Фрунзенский районный суд города Саратова Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Фрунзенский районный суд города Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-453/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2012 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А.,
при секретаре Михайловой А.А.,
с участием прокурора Пирожниковой Н.А.,
представителя комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1,
представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Саратова о признании недействующим пункта 2 распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года №17-од,
установил:
Прокурор города Саратова обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 2 распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года №17-од.
В обосновании заявления прокурор указывает, что прокуратурой города проведена проверка деятельности комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросу соблюдения порядка официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с п. 7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» (принятые Решением Саратовской городской Думы от 27 сентября 2007 года №20-185) контейнеры и бункеры-накопители должны содержаться в технически исправном состоянии, быть покрашены и иметь маркировку с указанием ответственного за территорию, владельца контейнера, хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз мусора. На контейнерной площадке должен быть размещен график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз. Внешний вид контейнеров и бункеров-накопителей должен соответствовать архитектурно - художественным требованиям, установленным распоряжением председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов».
Проведенной проверкой было установлено, что 09 августа 2011 года исполняющим обязанности председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3 было издано распоряжение № 17-од об утверждении архитектурно-художественных требований к внешнему виду контейнеров, типу ограждений контейнерных площадок и устройству контейнерных площадок, которое на момент окончания проверки в средствах массовой информации не было опубликовано.
Кроме того, исполняющим обязанности председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3 при издании распоряжения от 09 августа 2011 года № 17-од вышел за пределы переданных ему полномочий, поскольку в соответствии с п. 7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» комитету по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» были переданы полномочия по утверждению требований к архитектурно-художественному внешнему виду контейнеров и бункеров-накопителей, а не типов ограждений контейнерных площадок и порядка расположения контейнерных площадок.
Прокуратурой города 25 ноября 2011 года внесено представление в адрес администрации муниципального образования «Город Саратов» об устранении нарушений законодательства.
По результатам рассмотрения представления, 13 декабря 2011 года распоряжение комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года № 17-од было опубликовано в специальном выпуске газеты «Саратовская Панорама» № 125 (789), также за допущенные нарушения порядка опубликования муниципальных правовых актов к дисциплинарной ответственности привлечено должностное лицо.
Однако администрация муниципального образования «Город Саратов» и комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» не согласились с доводами прокуратуры города о превышении полномочий в части установления требований к типу ограждения контейнерных площадок, о чем свидетельствует ответ администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22 декабря 2011 года №.
Прокурор полагает, что пункт 2 распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года № 17-од противоречит требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу муниципального образования «Город Саратов» и Правилам благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», поскольку в компетенцию комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» не входит установление требований к типу ограждения контейнерных площадок.
Пункт 2 распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года № 17-од нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку устанавливает требования к типу ограждения контейнерных площадок, которые необходимо установить гражданам, выбравшим непосредственный способ управления многоквартирным домом.
В судебном заседании помощник прокурора города Саратова Пирожникова Н.А. просила удовлетворить заявление по изложенным в нем основаниям.
Представители комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1, (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ), администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования не признали, указывая на то, что оспариваемый пункт распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года № 17-од принят в пределах полномочий, предоставленных комитету Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Город Саратов» и Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов».
Заслушав объяснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов (п. 1 ч. 1 ст. 245 ГПК РФ).
В соответствии с требованиями ст. 45 и ст. 251 ГПК РФ прокурору в пределах своей компетенции предоставлено право обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами. На основании пункта 3 статьи 22 указанного закона обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, является одним из полномочий прокурора, осуществляемым в целях защиты государственных интересов.
На основании требований ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно п. 2 и п. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и(или) законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 7).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также, конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7).
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как установлено судом, исполняющим обязанности председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3 принято распоряжение от 09 августа 2011 года №17-од об утверждении внешнего вида контейнеров и бункеров-накопителей, а также контейнерных площадок.
Данное распоряжение комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года №17-од в установленном порядке опубликовано в газете «Саратовская панорама», спецвыпуск №125 (789) от 13 декабря 2011 года (л.д. 53-54).
Пунктом 2 распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года №17-од установлено, что тип ограждения контейнерных площадок утверждается согласно приложению № 2.
В приложении №2 к распоряжению комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года №17-од приведено изображение ограждений контейнерных площадок с указанием параметров, внешнего вида и материалов данных ограждений.
