дн.) - машинист железнодорожно строительных машин путевой машины Дуомат №-го разряда Специализированной путевой машинной станции N 318;
ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ. (2 г. 11 мес. 29 дн.) - машинист железнодорожно строительных машин 8-го разряда Специализированной путевой машинной станции №.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. ФИО4 назначить и выплачивать ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по Списку № 2 с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. ФИО4 - с 29.09.2015 г.
В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 ГПК РФ истец увеличила исковые требования и в дополнение к ранее заявленным требованиям просила признать решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. ФИО4 от 20.11.2015 года незаконным.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель на удовлетворении исковых требований настаивали, мотивировав требования доводами, изложенными в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 на удовлетворении исковых требований возражал, принятое Управлением решение от 20 ноября 2015 года считает законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно п. 1 ст. 22 Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за ее назначением, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 22 Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Таким образом, обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.
Согласно записям в трудовой книжке истец работал:
ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ. –помощник водителя автодрезины 3 р. и 4р. Глазовской дистанции пути Горьковской железной дороги;
ДД.ММ.ГГГГ. – ДД.ММ.ГГГГ. – учащийся в группе водителей мотовозов и дрезин Горьковской технической школы машинистов локомотивов Горьковской железной дороги;
ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – помощник водителя автодрезины АГМУ 4р. И 5р. Глазовской дистанции пути Горьковской железной дороги;
ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – учащийся в группе машинистов ВПР на 7-ми месячных курсах Калужской технической школы машинистов Московской железной дороги;
ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – помощник машиниста ВПРС-500 выправочно-подбивочно-рихтовочных машин на стрелках машин Глазовской дистанции пути Горьковской железной дороги;
ДД.ММ.ГГГГ. – ДД.ММ.ГГГГ. – машинист ВПР-1200 Горьковской дистанции Горьковской железной дороги;
ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – водитель мотовоза 6 разряда Глазовской дистанции пути Горьковской железной дороги;
ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ. – машинист автомотрисы Горьковской дистанции Горьковской железной дороги;
ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – помощник машиниста машины ВПРС-500 7-го разряда Горьковской дистанции;
ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – машинист ВПРС-500 7-го разряда Специализированной путевой машины станции № Г.Ж.Д.;
ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. – машинист выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПРС-52 Специализированной путевой машинной станции № ОАО «РЖД»;
ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ. – машинист железнодорожно- строительных машин путевой машины Дуамат №-го разряда Специализированной путевой машинной станции №;
ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ. - машинист железнодорожно- строительных машин 8-го разряда Специализированной путевой машинной станции №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе ФИО4 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив справку уточняющую льготный характер работы наряду с иными документами.
Согласно справке уточняющей льготный характер работы Глазовской дистанции пути № 25 от 27 марта 2014 года спорные периоды работы ФИО1 в качестве машиниста и помощника машиниста выправочно-подбивочно-рихтовочной машины и машины Дуамат не включены работодателем в льготный период работы.
Согласно п. 5 Постановления Министерства труда и социального развития и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 16/19па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с п.п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400- ФЗ правом на досрочное назначение страховой пенсии пользуются мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10.
Ранее действовавшим Списком производств цехов и профессий и должностей утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 предусмотрены профессии: машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций, мотовозов; машинисты-инструкторы локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций.
Согласно Списку профессий рабочих локомотивных бригад, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 272 от 24 апреля 1992 года, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются: машинисты и помощники машинистов автомотрис и мотовозов; машинисты и помощники машинистов паровозов; машинисты кранов (крановщики), занятые на паровых кранах на железнодорожном ходу; машинисты и помощники машинистов тепловозов; машинисты и помощники машинистов электровозов; машинисты и помощники машинистов дизель – поездов; машинисты и помощники машинистов электропоездов (секций); машинисты - инструкторы локомотивных бригад.
Список № 2 1991 года в разделе XXVIII «Транспорт» подразделе «Железнодорожный транспорт» вообще не предусматривает профессий «машинист».
Названными Списками профессии: «машинист, помощник машиниста машины ВПРС -500, ВПРС -52, ВПРС - 1200», «машинист железнодорожно – строительных машин путевой машины Дуомат № 43» не предусмотрены, в связи с этим законных оснований для включения периодов работы истца по указанным профессиям в стаж для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п.п. 5 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ не имеется.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. № 68 н утвержден Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 52, разделы: "Железнодорожный транспорт»; "Морской и речной транспорт". Исходя из описания характеристики работ машиниста железнодорожно-строительной машины, снегоуборочная машина, уборочная машина, выправочно – подбивочно - рихтовочная машина, шпалоподбивочная машина являются различными типами и назначения железнодорожно-строительных машин.
Машинисты железнодорожно-строительных машин правом на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пп. 5 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ не пользуются.
Машинисты выправочно – подбивочно - рихтовочных машин, занятые в разрезах и карьерах пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии разделом I «Горные работы» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10.
В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. № 51 «Об утверждении разъяснения "О приравнивании ранее применявшихся наименований к наименованиям профессий, предусмотренных Списками № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, в связи с изменением наименований профессий отдельных категорий работников» по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать: машинистам железнодорожно - строительных машин, обслуживающим выправочно - подбивочно - рихтовочные машины, как машинистам выправочно - подбивочно - рихтовочных машин, занятых на горных работах.
Решением ответчика на основании документов представленных истцом в льготный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию включены и зачислены следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя мотовоза;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве машиниста автомотрисы, всего страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом суммирования составил 06 лет 03 месяца 17 дней, что явно не достаточно для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В соответствии с п. 5 Разъяснений Министерства труда РФ N 5 от 22.05.1996 г., право на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. Периоды работы могут исчисляться по фактически отработанному времени.
Согласно ст. ст. 50, 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, и суд оценивает имеющиеся в деле доказательства. В силу указанных положений закона суд, при установлении того, что кто-либо из сторон уклоняется от участия в деле и выяснения необходимых по делу обстоятельств, вправе расценивать это обстоятельство как нежелание участвовать в состязательном процессе и признать, что данная сторона не доказала правомерность своих действий.
Доводы истца о тождественности наименований профессий машиниста железнодорожно – строительных машин и машиниста тепловоза не обоснованы, поскольку с учетом характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности установление тождественности различных наименований профессий, должностей в данном случае тождество должности истца «машинист железнодорожно-строительных машин» с профессией «машинист автомотрис, паровозов, тепловозов, электровозов, дизель-поездов и т.д.» законом не допустимо.
В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования работодателем не было указано льготной категории по должности истца.
Суд считает, что истцом не подтверждена работа в должности машиниста автомотрис, паровозов, тепловозов, электровозов, дизель-поездов и т.д., дающей право на досрочную трудовую пенсию в условиях полной занятости (не менее 80% рабочего времени).
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что характер и условия труда истца не были подтверждены представленными документами, то есть у истца отсутствует специальный стаж, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании пп. 5 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ", суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании за истцом права и назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на момент вынесения судом решения не имеется.
Руководствуясь статями 194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе ФИО4 и Глазовском районе о восстановлении пенсионных прав отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме составлено 16 мая 2016 года.
Судья О. В. Кириллова