ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-452/2022 от 27.05.2022 Вяземского районного суда (Смоленская область)

дело № 2-452/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Зуевой С.А.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2,

представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, Администрации Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Изначально ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, Администрации Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий.

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 18 марта 2022 года (л.д. 107) по настоящему делу в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7.

Определением Вяземского районного суда Смоленской области от 8 апреля 2022 года (л.д.129-130) суд перешел к рассмотрению дела по заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, Администрации Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий по правилам гражданского судопроизводства.

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от «8,12» апреля 2022 года (л.д.132-134) по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межведомственная комиссия при Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

В обоснование требований истцы ФИО1, ФИО2 указали, что 10 февраля 2009 года Вяземское городское поселение Вяземского района в качестве наймодателя и ФИО1 в качестве нанимателя заключили договор социального найма жилого помещения ХХХ в отношении квартиры ХХХ, расположенной в двухквартирном доме .

В соответствии с данными Вяземского отделения Смоленского филиала ФГУП Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ двухквартирный дом имеет 1960 год постройки и был построен государственным предприятием Вяземский мелькомбинат. Также данные технической инвентаризации подтверждают, что в отношении дома никогда не проводился капитальный ремонт.

При заключении договора социального найма ФИО1 должностными лицами органа местного самоуправления гарантировалось проведение капитального ремонта дома, поскольку его конструкции были ветхими и требовали немедленного ремонта ввиду постоянного подтопления вследствие болотистой местности.

Заменить данное жилье на более пригодное, орган местного самоуправления отказывался, при этом отказал и в приватизации жилья.

Учитывая, что ФИО1 и ФИО2 был подан иск о признании права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации, который администрация Вяземского городского поселения признала, что и послужило основанием для удовлетворения иска решением Вяземского района Смоленской области от 6 мая 2020 года по делу № 2-551/2010.

Таким образом, приватизация квартиры ХХХ, расположенной в доме , была проведена в судебном порядке. При этом в отношении данного дома никогда не производился капитальный ремонт.

Согласно выписке из ЕГРН собственником названной квартиры является ФИО2, которому ФИО1 подарила данное помещение с правом проживания.

Из смысла норм ст. 16 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ч. ч. 1-3, 5 ст. 190.1 ЖК РФ, ст. 191 ЖК РФ следует, что за администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области за счет финансирования Администрацией Смоленской области до настоящего времени сохранена обязанность по обследованию конструкции дома и проведению в отношении него капитального ремонта. Невыполнение данной длящейся обязанности со стороны органа местного самоуправления и органов государственной власти привело к порче конструкций указанного дома ХХХ. Указанное нарушение прав административных истцов является длящимся.

При этом истцы обратились к ответчикам с требованием произвести обследование двухквартирного дома и немедленно организовать его капитальный ремонт, а в случае невозможности провести капитальный ремонт данного дома, возместить убытки. Данное обращение в нарушении Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» до настоящего времени не рассмотрено и требования, изложенные в нем, не выполнены.

Ссылаясь на данные обстоятельства, просят: признать незаконным уклонение Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области и Администрации Смоленской области от рассмотрения заявления ФИО1 и ФИО2; возложить на Администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области и Администрацию Смоленской области обязанности: произвести обследование двухквартирного дома и организовать его капитальный ремонт.

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что веранда указанной квартиры сгнила из-за постоянной сырости, фундамент дома врос в землю и стоит в воде; в подвале постоянно стоит вода и ее регулярно откачивают насосом, из-за сырости все стены в доме покрыты грибком. В настоящее время жалеет, что приватизировала указанную квартиру. Когда они перешли в спорную квартиру, то в ней не было ни пола, ни отопления. В настоящее время хотят, чтобы им предоставили двухкомнатную квартиру в старом доме.

Истец ФИО2 заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что из-за постоянной сырости в квартире нечем дышать, из-за чего проживать в ней невозможно. Ремонтировать дом нет смысла, так как кирпич рассыпается в руках, дом находится в аварийном состоянии.

Представитель ответчика - Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленская область» ФИО8 заявленные требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в возражении (л.д. 66), согласно которому, не является многоквартирным, а домом блокированной застройки, тем самым указанный дом не подлежит включению в региональные программы по проведению капитального ремонта, а обязанность по содержанию и проведению капитального ремонта в спорном доме возлагается на собственников. Постановление Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 11 августа 2015 года № 1418 создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Межведомственная комиссия создана для оценки и обследования жилых помещений фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев необходимости оценки и обследования помещений в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, находящихся на территории города Вязьма и Вяземского района, и не осуществляет обследование домов для проведения капитального ремонта. В межведомственную комиссию истцы по вопросу обследования дома не обращались.

Представитель ответчика – Администрации Смоленской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом (л.д.146), в ранее представленном отзыве (л.д.79-80) указал, что дом является домом блокированной застройки, который не относится к многоквартирным домам, в связи с чем не подлежит включению в региональные программы по капитальному ремонту многоквартирных домов; соответствующий дом в региональную программу капитального ремонта Смоленской области не включен. Производить капитальный ремонт общего имущества в домах блокированной застройки обязаны сами собственники расположенных в данных домах помещений.

Представитель третьего лица – Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие. учитывая правовую позицию, изложенную в ранее представленном в суд отзыв (л.д.152). Данная правовая позиция представителя третьего лица, аналогичная правовой позиции представителя ответчика – Администрации Смоленской области.