Как следует из существа оспариваемого правового акта, он является нормативным, поскольку устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лица и рассчитанные на неоднократное применение, в целях регулирования общественных отношений, связанных с благоустройством территории муниципального образования «Город Саратов».
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года №17-од) предусматривалось, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступивший в действие с 01 января 2012 года) указанный пункт части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложен в новой редакции, согласно которому к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Саратов» (в редакции от 24 июня 2010 года), принятого Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года №67-649 организация благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города относятся к вопросам местного значения города.
Решением Саратовской городской Думы от 27 сентября 2007 года №20-185 приняты Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», которыми определены требования к сбору и вывозу мусора на территории муниципального образования «Город Саратов.
Согласно п. 7.12 указанных Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» (в редакции решения Саратовской городской Думы от 08 июля 2011 года №5-58) контейнеры и бункеры-накопители должны содержаться в технически исправном состоянии, быть покрашены и иметь маркировку с указанием ответственного за территорию, владельца контейнера, хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз мусора. На контейнерной площадке должен быть размещен график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз. Внешний вид контейнеров и бункеров-накопителей должен соответствовать архитектурно-художественным требованиям, установленным распоряжением председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов».
Решение Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 г. № 42-491
«О Положении о комитете по архитектуре администрации
муниципального образования «Город Саратов» (с изменениями от 7 июля 2010 г.)
Как следует из п. 1.1. Положения о комитете по архитектуре администрации
муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 г. № 42-491
(в редакции решения Саратовской городской Думы от 07 июля 2010 года №53-634) (далее - Положение о комитете по архитектуре администрации
муниципального образования «Город Саратов»), комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» решение вопросов местного значения в сфере архитектуры.
Как следует из системного анализа приведенного выше законодательства, право на разработку и утверждение Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» обладает Саратовская городская Дума. При этом согласно п. 3 Положения о комитете по архитектуре администрации
муниципального образования «Город Саратов», указанному Комитету не предоставлено право принимать нормативные правовые акты по вопросам благоустройства.
При этом п. 7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» (в редакции решения Саратовской городской Думы от 08 июля 2011 года №5-58) делегирует полномочия комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» только в части установления архитектурно-художественным требованиям к внешнему виду контейнеров и бункеров-накопителей.
Пункт 8.14.4 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» предусматривает согласование администрациями районов города и комитетом по архитектуре и градостроительству схем размещения, а также эскизов или макетов строительства или установки малых архитектурных форм, элементов монументально-декоративного оформления, коммунально-бытового и технического оборудования, некапитальных сооружений на территории городского округа в местах общего пользования, но не установлении конкретных требований к указанным объектам.
Довод представителя комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что установление типа ограждений контейнерных площадок является составляющей внешнего и архитектурно-художественного вида контейнеров, поскольку они являются вспомогательным объектом и не могут существовать самостоятельно, и в соответствии с п. 7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» имел право устанавливать архитектурно-художественные требования ограждений контейнерных площадок, суд считает не обоснованным.
Так согласно п. 2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» бункер-накопитель - стандартная емкость для сбора крупногабаритных отходов и иного мусора объемом более 2 кубических метров; контейнер - стандартная емкость для сбора мусора объемом до 0,75 кубических метров включительно; контейнерная площадка - специально оборудованная площадка для сбора и временного хранения отходов производства и потребления с установкой необходимого количества контейнеров и бункеров-накопителей.
Таким образом, контейнеры, бункеры-накопители и контейнерная площадка - разные понятия, к которым устанавливаются самостоятельные требования.
Более того, согласно пункту 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Государственным комитетом Российской федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Вместе с тем, как следует из пункта 2 распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года №17-од и приложению №2 к указанном распоряжению, ограждения контейнерной площадки должны быть изготовлены из бетона, при этом возможность установки ограждений из иных материалов не предусмотрена.
С учетом изложенного оспариваемые прокурором положения пункта 2 распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года №17-од не относится к компетенции об установлении требований к типу ограждения контейнерных площадок не относится к полномочиям комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» и противоречит действующему федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах, на основании статьи 253 ГПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29 ноября 2007 года, учитывая конкретные обстоятельства, и тот факт, что оспариваемые положения нормативного акта применялись, суд считает возможным признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями) решение суда (его резолютивная часть) подлежит опубликованию комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный акт.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 2 распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года №17-од.
Резолютивная часть решения суда после вступления в законную силу в соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года №2124-1 (с последующими изменениями) подлежит опубликованию комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный акт.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 29 февраля 2012 года.
Судья
А.А. Богомолов