ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-452/2017 от 06.06.2017 Амурского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-452/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2017 Амурский городской суд Хабаровского края

в составе судьи Стребковой В.В.,

при секретаре Губкиной Н.В.

с участием прокурора Амурской городской прокуратуры Захаровой И.А., представителя ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Амурского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и произвести рекультивацию,

УСТАНОВИЛ:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя требования тем, что Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Амурского муниципального района Хабаровского края. В ходе проверки прокуратурой с участием Эльбанского участкового лесничества КГКУ «Падалинское лесничество» произведен осмотр земельного участка, расположенного в <адрес>. В результате осмотра установлено, что указанный земельный участок расположен на землях запаса Амурского муниципального района Хабаровского края. На земельном участке непосредственно на почве расположены строительные отходы, бетонные плиты, вышедшие из употребления, потерявшие потребительские свойства автомобильные шины, древесные отходы, доски с гвоздями, бытовые отходы – пластиковые бутылки, ветошь, ветхая одежда, консервные банки и иные отходы жизнедеятельности человека. Свалка не имеет ограждений. На момент осмотра в результате активного таяния снега на земельном участке находятся загрязненные отходами талые воды. Установить собственника отходов не представилось возможным. Свалка, расположенная на землях запаса <адрес>, подлежит ликвидации, а земельный участок, на котором расположена свалка – рекультивации. Полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов возложены на органы местного самоуправления муниципального района. От негативного воздействия свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе <адрес> на землях запаса Амурского муниципального района, может пострадать любое лицо. Индивидуализировать и привлечь в качестве истцов таких лиц не представляется возможным, так как точный круг лиц, которые могут пострадать от негативного воздействия размещенных на неорганизованных свалках отходов, невозможно определить заранее. Просит обязать администрацию Амурского муниципального района Хабаровского края в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке с координатами , в районе <адрес> на землях запаса Амурского муниципального района; обязать администрацию Амурского муниципального района <адрес> произвести рекультивацию земельного участка с координатами N , в районе <адрес> на землях запаса Амурского муниципального района, в соответствии с проектом рекультивации в течение 6 месяцев с момента ликвидации свалки.

В судебном заседании прокурор Захарова И.А. поддержала исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, поддержала представленный письменный отзыв, в котором указала, что в соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 (с последующими изменениями) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в частности: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Согласно положениям пункта 2 статьи 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Частью 2 статьи 13 вышеназванного закона установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим федеральным законом. В соответствии с положениями пункта 2 ст. 26.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» решение спорных вопросов осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта. Договоров или соглашений между администрацией Амурского муниципального района и Правительством Хабаровского края (иными органами государственной власти Хабаровского края), определяющих порядок взаимодействия по выявлению и своевременному устранению несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов до урегулирования региональным законодательством спорного полномочия, не имеется. Участие муниципальных районов в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предусмотрено пунктом 14 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Исходя из данных правовых норм, субъект Российской Федерации обязан организовать деятельность в указанной сфере, на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации этой деятельности. Законом Хабаровского края от 09.12.2015 г. № 150 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» функции сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории края возложены на регионального оператора. Порядок участия и конкретные действия органов местного самоуправления муниципальных образований края, связанных с участием в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов законодательством Хабаровского края не определен, федеральным законодательством не предусмотрен, также не определен порядок участия. В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Земельного Кодекса Российской Федерации, к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам. В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса РФ объектами гражданских прав являются вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствии со статьей 49 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В соответствии с пунктом 5 статьи 51 вышеназванного закона, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решением Собрания депутатов Амурского муниципального района от 20.04.2016 № 285 утвержден Реестр муниципального имущества Амурского муниципального района, в том числе Перечень земельных участков, являющихся в муниципальной собственности Амурского муниципального района. Из данного решения видно, что спорный земельный участок не является объектом муниципальной собственности Амурского муниципального района. Просит отказать Комсомольскому-на-Амуре межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Как следует из акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, произведен осмотр территории земельного участка, расположенного в Амурском муниципальном районе Хабаровского края, установлено, что земельный участок имеет координаты , расположен на землях запаса Амурского муниципального района, не относится к землям лесного фонда. На котором расположены строительные отходы, древесные отходы, бытовые отходы, отходы жизнедеятельности человека.

Как следует из представленного стороной ответчика скриншоту с сайта Хабаровский край – РГИС, органом власти, уполномоченным на предоставление земельного участка, находящегося рядом с участком, координаты которого указаны в исковом заявлении, является Управление лесами Правительства Хабаровского края.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.

Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятелъности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др.

В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее Закон «Об отходах производства и потребления») к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в частности, относятся: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Согласно статье 8 Закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с положениями пункта 2 ст. 26.3 Закона «Об отходах производства и потребления» решение спорных вопросов осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта.

Субъект Российской Федерации обязан организовать деятельность в указанной сфере, на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации этой деятельности.

Законом Хабаровского края от 09.12.2015 г. № 150 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» функции сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории края возложены на регионального оператора.

В соответствии с п. 1 ст. 103 Земельного кодекса РФ, к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

Согласно п. 5 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решением Собрания депутатов Амурского муниципального района от 20.04.2016 № 285 утвержден Реестр муниципального имущества Амурского муниципального района, в том числе Перечень земельных участков, являющихся в муниципальной собственности Амурского муниципального района. Из данного решения видно, что спорный земельный участок не входит в реестр муниципальной собственности Амурского муниципального района.

Договоров или соглашений между администрацией Амурского муниципального района и Правительством Хабаровского края (иными органами государственной власти Хабаровского края), определяющих порядок взаимодействия по выявлению и своевременному устранению несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов до урегулирования региональным законодательством спорного полномочия, не имеется.

Таким образом, при установленных обстоятельствах суд не может обязать администрацию Амурского муниципального района ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и произвести рекультивацию, поскольку в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности, при этом функции сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории края возложены на регионального оператора.

Кроме того, в обоснование заявленных требований Комсомольским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором не представлены доказательства, что земельный участок с координатами , в районе <адрес>, является является землями запаса и находится в собственности Амурского муниципального района Хабаровского края.

При таких обстоятельствах исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Комсомольскому-на-Амуре межрайонному природоохранному прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 13.06.2017г.

Судья В.В. Стребкова