Представитель третьего лица – Межведомственной комиссии при Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, третьи лица - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом (л.д.147-150), позиции по существу спора не высказали.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Из положений ст. 1 ЖК РФ следует, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

В силу п. п. 8, 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения) (далее по тексту – Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В соответствии с п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 46 Положения предусмотрено, что комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Как указано в п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Указанный п. 47 Положения содержит исчерпывающий перечень решений, принимаемых комиссией.

Судом установлено и следует из материалов дела, 10 февраля 2009 года между администрацией Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области – наймодателем, и ФИО1 – нанимателем, заключен договор социального найма жилого помещения ХХХ, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи – мужу Л.В. и внуку ФИО2, в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: (л.д. 9-10).

Решением Вяземского городского суда Смоленской области от 6 мая 2010 года за ФИО9 и ФИО2 признано право собственности на жилое помещение – квартиру в порядке приватизации, за каждым по 1/3 доли (л.д. 11).

дд.мм.гггг.Л.В. умер (л.д. 18), после смерти которого ФИО2 выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на 1/3 долю квартиры (л.д. 17).

22 марта 2011 года ФИО1 по договору дарения подарила ФИО2 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру (л.д. 14).

Согласно пункту 4 указанного договора дарения ФИО1 сохраняет право пожизненного проживания в квартире.

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 21 ноября 2012 года (л.д.82) квартира признана частью жилого дома .

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 2 февраля 2022 года правообладателем квартиры с 19 марта 203 года является ФИО2 (л.д. 50).

Согласно выписке из ЕГРН, по состоянию на 2 февраля 2022 года общедолевыми собственниками жилого помещения с кадастровым номером ХХХ по 1/4 доли у каждого, расположенного по адресу: , являются: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 (л.д.51-53).

ФИО1 и ФИО2 обратились в Администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, в Администрацию Смоленской области с заявлением о проведении обследования двухквартирного дома и организации его капитального ремонта либо возмещении причиненных убытков (л.д. 19-21), ссылаясь на закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которому приватизация занимаемые гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищном законодательством Российской Федерации.

Письмом Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 22 ноября 2021 года № 2181/02-57 (л.д.39) ФИО1 и ФИО2 было разъяснено, что проведение обследования многоквартирных жилых домов на предмет их аварийности осуществляется межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, на основании заявления собственника помещения, собственник жилого помещения ХХХ в доме с таким заявлением не обращался. Также разъяснено, что межведомственная комиссия создана для оценки и обследования жилых помещений фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случав необходимости оценки и обследования помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, находящихся на территории города Вязьма и Вяземского района, и не осуществляет обследование домов для проведения капитального ремонта.

Как указывалось выше, Положением установлено, что жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем, квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (пункт 5); орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в данном Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (пункт 8).

Названным Положением предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения (пункт 42); по результатам работы комиссия принимает одно из соответствующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям (пункт 47).

Из анализа указанных положений следует, что межведомственная комиссия администрации вправе проводить оценку соответствия жилых домов (жилых помещений), расположенных на территории города; по результатам своей работы принимать решение в виде заключения о признании указанных жилых домов (жилых помещений) пригодными, либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта. Указанная оценка осуществляется на основании заявления собственника недвижимого имущества или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.

С учетом вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что возможность принятия решения об отказе в рассмотрении заявления данный перечень не содержит. Законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Положения, оно распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Межведомственная комиссия должна по заявлению гражданина, независимо от того является ли он собственником жилого помещения или нанимателем, провести обследование жилого помещения и многоквартирного дома в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями. Отсутствие решения межведомственной комиссии, принятого в соответствии с пунктом 47 Положения, нарушает права заявителя, поскольку он в отсутствие соответствующего решения не имеет возможности выбора способа защиты своих жилищных прав в дальнейшем.

Согласно статье 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (часть 1).

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3).

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам (часть 4).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения (часть 5).

Разрешая возникший спор, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о незаконности решения Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 22 ноября 2021 года № 2181/02-57, принятое по рассмотрению заявления от 22 ноября 2021 года ФИО1, ФИО2, в части их обращения о проведении обследования жилого помещения - квартиры , поскольку такое обращение заявителей в указанной части подлежало направлению Администрацией в течение семи дней со дня его регистрации для принятия соответствующего решения в Межведомственною комиссию при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

В связи с данными обстоятельствами, на Администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области подлежит возложению обязанность передать на рассмотрение Межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области заявление от 22 ноября 2021 года ФИО1, ФИО2 в части их обращения о проведении обследования жилого помещения - квартиры , в целях признания данного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан.

В остальной части заявленных требований истцов ФИО1, ФИО2, предъявленных к Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, надлежит отказать.

Также, учитывая, что в ходе рассмотрения дела не установлено нарушений прав истцов действиями ответчика – Администрации Смоленской области, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований к указанному ответчику.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 22 ноября 2021 года № 2181/02-57, принятое по рассмотрению заявления от 22 ноября 2021 года ФИО1, ФИО2, в части их обращения о проведении обследования жилого помещения - квартиры .

Возложить на Администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанность передать на рассмотрение Межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области заявление от 22 ноября 2021 года ФИО1, ФИО2 в части их обращения о проведении обследования жилого помещения - квартиры , в целях признания данного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан.

В остальной части иска ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрации Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.

Судья Т.Н. Красногирь